Интеграция иммигрантов в рынок труда в Республике Татарстан

М.Б. Ходжиев
Казань

Увеличение числа мигрантов в РФ, расширение географии их расселения, сложность социально-экономической ситуации в Российской Федерации и в странах СНГ, поликонфессиональность, языковая и правовая неграмотность, наличие криминальных структур по нелегальному экспорту рабочей силы, создают проблемы их социальной адаптации. Чтобы помочь этим людям натурализоваться, а также в целях взаимодействия с органами государственной власти, местного самоуправления и общественными организациями по предупреждению дискриминации представителей национальных, языковых и религиозных меньшинств, мигрантов, беженцев и вынужденных переселенцев, в июне 2003 года были созданы некоммерческий Республиканский Фонд социально-правовой помощи национально-культурным организациям и мигрантам "Содействие" (www.fond-sodeystvie.ru.) и поддерживающий его финансовый донор ООО "Центр социально-правовой помощи мигрантам". 24 декабря 2003 г., было подписано стратегическое Соглашение с Министерством Внутренних Дел РТ за номером С/12, позволившее наладить партнёрство с государственными службами в формировании миграционно-демографической политики, подготовить и реализовать совместные нормативно-правовые документы, регламентирующие порядок взаимодействия. В соответствие с миротворческой миссией Фонда - недопущении перерастания отношений между сосуществующими народами в конфликтные и враждебные действия - проводится культурно-просветительская и информационная деятельность по воспитанию в коренном населении духа терпимости и понимания, гуманного и справедливого отношения к мигрантам.

За два года работы, Фонд оказал содействие более 13 000 человек. Если в 2004 году, к нам обратились за помощью 2503 иностранных граждан и лиц без гражданства, то в 2005 году юридическую помощь получили уже 5707 человек, из них прирост по числу обратившихся граждан с 2005 по 2006 гг составил: Армения - 327,0%, Азербайджан - 300,9%, Узбекистан - 239,2%, Таджикистан - 219,8%, Киргызстан - 160,0%. Стабильное увеличение числа пришедших к нам людей, свидетельствует об актуальности проблемы регистрации и трудоустройства, а также росте нашего авторитета и положительной репутации. Привлечение трудовых ресурсов крайне выгодно и предприятиям, испытывающим кадровый голод. В рамках такой взаимопомощи, 517 юридическим лицам Республики Татарстан подготовлен пакет документов для получения разрешения на привлечение иностранных граждан. Есть ещё одна крайне злободневная сторона проблемы - доступное жильё для приезжих. С целью нивелирования остроты вопроса, на базе арендованных помещений открыт социально-бытовой комплекс, способный принять и обеспечить всем необходимым (проживание, постельное бельё, медицинское обслуживание, трёхразовое питание) до тридцати человек. За период с января 2004 года по апрель 2006, через данный комплекс прошло 524 человека. По инициативе Фонда, распоряжением Кабинета министров РТ от 19.12.2003 г. № 1923-р, он преобразован в "Центр временного размещения иностранных граждан". На содержание Центра ежемесячно расходуются значительные суммы из средств Фонда. В данном комплексе размещаются и содержатся иностранные граждане, оказавшиеся в тяжелой жизненной ситуации (бесприютные женщины, дети, старики, больные, люди без документов), а также мигранты, подлежащие административному выдворению (депортации) по решению суда. Такая помощь могла быть оказана в значительно большем объёме, если бы не объективные причины сдерживания, в первую очередь недостаток финансовых средств, квалифицированного персонала и площадей. В наших перспективных планах - усиление юридического и организационного отделов, создание редакции по выпуску печатной продукции для оперативного информирования иностранных граждан, расширение центра временного размещения, создание аналитической группы по обработке информации и воскресной школы по обучению государственным языкам РФ и РТ. В целях комплексного решения задач размещения мигрантов, в первую очередь обеспечения их жильём для временного проживания, планируется выйти с ходатайством перед Президентом РТ об оказании помощи в землеотводе под строительство небольших социальных малобюджетных гостиниц и жилых домов в местах концентрации производственных мощностей, как правило на окраинах Казани и других крупных городов. Это позволит сократить количество правонарушений, связанных с бесприютностью мигрантов и "теневым" съёмом жилья гражданами без регистрации.

На сегодняшний день, Фонд "Содействие" финансируется исключительно за счёт добровольных взносов и частных пожертвований и состоит из 4 отделов: наиболее востребованного среди мигрантов информационно-пра��ового ("общего отдела" 7 чел.), проводящего большую работу по разъяснению действующего законодательства о правовом положении иностранных граждан и оказывающего помощь по своевременной регистрации пребывания; отдела трудоустройства (5 чел.), наряду с основными функциями осуществляющего подбор жилья путем заключения договоров с собственниками жилых помещений; отдела по работе с вновь прибывшим мигрантам (14 чел.); Центра временного размещения иностранных граждан (8 чел.), а также авиакассы, открытой для приобретения проездных билетов лицам, утерявшими документы, удостоверяющие личность, отправки на родину умерших иностранных граждан, а также для решения вопроса оперативной отправки лиц, подлежащих административному выдворению. Билеты для депортируемых оплачиваются из средств федерального бюджета, а проездные документы для возвращения на родину особо нуждающихся лиц приобретаются за счет собственных средств Центра.

В целях обобщения накопленного опыта, корректировки стратегических планов и управленческих решений, 24-25 октября 2005 года, Фонд инициировал и провел совместный с Приволжским Федеральным округом семинар-совещание "Взаимодействие национально-культурных организаций и правоохранительных органов в решении социальных проблем мигрантов". По результатам совещания, было решено распространить опыт работы Фонда в другие регионы РФ.

Успешная работа Фонда нашла положительное отражение в выступлении Верховного Комиссара Совета Европы по правам человека Альваро Хиль Роблеса во время его пребывания в г. Казани в 2004 г., в отзывах Уполномоченного по правам человека в РФ Владимира Лукина, посетившего Фонд 15.06.2005 г. в рамках проведения конференции омбудсменов, заместителя директора ФМС РФ А.Г.Леденева и многих других государственных и общественных деятелей. Председатель Правления Фонда, кандидат физико-математических наук М.Б.Ходжиев, входит в рабочую группу по миграционно-демографической политике и трудовым ресурсам Министерства регионального развития РФ; членами Правления Фонда являются профессор Н.К. Туктамышев, президент татарского общества "Магариф", кандидат технических наук С.К. Джаксыбаев, председатель АНКО РТ и другие известные деятели, которые находятся в самом сердце проблем национальных диаспор.

Деятельность Фонда отмечена в двух ежегодных 2005-2006 гг. Посланиях Президента РТ М.Шаймиева Государственному Совету РТ, где, в частности, сказано, что: "...интенсивные миграционные процессы вносят новый элемент в сложившиеся межнациональные отношения... Обозначенные в прошлогоднем Послании проблемы мигрантов находят свое решение благодаря реализации совместного проекта Министерства внутренних дел РТ и Ассоциации национально-культурных объединений - Центра социально-правовой защиты иностранных граждан... По прогнозам, подвижность населения будет расти и дальше, что требует постоянного внимания к этой сфере жизни. Дальнейшей гармонизации межнациональных отношений будет содействовать повышение статуса Дома дружбы народов Татарстана. Кабинету Министров республики необходимо более оперативно решить вопросы, связанные с вводом его второй очереди. Время диктует необходимость комплексного подхода в решении этнокультурных вопросов, для чего следует подготовить соответствующую правительственную программу".

На 2006 год, Общее собрание участников Фонда поставило следующие задачи:

  1. Вдвое увеличить объём оказания социальной и правовой помощи мигрантам в РТ по сравнению с предыдущим годом;
  2. Создать механизмы адаптации мигрантов в социальную среду РТ, получить практическое подтверждение правильности выбранной стратегии для передачи опыта в другие регионы РФ;
  3. Увеличить объём аналитической деятельности в сфере изучения проблем мигрантов для предоставления объективных квалифицированных рекомендаций по корректировке государственной миграционной политики;
  4. Объединить базы данных Фонда "Содействие", предприятий-работодателей и государственных служб занятости в единое информационное пространство, позволяющее оперативно получать объективные данные о вакансиях;
  5. Перейти на качественно новый уровень оказания комплексной помощи иностранным гражданам в легальном трудоустройстве без значимого удорожания привлечённых ресурсов для государственных и муниципальных бюджетов;
  6. Улучшить бытовые условия в Центре временного проживания мигрантов;
  7. Сформировать научный подход в интерпретации полученных результатов деятельности для прогнозирования миграционных изменений и выработки соответствующих рекомендаций;
  8. Разработать и издать серию методических пособий, брошюр, буклетов и других периодических печатных изданий в помощь мигрантам.
  9. Проводить еженедельные чаепития культурно-просветительского характера, позволяющие ознакомить ��игрантов с местными обычаями, бытовыми условиями проживания, социальной помощи и перспективах получения работы в РТ.
  10. Организовать обучение одному из двух государственных языков РТ.
  11. Разработать единую информационную систему управления ресурсами.
  12. Созвать две научно-практических конференции, организовать круглые столы, форумы и семинары для обмена опытом.
  13. Открыть четыре Представительства в республиках Узбекистан, Азербайджан, Таджикистан и Кыргызстан.

Выполнение поставленных задач даст возможность:

Для достижения поставленных целей, предполагается активная работа в направлении GR (Government Relations) для подготовки блока нормативно-законодательных документов, призванных обеспечить бесперебойное функционирование системы социально-правовой помощи мигрантам. Необходимо минимизировать затраты офиса за счет внедрения программной информационной системы управления ресурсами и концепции Lean manufacturing and thinking, позволяющей внедрить жесткую систему бюджетирования в разрезе структурных подразделений Фонда.

Наравне с обозначенными задачами, существует ряд глобальных проблем, решаемых в пределах посильной компетенции Фонда, но требующих либо изменения, либо дополнения действующего законодательства о правовом положении иностранных граждан. Закон не предусматривает возможность работы в период оформления документов, хотя это время наиболее сложное для приезжего человека, которому нужно платить за жилье, питание и оформление (даже бремя оплаты госпошлины работодатели полностью перекладывают на мигрантов, хотя по закону должны платить сами). В настоящее время, действует прямой запрет на передачу такого разрешения другим работодателям, который содержится в Указе Президента РФ от 16.12.1993г. №2146 "О привлечении и использовании в РФ иностранной рабочей силы". Однако, учитывая требования времени и, в достаточной степени, изменившиеся общественные отношения, схема передачи работодателю иностранного гражданина, должна найти свое отражение в законотворческой деятельности. В рамках решения данной проблемы, прорабатывается вопрос создания Агентства занятости иностранных граждан, схема работы которого строится на механизме аутстаффинга: агентство, получив Разрешение на привлечение иностранной рабочей силы, обеспечивает иностранных граждан работой. Заключив договор об оказании услуг по предоставлению персонала, Агентство как бы "сдает" иностранного гражданина в аренду. На стороне Заказчика может выступать как юридическое, так и физическое лицо, имеющее временную необходимость в техническом персонале. Между Заказчиком и мигрантом возникают трудовые правоотношения, гарантом корректного взаимного исполнения которых будет выступать Агентство и Фонд "Содействие". При этом Заказчик в полной мере несет ответственность, предусмотренную для работодателя российским трудовым законодательством. Бремя миграционной ответственности работодателя в полном объеме, предусмотренное законодательством о правовом положении иностранных граждан, в пределах срока действия Разрешения на работу, за совершение иностранными гражданами на территории РФ противоправных действий, несет Агентство.

Таким образом, может быть сформирован последовательный механизм повышения взаимного доверия государства и неправительственных гражданских объединений, проводником которого будет выступать Фонд "Содействие", в соответствие со своей миссией развивающий гражданское общество путём предоставления юридических, информационных, т��удовых и организационных ресурсов для защиты фундаментальных прав и свобод мигрантов. Считаем, что дружественный подход к решениям проблем мигрантов позволит оказать им реальную, а не декларативную помощь, создаст условия для удовлетворения их национально-культурных и образовательных потребностей, обеспечит благоприятный и гостеприимный климат для мигрантов с первого дня их пребывания в Республике Татарстан, поддержит атмосферу межнационального мира и согласия. Партнёрство с государственными органами управления позволит нам сгладить жёсткие предписания законов, в части касающихся механизмов реализации прав и обязанностей мигрантов, а также даст нам возможность находить взаимоприемлемые пути решения некоторых переходных "тупиковых" проблем в рамках правового поля.