Приоритеты региональной миграционной политики

М.Н. Хабибулин
Челябинск

Если вы получили по наследству многокомнатную квартиру и живете в ней один, то почему бы, не сдать несколько комнат хорошим людям - ведь места хватит всем. Вопрос только в одном: как при этом остаться главным квартиросъемщиком в своей собственной квартире, тем более, если эта квартира называется Россией?

Демократические изменения, которые произошли в Российской Федерации в период проведения реформ, оказали существенное влияние на все стороны социальной и экономической жизни общества. Претерпели качественные изменения и процессы миграции населения.

С началом проведения политики открытого общества, Россия превратилась из закрытой страны с незначительным внешним миграционным оборотом в активного участника международного миграционного обмена. Происходящие процессы сопровождаются резким усилением внешнего миграционного давления, расширением масштабов притока в страну мигрантов из бывших союзных республик, в особенности из республик с неспокойной политической обстановкой, где началась экономическая и политическая дискриминация некоренного населения, в том числе русскоязычного.

Наряду с этим отсутствие должного опыта работы с массовым въездом в страну мигрантов, слабость и неразвитость необходимой законодательной базы, не разработанность механизмов контроля за пребыванием, занятостью и выездом иностранцев обусловили, обвальный, нерегулируемый поток иммиграции в Россию, прежде всего из стран ближнего зарубежья. В этот же поток влились и сотни иностранных граждан ряда государств Юго-Восточной Азии.

Африки, Ближнего и Среднего Востока, пытавшихся использовать Россию как перевалочную базу для проезда в Западную Европу, США, Канаду, а также для незаконного пребывания в стране.

Но все же главными факторами, повлиявшими на интенсификацию притока в Россию мигрантов из СНГ и других государств, явились:

Современные масштабы, формы и направления миграционных потоков выдвинули ряд важных экономических, социальных, политических, морально-психологических проблем, усилили остроту и актуальность принятия оптимальных решений в области социальной политики, взаимоотношений государства и общества, центра и регионов, выбора эффективных управленческих технологий, а также заставили серьезно задуматься об обеспечении безопасности государства и его граждан.

Миграционная ситуация в стране в последнее десятилетие стала одним из значительных факторов роста социально-экономической и политической напряженности.

Неуправляемость и неконтролируемость этого процесса отрицательно сказывается на состоянии внутреннего рынка труда, приводит к массовым нарушениям прав мигрантов, создает очаги социальной напряженности в местах их скопления, негативно влияет на криминальную обстановку в стране.

При отсутствии полноценной государственной границы нелегальная миграция в Российской Федерации превратилась в устойчивое и вместе с тем масштабное явление.

Страна несет экономические потери из-за роста неконтролируемых рынков товаров и услуг, неуплаты налогов незаконными мигрантами и их работодателями. Мигранты не могут просто прятаться по общежитиям, подвалам и подпольным баракам, нуждаясь в средствах существования и хотя бы в минимальном доходе. Кто-то предоставляет им рабочие места, торговые точки на рынках, предлагает совместный бизнес, поставляет товар и расплачивается за услуги. Коммерческие операции между российскими юридическими лицами и теневыми предпринимателями из миграционной среды, как правило, проводятся без заключения договорных отношений и уплаты налогов в нарушение налогового законодательства и Гражданского кодекса Российской Федерации.

Эти факторы оказали серьезное влияние на миграционные процессы и в нашей области, которую характеризует высокая степень бюджетообеспеченности, инвестиционная привлекательность и стабильность в плане межнациональных отношений.

Так как, область является приграничной, приток мигрантов из ближнего зарубежья был неизбежен. Среди общего количества мигрантов, прибывающих в область на постоянное жительство из стран СНГ и Балтии, 75% составляют прибывающие из Казахстана. Это обусловлено, прежде всего тем, что Челябинская область непосредственно граничит с Республикой Казахстан, обладающим самым большим миграционным потенциалом среди бывших республик Советского Союза.

Большая часть мигрантов прибывает на новое место жительства по личным причинам (48,2%), в связи с возвращением на прежнее место жительства (17,9%), либо в связи с работой (14,7%) или учебой (12,0%).

С 90-х годов в Челябинскую область на постоянное место жительство из стран СНГ и Балтии прибыло более 160 тысяч мигрантов. Из них более 30 тысяч человек получили статус вынужденного переселенца и беженца. Основными регионами выхода вынужденных переселенцев являются Республика Казахстан - 79%, Узбекистан - 13%, Таджикистан - 5%, Украина-1,1%.

По состоянию на 1 января 2006 года на учете в Управлении ФМС России по Челябинской области состоит 695 семей (1744 чел.) вынужденных переселенцев. Лиц имеющих статус беженца не осталось. В общей сложности за последние десять лет миграционный приток компенсировал свыше 60 процентов естественной убыли населения области.

Но в настоящее время область, все же претерпевает сложную демографическую обстановку, рождаемость в регионе не обеспечивает даже простого воспроизводства населения. Например: среднегодовая численность населения по Челябинской области на 2005г составляла 3540,8 тыс. чел., число родившихся на 1000 населения в этом же году составило 10.8, а число умерших 16.4. Естественная убыль составила 5,5. По прогнозам Управления статистики по Челябинской на 2006-2007г естественная убыль населения области составит: от 5,7 до 5,9.

Учитывая эти тревожные демографические перспективы и возможную напряженность на рынке труда особое внимание уделяется студентам, которые обучаются в вузах Челябинской области, численность которых достигла свыше тысячи человек. Многие из них желают остаться, принять гражданство РФ. Для региона со сложной демографической обстановкой приток молодых образованных граждан был бы весьма желателен.

Для решения указанных проблем миграционной службой была подготовлена в ноябре 2002 года и принята законодательным собранием областная целевая миграционная программа на 2003-2005 годы. В основу этой программы были положены, прежде всего, экономические приоритеты - эффективное регулирование миграционных потоков невозможно без здоровой экономической основы.

Для этого были приняты решения формировать источники финансирования, связанные с приемом и обустройством мигрантов в том числе: поступления из федерального бюджета на выплату единовременных пособий беженцам и вынужденным переселенцам, на обустройство вынужденных переселенцев, расходы на переезд и провоз багажа, выплату ссуд, создание рабочих мест и социальной инфраструктуры. На финансирование данной программы было выделено 21 млн. рублей из областного бюджета и внебюджетных средств 600 тыс. рублей.

Состоящие на учете вынужденные переселенцы относятся к категории малообеспеченных и соответственно, нуждаются в финансовой поддержке. Нами за счет средств области приобретено 14 квартир для постоянного проживания вынужденных переселенцев, 15 семьям вынужденных переселенцев предоставлена безвозмездная субсидия для приобретения жилья в соответствии со сводными списками по Челябинской области.

Территориальным органом осуществляется работа по оказанию особо нуждающимся семьям вынужденных переселенцев, имеющих несовершеннолетних детей, в виде адресной материальной помощи, единовременной материальной помощи к началу учебного года, организации бесплатного питания для детей из особо нуждающихся семей вынужденных переселенцев в общеобразовательных учреждениях области, организации летнего отдыха детей вынужденных переселенцев.

В течение трех лет более 150 детей переселенцев воспользовались бесплатным отдыхом в оздоровительных учреждениях.

Наряду с экономическими задачами в программе были поставлены и задачи совершенствования и усиления системы регистрации иностранных граждан, прибывающих на территорию области, борьба с незаконной миграцией, предупреждения возникновения инфекционных и паразитарных заболеваний в связи с прибытием мигрантов, в том числа из регионов повышенного эпидемиологического риска.

ГУВД Челябинской области в рамках реализаци�� решений совместного совещания по приграничному сотрудничеству органов внутренних дел Российской Федерации и Республики Казахстан был утвержден План совместных мероприятий по обеспечению приграничного сотрудничества ГУВД Челябинской области и ДВД Костанайской области РК на 2005-2007 годы в сфере реализации миграционного законодательства.

В соответствии с Планом проведены совместные занятия по организации миграционного контроля на российско-казахстанском участке, осуществлен обмен списками лиц, выдворяемых в административном порядке за пределы территории государства, проводятся ежеквартальные рабочие встречи руководства ОВД приграничных территорий Челябинской области и ОВД Костанайской области, а также налажен обмен информацией между уголовным розыском ГУВД области и ДВД Костанайской области РК по розыску преступников, борьбе с терроризмом и трансграничной преступностью.

За прошедшие годы область достигла неплохих результатов в решение поставленных задач. Было упрощено пересечение границы и пребывание на территории региона для содействия родственного общения с российскими соотечественниками представителей зарубежных диаспор, связанных с Россией этническими корнями.

Также упростили процесс приобретения гражданства РФ для вынужденных переселенцев, но вместе с тем усилен контроль за иностранными гражданами прибывающими из кавказских и азиатских регионов.

При регистрации документов указанных иностранных граждан они направляются в оперативные подразделения ОВД по месту пребывания для постановки на дактилоскопический и видео учеты. При выявлении нарушений данными лицами российского законодательства, сокращаются сроки их пребывания и осуществляется выдворение за пределы РФ.

В 2004 году была создана иммиграционная инспекция в составе 28 человек для осуществления иммиграционного контроля на территории области, дополнительно было образовано пять внештатных постов миграционного контроля - которые осуществляют иммиграционный контроль в пунктах въезда иммигрантов на территорию области.

Для предотвращения незаконной миграции подготовлено предложение по совершенствованию контроля за представителями на территории области российских юридических лиц, в том числе предприятий с иностранными инвестициями, филиалов и представительств юридических лиц, привлекающих и использующих иностранную рабочую силу.

Также в рамках финансирования было обеспечено санитарно-эпидемиологическое благополучие и медицинское обслуживание населения: проведены углубленные медицинские осмотры, бактериологические обследования и обязательная иммунизация детей вынужденных переселенцев, определены иммунологические статусы детей мигрантов на основе лабораторных исследований.

Проведено бактериологическое обследование 400 мигрантов на дифтерию, группу кишечных инфекций; определен иммунологический статус 75 детей мигрантов на основе лабораторных исследований напряженности иммунитета к кори, паротиту. Определен иммунологический статус 11 детей мигрантов на основе лабораторных исследований напряженности иммунитета к полиомиелиту. Обследовано 1200 вынужденных переселенцев на малярию, кишечные паразитозы и т.д.
В результате реализации Программы обеспечено организационно-техническое укрепление деятельности иммиграционной инспекции, постов миграционного контроля. Совершенствовалась информационная система учета, начата работа по формированию единого банка данных иностранных граждан и лиц без гражданства, временно прибывающих и временно или постоянно проживающих на территории области.

Обеспечено повышение результативности в вопросах предупреждения и пресечения незаконной миграции.

Ко всему сказанному хотелось бы добавить, что область испытывает те же сложности в регулировании миграционной политики, что и другие регионы.

Отсутствует серьезное планирование распределения миграционных потоков по территории. Отсутствует экономическое планирование распределения трудовых миграционных ресурсов, выделение приоритетных отраслей, в которых труд иностранца мог бы дать максимальный экономический эффект.

Не осуществляется в полной мере демографическое планирование - естественная убыль населения должна как минимум соответствовать числу въезжающих мигрантов и в идеале обеспечить нормальный демографический прирост населения.

Можно отметить отсутствие этнокультурного планирования - миграция должна соответствовать определенным этническим, психологическим и культурным параметрам. Эти параметры являются определяющими при выведении квот и пропорций представительства различных этнокультурных типов в общей структуре устанавливаемого годового объема миграции.

Дисбаланс в этих пропорциях может привести к серьезному нар��шению этнического равновесия, и даже к непредсказуемым конфликтным ситуациям.

И последнее - это отсутствие общегосударственной законодательной базы по вопросам миграции, что зачастую приводит к тому, что региональные руководители вынуждены принимать самостоятельные, далекие от нормальной правовой основы, а зачастую просто дискриминационные, жесткие регулирующие меры.

Миграционное законодательство должно быть гибким и оставлять большое поле для маневра, исходя из складывающихся экономических, региональных, демографических, социальных и других приоритетов в развитии общества.

Миграция должна рассматриваться, как важный фактор социально-экономического развития регионов и государства в целом.