Обучение иностранных граждан как одна из форм международных миграций

Жичкин Ю. В.
Самара

Современное мировое общественное развитие характеризуется усилением связей и взаимодействия между странами. Тенденция к объединению в какой-то степени вызвана потребностью решения стоящих перед человечеством глобальных проблем. Но самую глубокую основу укрепления целостности мира составляет нарастающая взаимозависимость государств в экономической сфере. Ни одна страна мира не может претендовать на полноценное развитие, если не втянута в орбиту мирохозяйственных связей.

В настоящее время международные экономические отношения утвердились и реализуются в таких основных формах, как:

  1. внешняя торговля товарами и услугами;
  2. кредитные отношения;
  3. международная миграция капитала;
  4. международная миграция рабочей силы;
  5. научно-техническое и производственное сотрудничество;
  6. международные интеграционные процессы;
  7. создание и развитие транснациональных корпораций;
  8. межгосударственное регулирование международных экономических отношений;
  9. деятельность международных кредитно-финансовых институтов в сфере международных экономических отношений;
  10. ) координация экономического развития на межстрановом уровне.

В свою очередь одной из форм научно-технического сотрудничества является оказание образовательных услуг.

В последние годы в образовании сложилась устойчивая тенденция к интернационализации и интеграции, что объясняется, прежде всего, усилением научно-технического прогресса, открытием в нем новых направлений, решение которых возможно только на межгосударственном уровне. На этом фоне углубление и диверсификация международных образовательных связей придают взаимозависимости национальных образовательных систем глобальный характер. Развитые страны усиливают конкурентную борьбу за лидерство в мировой системе образования, что в современном обществе является одним из наиболее эффективных инструментов влияния на международные события.

К основным причинам, «заставляющим» студента получать образование в чужой стране, можно отнести:

Подготовка специалистов для зарубежных стран является важнейшим направлением деятельности и для российской системы образования. Известно, что иностранцы стали прибывать на обучение в Россию еще полтора века тому назад. Уже во второй половине XIX в. в Петербургском, Московском, Новороссийском (г. Одесса) университетах и в ряде других гражданских и духовных заведений обучались «посланцы» из Болгарии, Албании, Боснии, Герцеговины, Сербии и других стран. Советское государство продолжило эту традицию. Начиная с 1945 г., в вузы СССР стали прибывать на обучение граждане стран Европы и Азии, стран, входящих в СЭВ, с середины 50-х гг. – Африки, несколько позже – Латинской Америки. В 1945-1990 гг. в вузах Российской Федерации обучались около 70% всего контингента иностранных учащихся, обучавшихся в СССР. Наибольший контингент иностранных учащихся в СССР достигал 126,5 тыс. в 1989/90 учебном году. Иностранные учащиеся, студенты, аспиранты и стажеры обучались в 660 учебных заведениях и научно-исследовательских учреждениях 120 городов и населенных пунктов СССР.

В ходе распада СССР и проведения рыночных преобразований в России в международной деятельности вузов произошел ряд существенных изменений:

Процесс интеграции системы образования России в международное образовательное сообщество привнес в деятельность вузов необходимость проведения активных нетрадиционных для университетов действий. Новизна и специфичность этого направления деятельности системы образования России обусловливает необходимость изучения выработанных подходов, приемов и методов работы.

Анализ зарубежного опыта в области международной академической мобильности показывает следующее:

В настоящее время в российских вузах обучаются на платной основе более 60 тыс. человек (из них свыше 30 тыс. – граждане СНГ), что дает нашей стране ежегодный доход в размере 100-150 млн. долларов США.

Наиболее тесные связи сложились со следующими странами: Монголией, Финляндией, Замбией, Японией, Республикой Корея, Вьетнамом. Особой популярностью пользуются медицинские, экономические, сельскохозяйственные специальности.

На 1 октября 2002 г. в вузах Самарской области (Самарский государственный медицинский университет, Самарский государственный аэрокосмический университет, Самарский государственный технический университет и Самарский государственный университет) обучался 131 гражданин из стран дальнего зарубежья – в основном из стран Ближнего Востока, Юго-Западной Азии и Африки: Ливан, Индия, Пакистан, Турция, Марокко, Камерун, Китай и др. За прошедший год вузы области получили от иностранных студентов доход в сумме 215,3 тыс. долларов США, из них 27,9 тыс. долларов – от граждан СНГ и Балтии.

Российская Федерация в целом, в том числе и Самарская область, обладает реальным потенциалом, позволяющим ей занимать достойное место в мировом образовательном сообществе. Определяющее значение здесь имеют высокое качество и доступность российского образования, широкий спектр предоставляемых образовательных услуг, мощный интеллектуальный ресурс, высокий, но вместе с тем не полностью реализуемый научно-педагогический потенциал образовательных учреждений. В интересах России – эффективное использование имеющегося образовательного потенциала, являющегося также одним из весьма значимых национальных экспортных ресурсов. Подготовка национальных кадров для зарубежных стран в российских образовательных учреждениях должна стать важной составной частью внешнеэкономической деятельности Российской Федерации с приоритетным курсом на углубление процессов интеграции в Содружестве Независимых Государств.

Согласно Концепции государственной политики Российской Федерации в области подготовки национальных кадров для зарубежных стран в российских образовательных учреждениях, одобренной Президентом РФ в октябре 2002 г., основной целью государственной политики в сфере подготовки национальных кадров для зарубежных стран и, прежде всего для государств-участников СНГ, является реализация геополитических и социально-экономических интересов Российской Федерации, полноправное и полноценное участие в глобальном процессе развития образования, обеспечение высокого качества подготовки и конкурентоспособности выпускников российских образовательных учреждений на мировом рынке образования и труда.