Социально-экономическая адаптация мигрантов: пути и способы трансформации образа жизни

Щитова Н.А.
Ставрополь

Одной из важнейших проблем, связанных с миграционными процессами, является проблема социально-экономической адаптации мигрантов в зонах вселения. Адаптация понимается нами как процесс приспособления населения к иным условиям жизни, в ходе которого вырабатываются новые, наиболее адекватные поведенческие стереотипы, формируется фактически новый образ жизни.

Образ жизни - сложившаяся в данных культурно-исторических условиях система наиболее типичных, устойчиво повторяющихся изо дня в день способов организации деятельности индивидов, направленных на удовлетворение основных человеческих потребностей. Образ жизни обладает определённой, достаточно чётко выраженной структурой, в которой различается несколько блоков, отражающих основные сферы жизнедеятельности людей.

Прежде всего, человек должен иметь средства к существованию, для чего он определяет пути получения этих средств. Чаще всего это осуществляется посредством трудовой деятельности, а также в виде различных социальных выплат (пособия, пенсии и т.п.). Иногда наблюдаются криминальные или полукриминальные способы получения доходов. В образе жизни одного индивида может сочетаться несколько способов заработка, но почти всегда выделяется ведущий, который и определяет тип образа жизни.

Вторая важная сфера жизнедеятельности - всё, что связано с бытом человека, с удовлетворением потребности в пище, одежде, жилище, а также заботе о здоровье, получении образования самого индивида и членов его семьи. В эту же сферу достаточно органично вплетены разнообразные формы репродуктивного поведения, связанные с рождением и воспитанием детей и семейными обязанностями. Люди, либо берут бытовые обязанности на себя, перераспределяют их между членами своей семьи, либо используют услуги других индивидов и специализированных предприятий.

Третий блок - это способы организации рекреационной деятельности. Рекреационная деятельность - это деятельность, направленная на восстановление физических и духовных сил человека и в свободное время. К рекреационным мы относим способы деятельности, связанные с развлечениями, спортом и туризмом в самом широком смысле этого слова.

Достаточно актуально, на наш взгляд, выделение в качестве самостоятельного блока, способов реализации духовного потенциала человека. Существует группа потребностей (разной степени сформированности), связанная с развитием духовности человека, его самореализации в области религии, искусства, политики, экологии. Существенной особенностью этой сферы является то, что она никак не связана с заработком или поучением других форм материального вознаграждения. Главный признак такой деятельности - её самоценность. Естественно, что занятие политикой, искусством или религией могут быть профессиональными, и тогда это становится способом получения средств к существованию. К данному блоку относится только деятельность, свободная от материальной зависимости. Среди духовных потребностей на первый план, в настоящее время, выдвигаются религиозные. Посещение храмов, выполнение религиозных обрядов, чтение религиозной литературы занимает существенное место в жизни больших групп людей. Возрастает значение и общественно-политической активности - это участие в политических акциях, различных политических и общественных объединениях, благотворительная деятельность. Деятельность в сфере искусства (участие в народных ансамблях, занятие живописью и т.п.), не имеющая профессиональной направленности, также может играть важную роль в образе жизни.

Исследование 2001-2003 гг. годов социально-экономической адаптаций мигрантов, проживающих на Ставрополье, позволило выявить их некоторые особенности, связанные с изменением образа жизни.

Социально-экономическая адаптация идет тремя основными путями.

Первый путь предполагает формирование одного из распространенных для данного региона образов жизни. Попав в новые условия, люди пытаются перенимать те образцы поведения, которые соответствуют наиболее успешным стратегиям, обеспечивают благополучные варианты жизнедеятельности. Этот путь более предпочтителен для местного населения, так как при таком поведении вновь прибывших не возникает, или возникает в меньшей степени вероятность дискомфортных взаимоотношений.

Второй путь связан с внедрением в сложившуюся региональную систему жизнедеятельности новых способов и форм поведения. В этих случаях переселенцы переносят элементы образа жизни уже выбранные ими в рамках прежнего опыта на новую почву. В ряде случаев нестандартное, новацио��ное поведение оказывается не только конкурентоспособным, но и более результативным с точки зрения социально-экономической адаптации. Такие процессы воспринимаются местным населением значительно болезненнее. Непривычные и более успешные поведенческие модели зачастую вызывают раздражение, формируют негативное общественное мнение, провоцирует конфликтные ситуации. Особую остроту все это приобретает, если миграции носят этнический характер. В этих случаях поведенческие стереотипы связываются с чертами национального характера и воспринимаются как чужеродные и негативные.

Третий путь представляет собой девиантную модель адаптации и носит, по сути дела, антиобщественный характер. Его следует рассматривать как дезадаптацию с точки зрения общественной безопасности. Мигранты, выбравшие этот способ адаптации, зачастую ведут себя расторможено, чувствуя, что жесткость социального контроля в новой среде ослаблена, не всегда разборчивы в средствах, склонны к нелегальным способам заработка.

Уровень адаптации мигрантов зависит от целого ряда факторов. Очень важным условием успешной адаптации является предварительная подготовка. Как правило, легче и успешнее адаптация проходит у мигрантов, переселяющихся в заранее подготовленное место. В этих случаях до переселения мигранты, как правило, определяются с местом будущей работы, продумывают и оценивают и другие моменты обустройства на новом месте жительства. Наименее готовы в этом отношении стрессовые мигранты, особенно, если миграция возникает стихийно.

Характер адаптации зависит и от продолжительности проживания на новом месте. Длительность адаптационного периода может меняться в достаточно широких пределах - от 1-2 до 3-5 и даже более лет. Люди, живущие в данном месте более 10 лет, воспринимаются как местное население. Наиболее остро адаптационные процессы проявляются в первые пять лет.

Скорость адаптации меняется в зависимости от уровня энергетической активности мигрантов и развитости эколого-хозяйственной лабильности.

Высокая энергетическая активность проявляется в особенностях репродуктивного поведения и подвижности населения. Энергетически активное население достаточно быстро наращивает свою массу за счёт как естественного, так и механического движения, быстро воспринимает новые образцы поведения, придавая им этническую окраску и собственную интерпретацию, обладает хорошей корпоративностью.

Эколого-хозяйственная лабильность выражается в процессах быстрого освоения группами людей новых природно-экологических условий жизни, перехода на новые формы деятельности, внедрение в пусть даже малопрестижные, но высокодоходные сферы.

Социально-экономическая адаптация мигрантов имеет «этническую окраску». Адаптивное поведение мигрантов, принадлежащих к разным национальностям, различается во всех сферах образа жизни, но особенно выражено в способах получения средств к существованию, некоторых областях быта и духовно-культурной деятельности. Различны энергетическая активность и эколого-хозяйственная лабильность этносов.

Полученные результаты дают нам основание относить к этносам с высокой энергетикой в первую очередь даргинцев, чеченцев, армян, к этносам с хорошей эколого-хозяйственной адаптацией - даргинцев и армян, возможно карачаевцев. Чеченцы, по нашим данным, хуже адаптированы в эколого-хозяйственном отношении. По данным опроса у них не выражено стремление получить работу, наблюдается самый большой процент людей, относящихся к работе равнодушно и людей, неудовлетворённых своей работой. Вместе с тем при выборе наиболее актуальных проблем они ставят на первое место трудное материальное положение, а поиски работы - на одно из последних мест. Низкую значимость имеет для них личное здоровье. Такая ментальность определяет своеобразные поведенческие стереотипы, ориентированные на стремление улучшить свое материальное положение без особых усилий, вне сферы труда.

В то же время, не смотря на то, что даргинцы также ставят проблему трудного материального положения на первое место, у них довольно высок процент лиц, оценивающих свое материальное положение как вполне удовлетворительное. Только даргинцы, из всех опрошенных групп населения, выделили, как важную, проблему получения земли. Среди армянского населения низок процент безработных (от 7 до 12%), достаточно много людей, удовлетворенных своей работой, в том числе и абсолютно удовлетворенных. Несмотря на это наиболее важными проблемами они считают поиск работы, устройство детей на учебу и работу, личное здоровье.

Проведенное исследование позволяет выделить в качестве самостоятельного типа - миграционный образ жизни.

Для него характерно уменьшение структурного разнообразия и деформация некоторых традиционных видов деятельности. В значительной степени это касается рекреационной и духо��ной сфер жизни, которые заметно редуцированы. Для экономической области жизни обычны безработица, увеличение доли нетрудовых источников доходов, относительно высока роль подсобного хозяйства в семейном бюджете, низкая оценка своего материального благополучия.

Сфера быта отличается закрытостью. В ней преобладает натуральный характер удовлетворения потребностей; многие проблемы, особенно жилищные не решены. Общий уровень физического, социального и психического здоровья снижен. В качестве ведущих указываются проблемы личного здоровья и будущего детей. В духовной сфере центральное место принадлежит религии. Наблюдается сужение спектра морально-нравственных ценностей. В качестве главнейших жизненных целей называются материальный достаток и семейное благополучие. Снижается социальная ответственность личности, связанная с ослаблением жесткости социального контроля в условиях анклавности, утратой социального статуса и традиционности во взаимодействии с соотечественниками. В результате нарушаются многие вековые традиции, неписанные законы, позволявшие регулировать поведение людей в разных жизненных ситуациях. Усиливается эмоциональная нестабильность, формируется тревожный психологический климат, быстро распространяются различные конфессиональные влияния, в том числе и не ттрадиционные.