Е.В. Тюрюканова

Новые законодательные инициативы России в области трудовой миграции
глазами экспертов

В эпоху глобализации миграционные связи между странами становятся все более интенсивными. Пропорционально росту потоков возрастает и количество проблем и противоречий в данной области. Вряд ли какая-либо страна может похвастаться тем, что ей удалось создать целостную систему эффективного миграционного менеджмента, отвечающего принципам демократии и уважения прав человека, национальным интересам и целям развития. Свидетельство этого - потоки нелегальных мигрантов. В этих условиях особенно важно сохранять и распространять выработанные странами удачные подходы к регулированию миграции и наилучшие практики в данной области, ориентируясь на обмен опытом и международное сотрудничество.

Россия особенно заинтересована в таком сотрудничестве, как минимум по двум причинам. Во-первых, история свободной миграции насчитывает в России менее двух десятилетий, и страна еще не имеет достаточного собственного опыта регулирования этих процессов. Во-вторых, являясь крупным принимающим центром евразийской миграционной системы, Россия во многом идет по пути других развитых стран мира, которые прошли эту стадию во второй половине ХХ века. В результате довольно интенсивной трудовой миграции в основном из постсоветских стран и государств Юго-Восточной Азии во многих регионах России сформировались ниши мигрантской занятости, которые постепенно превращаются в новое разделение труда и фактор дальнейшей сегрегации работников на рынке, и, разрастаясь, привлекают все новых и новых мигрантов. Судя по опыту других принимающих стран, такое разделение труда будет только углубляться.

Если предыдущее пятилетие в России прошло под "девизом" борьбы с нелегальной миграцией, то с 2005г. приоритетом миграционной политики становится развитие трудовой миграции. Очевидно, что такой поворот миграционной политики потребует новых знаний и опыта, которого пока у России нет. Именно отсутствие такого потенциала знаний, по моему мнению, является сегодня основным тормозом дальнейшего развития миграционной политики и принятия обоснованных управленческих решений в данной области. Специфика сегодняшнего момента в том, что политическая воля для изменения миграционной политики России в сторону ее гуманизации и либерализации существует, но она не обеспечена необходимыми знаниями. Поэтому многие даже благие намерения policy makers пробуксовывают или осуществляются крайне медленно. Поэтому исследование, осуществляемое при поддержке ЕС и направленное на обобщение зарубежного опыта, который может быть полезен России на практик, так важно.

Для России несколько принципиальных вопросов требуют приоритетного внимания в свете готовящихся изменений миграционного законодательства и политики. Это, во-первых, определение потребности страны в привлечении иностранной рабочей силы. Возможно ли сегодня определить, сколько и каких иностранных работников нужно привлечь на российский рынок труда, учитывая не только количество вакантных рабочих мест, но и их качество (оплата, условия труда, социальные гарантии)? Какое соотношение между высококвалифицированной и низкоквалифицированной трудовой миграцией было бы оптимальным? Между постоянной и временной трудовой миграцией? Каков должен быть основной механизм регулирования привлечения иностранной рабочей силы Квотный, балльный, комбинированный, пр.)? Во-вторых, как обеспечить принцип приоритета местных кадров? И нужно ли его обеспечивать? Конкурируют ли мигранты с местным населением, если да, то где? До какой степени возможно управлять трудовой миграцией? Можно ли направить людей туда, куда нужно государству? Нужно ли стремиться к регулированию миграции административно-экономическими методами?

В мае-июне 2006г. ЦМИ провел опрос представителей территориальных органов ФМС в регионах России, направленный на выяснение отношения на местах к изменяющемуся курсу миграционной политики. Опрос показал, что в профессиональном сообществе и среди policy makers уже сложилось понимание того, что экономика регионов России сегодня не может существовать без дополнительного притока трудовых ресурсов. Курс на либерализацию поддерживают более 70% экспертов. Примерно столько же готовы отказаться от employer-driven system и выдавать разрешения на работу самим мигрантам. Однако только менее половины опрошенных чиновников готовы отказаться от процедуры получения одобрения службы занятости для выдачи мигранту разрешения на работу. Примерно 40% чиновников считают, что квоты нужны только в некоторых регионах России, где наплыв мигрантов особенно велик.

В целом опрос показал, что менее 10% экспертов продолжают оставаться настроенными на жестко ограничительную систему привлечения иностранной рабочей силы. Однако при 70% в целом лояльных к либерализации, только около 4% - поддержали бы полностью уведомительный порядок привлечения ИРС, 54% считают, что можно постепенно начать вводить уведомительный порядок занятости мигрантов, и более 40% - настаивают на сохранении разрешительного порядка.
Конечно, мировой опыт не может предложить России готовых решений в области управления миграцией. Однако изучение такого опыта и живой обмен мнениями между специалистами, безусловно, поможет оптимизировать дальнейшие шаги по формированию новой миграционной политики.