Ж.А. Зайончковская

Значение иммиграции для будущего России

Никогда в прошлом миграция не играла такой важной роли в развитии России, как это ожидается в первой половине настоящего столетия. Проблема иммиграции возникла в тесной связи с демографическим кризисом и рассматривается как одна из главных мер по его преодолению.

Особенно напряженно складывается ситуация в ближайшие десятилетия. Население России убывает с 1992 г., но до сих пор этот процесс не затрагивал трудоспособные возрастные контингенты. Со следующего года начинается и их стремительная убыль, уже с 2010 г составляющая более чем по 1 млн чел. в год. В сумме в период до 2026 года естественная убыль трудоспособного населения достигнет более 18 млн чел. Если сравнить эту величину с численностью занятых в экономике России, составляющей 67 млн чел., чрезвычайная серьезность ситуации становится очевидной.

Столь резкое сжатие трудоресурсного потенциала, которое, как показывает европейский опыт, не может быть за короткое время скомпенсировано соответствующим ростом производительности труда, обусловливает необходимость существенного увеличения иммиграции для его восполнения и выводит иммиграционную составляющую на уровень одного из стратегических направлений политики России. От того, насколько страна справится с задачей привлечения необходимого количества иммигрантов, зависят темпы ее экономического роста, уровень жизни населения, социальный климат, региональные пропорции развития, размеры страны и ее целостность. Таким образом, миграция приобретает, без преувеличения, судьбоносное значение для России.

Учитывая, что население в трудоспособном возрасте составляет около 2/3 миграционного потока, для полного возмещения естественных потерь трудоресурсного потенциала России в предстоящие 2 десятилетия потребовалось бы более 25 млн иммигрантов. Подчеркнем, что речь идет о нетто-иммиграции, входящий же поток должен быть еще больше. Такая огромная иммиграция едва ли может быть обеспечена даже при самой активной и либеральной миграционной политике, не говоря уже о том, что она чревата дестабилизацией социальной обстановки. Вместе с тем, приведенный расчет хорошо иллюстрирует масштаб проблемы.

Разумеется, какая-то часть может быть восполнена за счет более эффективного использования собственного потенциала, но потребность в массовой иммиграции очевидна. Для роста экономики необходимо по меньшей мере удвоить иммиграцию на постоянное жительство, возместив недостающую часть рабочей силы временной трудовой иммиграцией.

Как показывают расчеты, миграционный потенциал стран СНГ недостаточен для закрытия возникающего в России дефицита труда. Это сильно осложняет ситуацию, так как России придется привлекать иммигрантов из стран совсем с другими культурными традициями. Конкурентами России на иммигрантском рынке труда в перспективе будут США и Европейский Союз, что резко ограничивает возможности России в отношении как привлечения квалифицированной рабочей силы, так и селекции иммигрантов по странам исхода.

Масштабная иммиграция грозит обществу серьезным расколом и дестабилизацией. Иммиграция уже стала настоящим яблоком раздора, разменной картой выборных кампаний, водоразделом идеологических течений, опорным камнем националистов. Россия, унаследовавшая традиции закрытой страны, не имеет опыта регуляции иммиграции в рыночных условиях. Поэтому опыт Европейского Сообщества для нас крайне важен.

В последнее время четко обозначился разворот миграционной политики России в сторону создания более благоприятных условий для приема иммигрантов, что свидетельствует об адекватной, пусть и запоздалой, реакции федеральной власти. Уже сделаны первые шаги в направлении облегчения процедур правового оформления упрощения процедур трудового найма иммигрантов, легализации незаконных мигрантов, как говорят в России, "процесс пошел". Важно, чтобы его темпы и радикализм соответствовали скорости и глубине надвигающегося обвала трудового потенциала страны.