О.Д. Воробьева

Российские правоприменительные практики в области трудовой миграции и их эффективность

Трудовая миграция в Россию носит в основном незаконный характер. В последние годы, по мнению как экспертов, так и правоохранительных органов, масштабы нелегальной трудовой миграции в России увеличиваются. Оценка этих масштабов крайне противоречива и колеблется в пределах от 4 до 15 млн. человек.

Пребывание и проживание иностранных граждан на нелегальном положении имеет серьезные негативные последствия.

К экономическим последствиям, прежде всего, необходимо отнести процветание теневой деятельности, сужение налогооблагаемой базы, использование потенциала экономической и социальной инфраструктуры населением, которое не платит налоги. К общественно-политическим последствиям - ухудшение взаимоотношений между отдающими и принимающими странами. К криминальным - недобросовестное выполнение взаимных обязательств работодателей и работников друг перед другом (например, отказ работодателей от оплаты за выполненную работу, снижение качества труда, уголовные преступления на этой почве).

В докладе освещается вопрос о том, насколько эффективны действующие нормы и правила регистрации мигрантов по месту пребывания и месту жительства, предотвращают ли они распространение "нелегальной миграции" и в чем заключаются их основные изъяны, "узкие места".

Выводы получены на основе опроса 1185 респондентов, проведенного в наиболее привлекательных для мигрантов городах Центрального и Южного Федеральных округов России - Москве, Белгороде, Воронеже, Саратове, Краснодаре, Ставрополе, Ростове и сельской местности Ростовской области, Республике Татарстан.

Обследование показало, что все регионы сильно различаются по степени регистрации мигрантов. Процент незарегистрированных колеблется от 51% в Москве до 9% в Воронежской области.

Следовательно, действуют не общие причины, создающие препятствия для регистрации и заложенные в самом законодательстве, а скорее причины локального характера, кроющиеся в применении норм закона на местном уровне. Это большие очереди в паспортные столы (указало 40% опрошенных), необходимость обойти много инстанций для сбора различных справок и документов (33%), умышленное затягивание процедуры с надеждой на получение взятки (15 %), разноречивая информация о правилах оформления или невозможность получения информации (12%).

Установленный трехдневный срок для оформления регистрации, при такой организации данной процедуры делает ее невыполнимой. Следовательно, уже на четвертый день, несмотря на абсолютную законность въезда каждый мигрант автоматически попадает в разряд нелегальных и может быть оштрафован.

Ряд условий, которые по закону необходимо выполнить, чтобы зарегистрироваться, являются объективно непреодолимыми. К ним в первую очередь относятся такие, как:

  1. наличие жилого помещения, на площади которого все проживающие в нем совершеннолетние лица подтвердят согласие на регистрацию мигранта;
  2. требование, чтобы все проживающие в жилом помещении, где намерен зарегистрироваться мигрант, явились лично и одновременно в паспортный стол, чтобы письменно зафиксировать свое согласие.

Это приводит к тому, что мигранты в подавляющем большинстве могут зарегистрироваться только у родственников или знакомых. Лишь 11% из тех, кто имеет регистрацию, были зарегистрированы в другом месте.

Исследование также показало, что рост нелегальной миграции во многом является следствием излишне сложной правоприменительной практики. Главные изъяны правоприменительной практики таковы:

Как альтернатива в стране возникла и успешно функционирует параллельная система бизнес-регистрации. Эта система полностью подрывает идею обеспечения общественной безопасности путем регистрации мигрантов, так как она доступна для любых опасных персон, сокращает объемы поступлений финансовых средств, получаемых за регистрацию в бюджет, не обеспечивает информации о проживании мигрантов. При этом ее привлекательность очевидна: простота и скорость в оформлении без излишних затрат.

В настоящее ��ремя разработан проект закона "О миграционном учете", призванный устранить отмеченные недостатки. Отметим позитивные моменты, присутствующие в проекте этого закона.

Это, прежде всего, положение об уведомительном (вместо по сути разрешительного, как сейчас) характере регистрации. Кроме того, вводится такое понятие, как "сторона, принимающая иностранного гражданина в Российской Федерации", которое дополняет понятия "место жительства" и "место пребывания", что должно создать условия для более полной регистрации, так как снимается жесткая привязка этой процедуры к жилому помещению.

В то же время новый проект вызывает определенный скепсис по следующим причинам: в нем нет четкости в определении используемых понятий и дефиниций и не выстроена четкая иерархическая система процедур регистрации и учета. Эти процедуры находятся в строго подчиненном положении друг к другу. Процедура регистрации первична, а учет организуется на ее основе. В связи с этим первая часть законопроекта должна регламентировать процедуру регистрации и отношения, возникающие при проведении регистрации, а вторая часть - процедуру учета (сбор, обработку, обобщение информации, полученной на базе регистрации), с тем чтобы, как сказано в проекте, "обеспечить формирование полной, достоверной, оперативной и актуальной информации о перемещениях иностранных граждан и лиц без гражданства".

В связи с этим представляется, что проект данного закона целесообразно основательно доработать, иначе его реализация может внести дополнительные усложнения в процесс регистрации, что чревато увеличением миграции.

Чтобы закон мог эффективно работать, необходимо, кроме того, определить полномочия всех участников процедуры регистрации и учета, сроки и формы исполнения полномочий.