Социальная работа с вынужденными переселенцами в Ставропольском крае

Литвиненко К.А.
Москва

В Ставропольском крае проживает 200–250 тыс. вынужденных мигрантов. Проблема их приживаемости все еще стоит довольно остро.

Вынужденные перемещения населения вызваны, как правило, межнациональными конфликтами, бытовой и правовой дискриминацией лиц определенной национальности. В российском законодательстве с ним связано появление таких категорий населения, как «вынужденные переселенцы» и «беженцы».

С начала 1990-х годов в Ставропольском крае стрессовая миграция вышла на первый план, оттенив по значимости другие виды миграции. Притягательность края связана, прежде всего, с благоприятным климатом и другими природными условиями. Одной из важных черт Ставропольского края является его приграничное положение. На территории региона в свое время были организованы и действовали первичные пункты приема вынужденных мигрантов, в которых оказывали помощь гражданам, пострадавшим в Чеченской Республике в период конфликта. Через эвакуационные пункты в Ставрополе и Минеральных Водах прошли и получили необходимую помощь около 200 тыс. человек из Чеченской Республики. Многие мигранты из Чечни приняли решение остаться на территории края. Немаловажной причиной является наличие заранее подготовленных мест для поселения, где проживают родственники и знакомые вынужденных переселенцев. Важной причиной может являться желание вернуться на прежнее место проживания.

Граничащий с Чеченской Республикой Ставропольский край испытывал большую миграционную нагрузку. И в настоящее время он занимает место в верхней части списка регионов России по числу вынужденных мигрантов. Основная часть вынужденных мигрантов прибывала в Ставропольский край из Чеченской Республики (65%),относительно велика доля беженцев из Азербайджана (13,5%), Грузии (7,6%), Таджикистана (4,9%). В последнее время значительно активизировался приток из Казахстана (около 5%).

Социальная инфраструктура Ставропольского края не была рассчитана на значительное число беженцев и вынужденных переселенцев. В крае создалась напряженная социально-экономическая ситуация. Приток мигрантов способствует росту цен на недвижимость, обострению конкуренции на рынке труда, снижению уровня жизни населения, обострению других социальных проблем и в первую очередь в области образования, здравоохранения, усилению националистических настроений. Данные причины вынуждают принимать ограничения на прием и регистрацию мигрантов. Но такие меры вступают в противоречие с федеральным законодательством, в первую очередь, с точки зрения соблюдения прав граждан РФ на свободу перемещения, выбор места пребывания и место жительства в пределах своей страны.

В создавшейся обстановке, помимо вынужденных мигрантов, уязвимым становится и само общество, которое их принимает. Приток населения не всегда сопровождается возможностью решения проблем трудоустройства, жилья, медико-социальной, психолого-педагогической помощи. Это, в свою очередь, порождает социальные болезни: рост преступности, негативное отношение общества к мигрантам, дестабилизацию общества в психолого-педагогическом аспекте: эмоциональную напряженность, апатию, неверие во власть, чувство обреченности, социальной заброшенности.

Объектом приложения профессиональных знаний социальных работников становится работа в миграционных службах, которые налаживают сотрудничество со службами социальной защиты, социального обслуживания и здравоохранения. В работе с вынужденными переселенцами важно привлекать СМИ, юридические консультации, благотворительные организации. Весь опыт работы следует направить прежде всего на решение проблем, стоящих перед семьями вынужденных мигрантов. Многие проблемы, которые возникают перед семьей на новом месте, обусловлены в первую очередь экономическими трудностями. Ключевым вопросом оказания помощи вынужденным переселенцам в адаптации на новом месте жительства является предоставление жилья их семьям. На приобретение и строительство жилья для переселенцев из федерального бюджета в 1998 г. краевой миграционной службе было выделено 11,6 млн. рублей, на которые приобретены 27 квартир, а в 1999 г. почти на те же деньги – 11,5 млн. рублей – 86 квартир и ещё 60 построено на основе долевого участия. Кроме этого, за два последних года миграционной службой края были предоставлены долговременные беспроцентные ссуды на строительство или приобретение жилья 661 семье. Ссуда выделяется на 10 лет, в среднем по Ставропольскому краю она составляет 21 тыс. рублей на одну семью. Однако средств на всех не хватает. На сегодняшний день на жилищном учете стоит 1391 семья, и 139 семей – в очереди на получение ссуды.

Особой заботой окружены дети. Из средств, выделенных на реализацию целевой программы «Дети семей вынужденных переселенцев», в детские оздоровительные лагеря Ставрополя были направлены 177 ребят, на оказание материальной помощи детям в 1999 г. из федерального бюджета поступило 385 тыс. рублей. Все эти деньги перечислены в города и районы для целевых выплат конкретным семьям. Нельзя не вспомнить об организации активного отдыха во время школьных каникул, благотворительных концертах, спектаклях, новогодних ёлках, в чем миграционной службе Ставропольского края очень большую помощь оказывает комитет по делам молодежи края.

В стороне от оказания помощи этим людям не стоят и органы исполнительной и законодательной властей края, органы местного самоуправления. Работает совместная с правительством края комиссия по рассмотрению компенсационных дел, поступивших от вынужденных мигрантов, в ежемесячном приеме вынужденных мигрантов участвуют краевые министры. Совместно с Министерством экономики ежегодно готовятся заявки на финансирование работ по обустройству вынужденных переселенцев. Кроме того, краевая миграционная служба тесно контактирует с краевым министерством труда и социальной защиты, образования, здравоохранения по решению самых насущных вопросов: восстановлению трудового стажа, определению в интернат и дома престарелых, выделению путевок в санатории.

Правовой основой при работе с вынужденными переселенцами являются федеральные законы «О беженцах», «О вынужденных переселенцах», «О порядке выплат компенсаций за утраченное жилье, пострадавшим в результате решения кризиса в Чеченской Республике и покинувших ее безвозвратно». При содействии ФМС РФ и УВКБ ООН выходит литература, разъясняющая права данной категории населения, передачи на краевом телевидении.

Кроме служб работы с вынужденными переселенцами при миграционных службах городов и районов края, в Ставропольском крае создан ряд центров, которые ведут квалифицированную работу с этой категорией населения – Территориальный центр помощи семье и детям в Ставрополе, Центр работы с вынужденными переселенцами в Изобильном. Переживая травмы, потери, горе, человек рассчитывает не только на себя, но и ищет поддержку в семье, а также в общем социальном окружении. Для того чтобы проблема адаптации была решена, необходимо, с одной стороны, создавать и совершенствовать социальную и психологическую работу с данной категорией населения в региональных центрах, с другой – готовить специалистов в данном направлении.

Социологи и психологи отмечают, что вынужденный переселенец находится в сложном морально-психологическом состоянии: он пережил стрессовую ситуацию; новые условия вызывают у подавляющего большинства чувство неуверенности, а порой беспомощности; отсутствует социальный опыт поведения в новых условиях. Это может привести к психическим расстройствам, увеличивается риск развития алкоголизма, наркомании, суицидного поведения.

Выделяются конкретные направления в работе с данной категорией населения. Это индивидуальная, семейная, групповая, общественная социальная работа и социальное административное планирование.

В индивидуальной работе применяется весь арсенал специальных методов: психологические, психотерапевтические, социометрические методы, методы возрастной психологии, медико-социальные и консультативно-правовые методы. Семейно-консультативная работа акцентируется на развитии положительных сторон семейного поведения: совместное переживание травматического опыта с обсуждением ситуации (в том числе и с детьми); возможность делиться информацией и переживаемыми чувствами (в том числе и негативными) в период после травм; поддержка членов семьи друг другом; совместное развитие новой системы «социальной поддержки»; возможность отдыха, сохранение рекреативной функции семьи. Изменения, происходящие в ситуации вынужденного переселения, могут вызвать негативное воздействие на адаптацию каждого члена семьи, вызывая внутрисемейные конфликты. Ведь условия, в которые попадают семьи, могут восприниматься ими как определенного рода «жестокость» со стороны общества, вызывая тем самым реакцию протеста, защиты, агрессии, нежелание выполнять правила, общепринятые в данном обществе. При этом растет подверженность детей физическому, психическому и социальному риску, снижается родительское удовлетворение, растет число домашних конфликтов.

В групповой работе продуктивны методики групп самопомощи, самоподдержки. Участие в социальных группах самопомощи и самоподдержки дает чувство принадлежности, уверенности в себе, собственной ценности, повышает самооценку, что, естественно, увеличивает психологические адаптивные возможности. В ситуации вынужденных переселенцев организация работы таких групп может быть наиболее эффективным видом помощи в решении как психологических, так и конкретных социальных вопросов. В конечном счете, работа в данном направлении повышает социальное взаимопонимание между людьми, ускоряет адаптивный период переселенцев, что дает возможность преодолеть негативные последствия вынужденной миграции.

Несмотря на проделанную работу по оказанию помощи мигрантам, проблем остается очень много. Основная проблема – недостаточное финансирование. Есть и ряд других, которые длительное время не находят решения на федеральном уровне. До сих пор не принят пакет постановлений Правительства РФ по реализации федерального закона «О вынужденных переселенцах», в котором был утвержден порядок предоставления жилья, имущества, компенсаций. Кроме того, следует пересмотреть предельные суммы компенсационных выплат за жилье и имущество, так как существующие суммы выплат – 120 тыс. рублей за жилье и 17 тыс. рублей за имущество – в условиях фантастического подорожания недвижимости превратились почти в незначительные суммы. До сих пор не решена и проблема возвращения денежных вкладов гражданам, имевшим вклады в отделениях Сбербанка Чеченской Республики.

Скорейшего решения требует и вопрос реализации в полном объеме федеральных программ по Ставропольскому краю и в первую очередь – выполнение постановления Правительства РФ «О федеральной целевой программе социально-экономического развития Ставропольского края на период до 2001 года». Крайне необходима корректировка миграционной политики федерального правительства с учетом ситуации в регионах с тем, чтобы упреждать возникновение социальной напряженности при приеме и обустройстве переселенцев. Необходимо разработать механизм по оказанию материальной помощи людям, не получившим по каким-либо причинам статуса вынужденного переселенца, но фактически проживающим в крае.