Регулирование трудовой миграции на территории Пермского края

С.Л. Ощепкова
Пермь

Состояние регионального рынка труда напрямую зависит от эффективности управления трудовыми ресурсами, составной частью которого является регулирование процессов трудовой миграции.

Ежегодно в миграционном оттоке населения области участвует более 30 тысяч человек трудоспособного возраста, из них почти треть уезжает в другие регионы России и за рубеж. В первую очередь в процессе участвуют наиболее подвижные и наиболее квалифицированные кадры, на подготовку которых затрачены определенные средства региона. Более 80% всех выбывших имеют определенный уровень образования - от общего среднего до высшего.

Область постепенно теряет привлекательность для дорогой рабочей силы, становясь донором для других территорий.

Прогноз демографической ситуации таков, что после 2006 года начнется период длительного и весьма ощутимого сокращения численности населения трудоспособного возраста: в ближайшие 5 лет их численность сократится на 6% (100 тыс.чел.), а в ближайшие 10 лет сокращение составит уже 13% (235 тыс.чел. или в 2,4 раза больше), через 20 лет - на 21% (375 тыс.чел. или в 3,8 раза больше).

Коэффициент демографической нагрузки (на 100 трудоспособных лиц приходится нетрудоспособных) через 10 лет возрастет с 60 чел. до 70 чел., через 20 лет - до 80 чел.
При складывающейся демографической ситуации на фоне сокращения численности трудовых ресурсов уровень занятости населения края может быть сохранен:

Перечисленные источники не могут перекрыть абсолютное сокращение численности населения трудоспособного возраста. Это можно сделать за счет четвертого источника.

-за счет внешней трудовой миграции. Сегодня на лицо устойчивая тенденция к увеличению использования иностранной рабочей силы на территории края. Если в 2000г. привлекалось 2, 6 тыс. чел , в т.ч. в рамках квоты 294 иностранца, то в 2005г. - уже 3,5 тыс. чел. и в рамках квоты в 1,1 тыс. чел.( в 3,5 раза больше). Основные отрасли использования иностранной рабочей силы: строительство-17%, торговля-16%, промышленность -5%, лесное хозяйство-4%.

Внутри территориальное распределение иностранной рабочей силы таково; 70%-г.Пермь, 30% - города и районы края.

Из числа привлекаемой иностранной рабочей силы более 50% составляют квалифицированные рабочие и специалисты.

Таким образом, демографическая ситуация предопределяет политику поощрения иммиграции и сокращение оттока трудоспособного населения.

С 2004 года использование иностранной рабочей силы на территории области подлежит квотированию (после 2006г. - территория края).

Вся работа ведется в рамках межведомственной комиссии по делам миграции, привлечения всех заинтересованных ведомств. По каждой заявке принимается решение с учетом многих моментов: от значимости проекта для области до ситуации с выплатой заработной платы.

По упорядочению привлечения и использования иностранной рабочей силы сделан только первый шаг.

В крае разработан проект программы социально-экономического развития ПК в 2006-20010гг. и на период до 2015 г.

Главными приоритетами в социальной сфере обозначены такие направления, как:

В связи с вышеизложенным в��тает актуальная необходимость разработки нормативно-правовой базы на региональном уровне по повышению миграционной привлекательности региона для квалифицированной рабочей силы из зарубежных стран и регионов Российской Федерации.

Основными шагами к достижению поставленной цели могут быть:

Реализация позволит:

Все эти проблемы и предстоит решать в ближайшее время.