Последствия ужесточения российского иммиграционного законодательства.
Люди вне правового поля.

Э.Э. Руденкина
Екатеринбург

Мигранты, находящиеся вне государства своей гражданской принадлежности, нередко не владеющие в совершенстве языком страны, в которой проживают, во всем мире признаны одной из наиболее уязвимых групп людей и находятся в сфере внимания омбудсменов. Рассматривая обращения граждан, оказывая им помощь, мы отчетливо видим негативные последствия запретительной миграционной политики Российской Федерации, последствия поспешного принятия федеральных законов "О правовом положении иностранных граждан" и "О гражданстве Российской Федерации".

В 2002 году много говорилось о том, что в результате поспешности законодателей, отсутствия переходного периода, многие люди, законно проживавшие в России, оказались вдруг на положении нелегалов. Причины такого положения самые разные. Есть субъективные - простое нежелание заниматься оформлением документов, юридическая неграмотность. И объективные - отсутствие собственного жилья, возможности оформить регистрацию по месту жительства. Части обратившихся нам удается помочь. Однако большое беспокойство вызывают у нас переселенцы, у которых фактически нет шансов на легализацию в рамках действующего законодательства.

Серьезным препятствием к легализации для части мигрантов является состояние здоровья или наличие судимости за совершение тяжкого преступления или преступления средней тяжести. Некоторые обратившиеся имеют в России семьи, детей, работают нелегально, выезжать не хотят, а часто и некуда. Положение усугубляется крайне неудовлетворительной работой консульских учреждений стран СНГ. Документы, поступившие по почте, фактически не рассматриваются, свидетельства на возвращение оформляются в течение длительного времени.

По новым законам мы живем уже более трех лет, однако нельзя сказать, что ситуация выправляется. Наоборот. Все больше и больше поступает в адрес Уполномоченного писем от людей, находящихся в отчаянном положении.

С одним из заявителей работа ведется уже более двух лет. Уроженец Баку, армянин по национальности заражен вирусом иммунодефицита. Этот человек имеет криминальное прошлое, бывший наркоман, но он решил твердо встать на путь исправления. Женился, хотя живет гражданским браком, поскольку официально зарегистрировать отношения не может. Сейчас он привязан к своему дому, боится выйти даже в магазин. На вполне законных основаниях ему отказано в выдаче разрешения на временное проживание, Российскую Федерацию необходимо покинуть. Только вот ехать некуда, ни армянского, ни азербайджанского гражданства у него нет. Расписываясь в уведомлении, он написал: "Мне известно, что в соответствии с требованием законодательства Российской Федерации я должен покинуть пределы России. Как исполнить данное требование не знаю".

В тяжелом положении оказались люди, имеющие судимость за совершение тяжкого преступления или преступления средней тяжести. Обеспокоены их жены, полные тревоги письма приходят из колоний. Люди интересуются, как жить дальше, как воссоединиться с семьей, проживающей в России.

Мы часто и много упрекаем простых людей в незнании законов. При этом должностные лица, юристы, судьи, не особо задумываются над тем, а есть ли возможность у человека не нарушая закон выполнить их требование и решение. Немало ситуаций, когда человек поставлен в двойственное положение. Судьи, принимая решение в отношение того или иного лица, не учитывают его гражданскую принадлежность. Нередко человек и выехать, вернуться на родину не может, и остаться нельзя: регистрацию по месту жительства не продлевают, работать нельзя.

Пришедший с жалобой гражданин Таджикистана показал справку о том, что он осужден Сысертским районным судом к двум годам лишения свободы условно с испытательным сроком на 2 года и состоит на учете в Уголовно-исполнительной инспекции. На него возложены обязанности периодически являться на регистрацию, не менять место жительства. Только вот места жительства в России у этого человека нет. Права на работу тоже.

Об аналогичной ситуации рассказала мать одной из осужденных женщин. Ее дочь Татьяна уроженка Казахстана. За три эпизода мошенничества двумя судебными решениями приговорена к 5 годам лишения свободы с испытательным сроком и к 3 годам лишения свободы с отсрочкой до достижения ребенком 14-летнего возраста. Находится под надзором милиции. В то же время российского гражданства не имеет, нет шансов на получение разрешения на временное проживание.
Это ��е единичные случаи, которые можно не замечать. Количество нелегальных жителей России регулярно пополняется за счет тех, кто выходит на свободу после отбытия наказания. По данным за 2005 год из исправительных учреждений, расположенных на территории Свердловской области было освобождено 9280 осужденных. Без паспортов вышло на свободу 1819 человек. Не у всех у них есть проблемы с гражданством, однако точную цифру назвать сегодня нельзя, такой статистики просто не ведется.

Казалось бы, вопросов не должно возникать, на бумаге, в положениях и инструкциях все определено. Гражданам России, не имеющим паспортов, документы оформляются сотрудниками УИС. При освобождении осужденных - иностранных граждан и лиц без гражданства, проживающих за границей Российской Федерации, им приобретаются билеты до железнодорожной станции на территории Российской Федерации, ближайшей к границе с государством, гражданами которой они являются. При отсутствии документа, удостоверяющего личность, билеты приобретаются с транзитом через населенный пункт, где находится консульский отдел посольства государства, представляющего его интересы на территории РФ. За 4 месяца до освобождения лиц, отбывающих наказание за совершение тяжкого преступления либо преступления средней тяжести, администрация исправительных учреждений готовит представление для принятия решения о нежелательности его пребывания на территории РФ.

Только вот гражданскую принадлежность осужденных не всегда легко определить. Как показывает практика, не умеют это делать сотрудники социальной службы исправительных учреждений. Главный ориентир сегодня - наличие регистрации по месту проживания на 6 февраля 1992 года. Если данный факт не удается подтвердить, осужденный выходит на свободу со справкой об освобождении.

Хотелось бы также отметить, что сложности с получением паспорта из-за невозможности подтвердить наличие российского гражданства могут возникнуть не только у мигрантов, но и у человека, никогда не выезжавшего не только за пределы России, даже за пределы области. В том случае, если он не имел регистрации по месту жительства на 6 февраля 1992 года или данные о регистрации не сохранились, например, если сгорела домовая книга.

Сегодня в адрес Уполномоченного поступают полные боли и отчаяния письма от людей, которые уже пытались до осуждения получить паспорт. Им хорошо известно, что их ждет на воле. "Умоляю, просто умоляю Вас помочь, - пишет отбывающий наказание уроженец Абхазии. - Через четыре месяца я выйду на свободу. Казалось бы, радостное событие, но как жить без паспорта?" Другой заявитель с горестью отмечает, что и в колонии оказался бомжем. Сколько таких людей в России, оступившихся однажды, готовых работать, начать новую жизнь.

В интересах заявителей Уполномоченный по правам человека Свердловской области Татьяна Мерзлякова неоднократно обращалась к депутатам Государственной Думы РФ, руководителям федеральных органов исполнительной власти. Судя по полученным ответам, никто не готов сегодня взять на себя ответственность за этих людей. Создается впечатление, что в России нет сегодня специального государственного органа, который бы отвечал за проведение единой линии, координировал деятельность других структур. Каждый отвечает за свой кусочек в меру своего понимания и умения. Это чревато тем, что все больше и больше людей будет проживать на территории России, не имея законной возможности заработать на жизнь.

Хотя официально федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим правоприменительные функции, функции по контролю, надзору и оказанию государственных услуг в сфере миграции является Федеральная миграционная служба. По крайней мере, так определено Положением о Федеральной миграционной службе, утвержденном Указом Президента РФ от 19 июля 2004 г. Однако, на конкретные вопросы, направленные в адрес руководителя ФМС России ответов нет.

Обращение с просьбой дать разъяснения о судьбе лиц, отбывающих наказание в исправительных учреждениях, направленное в адрес председателя Комиссии по вопросам гражданства при президенте РФ О.Е.Кутафина даже не рассматривалось, было переправлено в Федеральную миграционную службу. Начальник Управления организации визовой и регистрационной работы ФМС РФ А.Аксенов, сообщил, что лицам без гражданства, котором было отказано в получении разрешения на временное проживание, возможно продлить срок временного пребывания на территории РФ, рекомендовал в таких случаях ходатайствовать перед судом о снятии судимости до истечения срока ее погашения. Такой подход лишь смягчает, но не решает проблему.

В отношении лица без гражданства, носителя ВИЧ-инфекции ФМС была дана рекомендация обратиться в суд. Суд отказал. Что делать дальше не знает никто. Человек просто заперт в четырех стенах.

К сожалению, обращения к Уполномоченному свидетельствуют о том, что большая часть людей, получивших справки об освобождении, покидать территорию России либо не хочет, поскольку полностью утрачены связи с государством прежнего проживания, либо просто не может, из-за отсутствия документов, дающих право на пересечение границы, средств на оформление этих документов. В Свердловской области, имеющей на своей территории большое количество колоний, решение вопроса о своевременном документировании всех лиц, выходящих из мест лишения свободы, имеет особую актуальность. Насколько остро стоит сегодня данный вопрос свидетельствует информация, предоставленная начальником ИК-6 Н.Г.Свининой. Во время очередного посещения колонии она представили Уполномоченному список отбывающих наказание женщин, в отношении которых гражданство РФ не подтверждается. Запросы были сделаны в отношении каждой из них. В большинстве случаев ответы поступили, однако, ответы отрицательные. В списке 35 фамилий. И это данные только по одной колонии из 48. Куда поедут эти люди, получив справку об освобождении, смогут ли заработать себе на жизнь?

В коротком выступлении невозможно отразить все проблемы, имеющиеся в России в миграционной сфере. Мы остановились на самых злободневных, требующих немедленного решения. На наш взгляд, не может быть эффективной миграционная политика, в результате проведения которой лишается правового статуса местное, коренное российское население.