Рынок труда и миграция населения в Кузбассе

В.И.Пономаренко
Гурьевск

1. Демографические процессы.

Численность постоянного населения Кузбасса на 1 января 2006 года составила 2838,6 тыс. человек. За период с 2000г. по 2005г. население области уменьшилось на 122,4 тыс.человек, или на 0,7% в год. Естественная убыль в 2005г. составила - 22,1 тыс.человек, а в расчете на 1000 жителей - 7,7 человека (в 2004г.-7,2). Коэффициент естественной убыли является самым высоким по Сибирскому федеральному округу (-4) и выше, чем в среднем по России.

Следует отметить, что в последние годы наблюдается некоторое повышение уровня рождаемости - с 8,9 промилле в 2000г. до 10,9 - в 2005г.

Однако эти позитивные сдвиги не оказывают существенного влияния на формирование численности населения. Уровень смертности по прежнему остается высоким: 18,6 в 2005г. против 17,9 промилле в 2004г. При этом 30% умерших приходится на трудоспособный возраст.

Не оказывает заметного влияния на изменение общей численности и миграция населения. В 2005г. общее сальдо миграции составило 5,8 тыс. человек, т.е. 26% от естественной убыли (в 2004-17%).Самый высокий миграционный прирост зафиксирован в 2000,2004,2005гг.-, 3168, 3641,5780 человек соответственно. Самый высокий миграционный оборот (сумма прибывших и убывших) зафиксирован в 2000г. - 122 тыс. человек, соответственно самый низкий в 2005г. - 99,3 тыс. человек
Самый высокий миграционный прирост зафиксирован в 2000г.- 3168 человек

Соотношение численности городского и сельского населения колеблется в пределах 75 и 15 процентов. Причем, несмотря на более высокую смертность на селе, численность сельского населения остается практически неизменной, т.е. большая часть естественной убыли пополняется за счет мигрантов. Например: в 2004г. - 41% миграционного прироста приходился на село. В Новосибирской области в 2003г. и в 2004г. половина миграционного прироста зафиксировано так же в сельской местности.

Это можно объяснить тем, что среди мигрантов, основную долю которых составляют выходцы из СНГ, преобладающие большинство - малообеспеченные люди, которые не в состоянии приобрести жилье в городах, поэтому оседают в сельской местности, пополняя число безработных. Этот вывод подтверждают и данные статистики по Новосибирской области, где в 2004г. при общей убыли населения на 5%, городское сократилось на 4,9%, сельское всего 0,1%.

2. Оценка рынка труда

Уровень регистрируемой безработицы за период 2000-2004г. в сельской местности возрос в 3-8 раза и составляет в отдельных сельских районах от 4% до 14% к численности трудоспособного населения. В целом по области за этот период безработица возросла в 2 раза и составила в 2005г. 2,7% к численности экономически активного населения (в 2004г.- 3,1%)

Число безработных на селе растет и в связи с сокращением наиболее трудоемких отраслей сельского хозяйства (животноводства, овощеводства) и с продолжающимся процессом ликвидации крупных сельхозпредприятий. В результате нагрузка незанятого населения на одну вакансию в отдельных сельских районах в 2004г. составляла 100 и более человек, в целом по области 3,0 человека.

Число горожан за 2000-2004г.г. сократилось на 5,6%. Теряют население в основном, малые и средние города. Тем не менее, безработица здесь так же растет. Уровень безработицы в 2004г. по сравнению с 2000г. почти по всем городам (менее 100 тыс. населения) возрос в 2 и более раза. Общая численность зарегистрированных безработных в целом по области составляла: на конец года в 2003г. - 47,9 тыс.человек; в 2004г. - 56,7 тыс.чел.; в 2005г.- 49,9 тыс.чел. В соответствии с оценкой по методологии МОТ число безработных в 2005г. достигало 128 тыс.человек, или 9,4% от экономически активного населения.

И только в двух крупных городах, с населением более 500 тыс.человек - Кемерово (552,6 тыс.) и Новокузнецке (563,3 тыс.) - ощущается постоянный дефицит трудовых ресурсов. Почти половина всех вакансий в 2004г. заявлено в службу занятости этих городов, где проживает лишь пятая часть претендентов.

По оценке службы занятости, каждый четвертый претендент на вакансию не отвечает квалификационным требованиям, предъявленным работодателем, а условия работы и оплаты труда не соответствуют запросам безработных - каждая третья вакансия оплачивается ниже прожиточного минимума.

3. Трудовые мигранты

Рынок труда иностранной рабочей силы в последние годы претерпел некоторые изменения. Так если в 2004г. по данным Управления по делам миграции было привлечено 1453 квалифицированных специалиста (на 43% больше чем в 2003г.), то в 2005г. - 2782 человека. Более чем в 2 раза увеличился приток трудовых ресурсов из Азербайджана, Армении. Узбекистана. В миграционном обороте был�� задействовано 23 государства, в том числе в рамках квоты были привлечены граждане Китая - 272 чел., КНДР - 75 чел., Турции - 11 чел., стран бывшей Югославии - 61 чел. Следует отметить, что среди привлеченных иностранных специалистов доля граждан Китая стабильно составляют около 10%. Изменилось и структура занятости иностранцев по отраслям народного хозяйства. В 2005г. в строительстве было занято 51,7% (против 35% в 2004г.), в торговле и общественном питании - 29,1% (в 2004г.-38%), в промышленности - 12,1% (в 2004-17%), а в сельском хозяйстве, транспорте и здравоохранении - всего 1%.

Иностранные граждане работали в 25 территориальных единицах, но наибольшее число их приходилось на областной центр, где в 2005г. нашли свое применение 47% иммигрантов.

Привлечение иностранных граждан осуществлялось с учетом приоритетного права российских граждан на занятие вакантных рабочих мест и должностей. Однако в ряде городов Кемеровской, (да и в соседних областях - Новосибирской и Томской) открываются так называемые "китайские рынки", что вызывает неприятие со стороны местных рыночных торговцев, которые в связи ростом сети стационарной торговли и без того переживают не лучшие времена.

Одна местная независимая газета высказывает опасение, что на рынке труда негативно может, отразится и принятый законопроект "О миграционном учете иностранных граждан в РФ". К примеру, на угольные предприятия Кузбасса теперь можно будет нанимать китайских шахтеров, согласных работать за 200 долларов, тогда как заработная плата местных работников составляет сегодня до 20 тыс. руб. И в первом и во втором случае в результате недобросовестной конкуренции могут потерять работу сотни коренных жителей.

Кроме того, в последнее время участились случаи нарушения действующего миграционного законодательства РФ в деятельности "китайских" рынков и других организаций. В результате (по данным УФМС России) в 2005г. привлечено к административной ответственности 1016 граждан Китая, 48 человек выдворены за пределы России.

За три месяца 2006г. выявлено уже более 4000 нарушений со стороны лиц китайского происхождения и решается вопрос об их депортации.

4. Перспективы миграции и рынка труда

Таким образом, рынок труда Кузбасса характеризуется территориальным несоответствием спроса и предложения на рабочую силу, а также несбалансированной профессионально-квалификационной структурой на её спрос и предложение. Проблема соответствия потребности в квалифицированных кадрах с потребностью в них вполне решаема, т.к. в области имеется развитая сеть начального, среднего и высшего профессионального образования. В настоящее время департаментом труда совместно с органами самоуправления проведен анализ профессионально - квалификационного состава и подготовки кадров в 2001-2003гг. и выполнены прогнозы потребности в квалифицированной рабочей силе на период до 2010 года в территориальном разрезе.

Проблема же территориальной сбалансированности рынка труда связана с дополнительными инвестициями - низкий уровень внутренней миграции населения обусловлен, прежде всего, отсутствием доступного жилья в местах дефицита рабочей силы. Выходцы из трудоизбыточных районов сталкиваются и с проблемой съема жилья. Так в 2004г. в области при средне душевом доходе в 6154 руб. плата за однокомнатную квартиру в крупных городах составляла минимум 4 тыс. руб. А в местах выхода мигрантов средний доход в 1,5 - 2 раза ниже. Причем, чем крупнее город, тем больше разрыв между стоимостью съемного жилья и среднедушевым доходом населения. Например, в Новосибирске с числом жителей на 01.011.2004г. 1413 тыс. человек, при среднем уровне заработной платы 7090,6 руб., за аренду однокомнатной квартиры приходится платить не менее 6 тыс. рублей.

Среднемесячная зарплата в отраслях непроизводственной сферы составляла всего 38-66% от средней в целом по области. Доля населения с денежными доходами ниже прожиточного минимума составляла 19% (средний прожиточный минимум в 1У квартале 2005г. составил 2673 раза) Если сопоставить рост уровня доходов населения с россом цен на жилье (110% против 143% в 2004г.), то становится очевидным, что купить квартиру для подавляющего числа потенциальных мигрантов принципиально невозможно.

Развитие в последние годы ипотеки и кредитования жилья не решает этой проблемы, так как в этот процесс включается лишь часть населения с высоким уровнем дохода. И, наоборот, "ипотечный бум" привел к многократному повышению стоимости жилья на вторичном рынке.

Только наличие действительно доступного жилья (вероятнее всего социального (на правах аренды) в местах дефицита рабочей силы может способствовать решению проблемы территориальной сбалансированности рынка труда и повышению уровня внутренней миграции населения.

При определении направления миграционной политики необходимо, прежде всего, учитывать интересы коренного населения. Прогнозы объемов и направления миграции населения должны решаться в контексте с решением социально-экономических проблем. Сегодня вопросы комплексного развития территорий не находятся в компетенции органов местного самоуправления. Прогнозы же, ориентированные на "замещение" естественной убыли миграцией населения, без учета потребности в работниках, с большей вероятностью окажутся недостоверными.

Удвоение ВВП, безусловно, потребует увеличение объемов производства, но это не означает адекватного увеличения потребности в трудовых ресурсах. Многие исследователи отмечают, что в настоящее время старение основных фондов достигает 70%. Замена же устаревшего оборудования как правило сопровождается снижением материало-энерго-и трудоемкости производства, а следовательно, приведет к сокращению потребности в ресурсах по всей технологической цепочки. Например: в Кузбассе закрываются шахты неэффективные и с опасными условиями труда, и вводятся в эксплуатацию новые уникальные технологии добычи угля с полным отсутствием людей в очистных забоях. Что позволило в 2004г. по сравнению с 2003г. повысить производительность труда в угольной промышленности на 11%. Внедряются новые технологии и в металлургическом производстве и в сельском хозяйстве. В настоящее время большая часть продукции животноводства овощеводства производится в личном подсобном хозяйстве, где уровень производительности труда крайне низкий. То есть, резервы сокращения дополнительной потребности в трудовых ресурсах имеются. Пока же перед органами местного самоуправления стоит проблема занятости населения в сельской местности и в малых и средних городах. Известно, что проблемные в социально-экономическом плане территории с отсутствием возможности выбора мест приложения труда -не привлекательны, как для внутренних, так и для внешних мигрантов.

ЛИТЕРАТУРА

  1. Года и районы Кузбасса. Росстат, Госстат по Кемеровской области 2005г.
  2. Итоги экономического и социального развития Кемеровской области в 2005г. Кемерово, 2006г. Департамент экономического развития Администрации Кемеровской области.
  3. Численность населения Кемеровской области (на январь 2005г.) статистический бюллетень Кемерово 2005г.