Россия-Франция: взгляды на иммиграционную политику

14-15 ноября 2003 г. в г. Москве состоялся российско-французский семинар на тему "Россия-Франция: взгляды на иммиграционную политику". Идея проведения семинара принадлежит проф. Анн де Тинги (Центр международных исследований института политических наук, ведущий научный сотрудник, Франция), проф. Катрин Витоль де Венден (Центр международных исследований Института политических наук, ведущий научный сотрудник, Франция) и к.г.н. Жанне Зайончковской (Институт народнохозяйственного прогнозирования РАН, зав. лаборатории миграции; Центр изучения проблем вынужденной миграции в СНГ, руководитель, Россия).

Семинар проходил под эгидой Франко-российского Центра по общественным и гуманитарным наукам в Москве; Центра международных исследований Института политических наук, Франция (CNRS, CERI); Института народнохозяйственного прогнозирования РАН (ИНП РАН) и Центра изучения проблем вынужденной миграции в СНГ (ЦВМ).

Цель семинара - дать возможность исследователям и специалистам Франции и России сравнить свои точки зрения и результаты научного анализа с реальным опытом своих стран; обсудить подходы к феномену иммиграции, встреченные за прошедшие годы трудности, а также основные ценности и принципы, на которых зиждется иммиграционная политика, поговорить об отношении общественного мнения к иностранцам, а также о многих других вопросах, связанных с этой проблематикой.

В семинаре приняли участие около 40 человек: Французскую сторону представляли ведущие специалисты в этой области: проф. Анн де Тинги (руководитель делегации), проф. Катрин Витоль де Венден, проф. Софи Боди-Жанро (Университет, Сорбонна; Центр международных исследований Института политических наук), dr. Дафне Бутелье-Папе (Международная амнистия, эксперт) и Жан-Кристоф Дюмон (Отдел экономики и международной миграции стран не членов Европейского Союза, администратор).

Кроме того, в семинаре приняли участие специалисты из министерств, ведомств, международных и исследовательских организаций: Елена Мишина, начальник отдела организационно-аналитического управления ФМС МВД России; Сергей Ягодин, начальник отдела по вопросам миграции Аппарата уполномоченного по правам человека в Российской Федерации, Алексис Берелович, директор Франко-российского Центра по общественным и гуманитарным наукам в Москве; Галина Витковская, координатор исследовательской программы Московского представительства Международной организации по миграции; Алексей Малашенко, руководитель программы "Этничность и нациестроительство" Московского Центра Карнеги; Маркус Галдиа, руководитель проекта TACIS "Улучшение межэтнических отношений в России"; Сергей Градировский, руководитель Центра стратегических исследований Приволжского Федерального округа; Анатолий Вишневский, руководитель Центра демографии и экологии человека Института народнохозяйственного прогнозирования РАН; Жанна Зайончковская, руководитель Центра изучения проблем вынужденной миграции в СНГ; Владимир Мукомель, директор Центра этнополитических и региональных исследований; проф. Владимир Ионцев, зав. кафедрой народонаселения Московского государственного университета; проф. Татьяна Юдина, проректор Московского государственного университета; Елена Филиппова, старший научный сотрудник Института этнологии и антропологии РАН; Виктор Переведенцев, ведущий научный сотрудник Института сравнительной политологии РАН; Дмитрий Полетаев, старший научный сотрудник Всероссийского научно-исследовательского института внешнеэкономических связей; Ольга Выхованец, эксперт Центра стратегических исследований Приволжского Федерального округа, а также сотрудники лаборатории миграции и других подразделений Института народнохозяйственного прогнозирования РАН: Ирина Бадыштова, Елена Долгих, Татьяна Иванова, Елена Кириллова, Никита Мкртчян, Надежда Ноздрина, Юлия Флоринская, аспирантка ИНП РАН Тамара Рощина.

На семинаре была предпринята попытка проанализировать иммиграционную политику Франции - "старой" страны иммиграции и России - "новой" страны иммиграции.

На семинаре было представлено 10 пленарных докладов: по пять докладов с каждой стороны. На первом пленарном заседании с докладами, посвященными иммиграционной политике России, выступили: проф. Анн де Тинги, которая в своем докладе показала свой взгляд на иммиграционную политику России, которая формировалась в срочном порядке и в невероятно трудных условиях, связанных с распадом Советского Союза и открытием своих границ, которые в корне изменили миграционную картину. Жанна Зайончковская в своем докладе подчеркнула, что накопившийся в течение суверенного существования России опыт высвечивает преимущества, недостатки и ограниченность миграционной политики России, которая в целом не способствует развитию рыночных отношений, обеспечению демографическими ресурсами рынка труда, построению демократического общества, соблюдению прав человека, интеграции в международный рынок труда, укреплению безопасности страны.

Доклад Катрин Витоль де Венден был посвящен иммиграционной политике Франции, которая в силу определенных обстоятельств носила открытый или ограничительный характер. С 80-х годов изменился политический контекст иммиграционной политики. Сейчас общественное мнение лежит в основе иммиграционной политики. Кроме того, миграционная политика Франции все больше подвержена Европейским стандартам. Европа все больше довлеет и влияет на иммиграционное законодательство в рамках Шенгенского соглашения 12 стран. Европейский уровень довлеет и очень влияет на иммиграционную политику Франции, которая входит в противоречие с рынком труда для неевропейцев. Европейский уровень довлеет на государство, которое очень жестко контролирует защиту прав беженцев и ограничивает права мигрантов неевропейцев. Как констатировала Катрин Витоль де Венден, "я не уверена, что у нас есть самостоятельная иммиграционная политика".

Сергей Ягодин в своем выступлении остановился на правовом положении иммигрантов в России, которое регулируется Законами "О беженцах", "О правовом положении иностранных граждан в Российской Федерации". Оба эти закона, регулирующие правовое положение иностранцев на территории России, втиснуты в старые рамки, а поэтому не работают. По экспертным оценкам в России от 3 до 5 млн незаконных иммигрантов и 250 тыс. иммигрантов из Афганистана, Африки, Ближнего и среднего Востока, которые не могут легализовать свое положение по этим законам. Система иммиграционных карт, которая должна была навести порядок, тоже не работает: мы знаем, сколько было выдано карт при въезде в Россию, а сколько было сдано на выезде и сколько осталось с этими картами в России - этого мы не знаем.

Софи Боди-Жанро в своем докладе затронула широкий круг проблем иммиграционной политики: отношение к иностранцам, интеграция и дискриминация, расизм во Франции. Проблема интеграции рассматривалась на уровне двух моделей: единства общества (Франция) и модель - различие и сохранение культурного разнообразия (США). Остановилась на новом законе о беженцах. Право на убежище прописано в Конституции и имеет конституционную значимость. Франция выполняет определенные обязательства по защите прав человека. Однако практика отлична от теории и политика защиты - не самостоятельный институт, а рассматривается в контексте иммиграционной политики. Политика защиты становится все более ограниченной и происходит ее ужесточение, и она все больше регламентируется экономическим состоянием. С 80-х годов иммиграционная политика Франции с каждым годом все больше приобретает европейский уровень и происходит все большая унификация миграционных политик; на уровне соотношения национального и европейского права; упрощения процедур (3 статуса); давление запрашивающих убежища. Эта компетенция была передана Европейскому Союзу. Минимум общих норм будут приняты в 2004 г. Эти нормы будут дополняться.

В докладе Владимира Мукомеля была рассмотрена иммиграционная политика России в контексте политики по отношению к иноэтничным иммигрантам в российских регионах. Основное внимание было уделено позитивному опыту региональной национальной политики в регионах, избравших курс на конструктивное сотрудничество с этническими меньшинствами, и формирование толерантности к ним со стороны принимающего общества.

Доклад Дафне Бутелье-Папе был посвящен французской политике в отношении лиц, ищущих убежища, которая также носит все более унифицированный характер, так как создание единого пространства требует единых стандартов по защите прав беженцев. Эта политика была основана на принципе 15 стран. Сложные нормативные акты по защите беженцев: условные - расовое, религиозное, национальное, политическое преследование; конституциональное - борьба с тиранией и др.; территориальное убежище - некоторая форма защиты, которая была введена Министерством внутренних дел Франции (защищать лиц (ст. 3) в случае, если в его стране ему угрожают пытки и преследование (дается на 1 год). Есть много лиц, которым отказано в убежище, но их не депортируют, есть специальный орган, который этим должен заниматься. В целом же защита беженцев страдает от четких положений в этой области, а национальное законодательство становится подчиненным общим европейским стандартам и нормам.

Жан-Кристоф Дюмон в своем докладе дал подробную характеристику политики Франции и стран ОБСЕ, которую они проводят против использования нелегальной рабочей силы. Кроме того, он остановился на мерах и ужесточении штрафных санкций, направленных как против предпринимателей, использующих труд нелегальных мигрантов, так и против самих нелегальных трудовых мигрантов. В докладе были проанализированы амнистии, проводимые в США, Италии и в др. странах, которые направлены на легализацию незаконных мигрантов.

Доклад Галины Витковской был посвящен незаконной миграции в России и политике противодействия, в основе которого лежали результаты большого исследовательского проекта "Незаконная миграция в/через Россию". Данный проект был реализован Московской исследовательской программой по миграции Международной организации по миграции (июнь 2001 - декабрь 2002 г.). Было опрошено в различных регионах России более 300 незаконных мигрантов и более 230 экспертов. Собраны данные учета МВД и ФПС России, проанализированы публикации в прессе. В докладе была дана подробнейшая характеристика: количественных трендов; демографического и социального состава мигрантов; маршрутов и способов проникновения; условий жизни; последствий незаконной миграции для государства и населения; правовых и институциональных аспектов незаконной миграции. В заключение своего выступления Г. Витковская отметила, что неэффективность господствующей модели международной миграции выражается в огромном размахе нелегальной миграции, состоящей из дешевой и бесправной рабочей силы. Эти нелегитимные, но, тем не менее, существующие в громадных размерах миграции в/через Россию вовлекают в людской оборот миллионы человек и представляют собой часть современного глобального миграционного режима, который обеспечивает функционирование и воспроизводство господствующего в мире экономического порядка.

Подводя итоги семинара, французские и российские исследователи отметили, что "старая" иммиграционная политика Франции и "молодая" иммиграционная политика России очень похожи, и управление миграционными процессами остается очень сложным делом.

Зам. руководителя Центра
Т. Иванова