Миграционные процессы в современной Европе: эволюция миграционных взаимодействий ЕС и государств Центральной и Восточной Европы

24-25 сентября 2010 года на базе Центра миграционных исследований Одесской национальной академии связи О.С. Попова (Украина, Одесса) при поддержке Управления миграционной службы в Одесской области (Украина, Одесса), Центральноевропейского университета (Будапешт, Венгрия), Центра миграционных исследований (Россия, Москва) и Международного фонда "Возрождения" (Украина, Киев) состоялась международная конференция: "Миграционные процессы в современной Европе: эволюция миграционных взаимодействий ЕС и государств Центральной и Восточной Европы" с участием ведущих представителей мировой науки и обсуждением актуальнейших процессов, происходящих в Украине-Европе-мире.

На секционных заседаниях 80 специалистов из разных стран мира обсуждали важнейшие вопросы миграций по следующим направлениям:

Тезисы докладов - http://cms.onat.edu.ua/public/docs/book.pdf

Дополнительная информация на сайте Центр миграционных исследований Одесской национальной академии связи имени А.С. Попова.

Краткое резюме работы конференции:
"Миграционные процессы в Европе: эволюция миграционных взаимодействий ЕС и стран Центральной и Восточной Европы"

подготовлено И. Молодиковой по материалам представленным руководителями секций

Изменения в политической, экономической и социальной жизни стран Центральной и Восточной Европы привели к новой архитектуре взаимодействия на континенте после падения железного занавеса и к вовлечению обширной территории в мировую хозяйственную и миграционную системы. Вместе с тем, планомерное создание со стороны ЕС с начала 2000-х новых разделительных линий на своих восточных границах обуславливает ассиметрию в отношениях европейских стран, особенно между бывшими странами социалистического лагеря. Хотя их историческое прошлое тем или иным образом во многом определяет направления движения населения по территории всей Европы, вступление ряда этих стран в ЕС создает новые отношения между ними и формирует новые возможности мобильности населения.

Эволюция миграционных взаимодействий ЕС и стран Центральной и Восточной Европы являлась объектом для научной дискуссии на конференции в Одессе, где были рассмотрены возможности новых теоретических подходов к изучению миграционных потоков и их последствий. Не вызывает сомнения, что создание странами ЕС специальной системы взаимоотношений с третьими странами, даже соседними с ними, не позволяет нам говорить об единой "Европейской миграционной системе", а скорее о нескольких "Европейских миграционных подсистемах". Представленные доклады свидетельствуют о разнообразии миграционных процессов и о специфике стран, о своеобразной иерархии миграционных систем в Европе, в рамках которо происходит постоянная трансформация направлений и объемов миграционных потоков.

Какие общие шаги в сфере миграционной политике необходимы в условиях такого своеобразия различных миграционных потоков и моделей? Разнообразные комбинации нелегальной, транзитной, циркулярной и возвратной, интеллектуальной и прочая миграции формируют новые диаспоры из стран Центральной, Восточной (ЦВЕ) и юго-восточной (ЮВЕ) Европы в странах ЕС и не в странах ЕС, определяя их интеграционные стратегии. Несомненно, что эти типы миграций можно проследить по всему миру, но региональный и исторический контексты накладывают уникальные особенности на протекание этих процессов. Поскольку каждая страна имеет совершенно определенные социально экономические и политические характеристики, то сравнения процессов и потенциала миграционных потоков требуют большой доли аккуратности.

Рассмотрению вышеназванных вопросов была посвящена работа 11 секци�� конференции, на которых выступили с докладами 65 ученых из более чем 15 стран ЕС и СНГ. Наличие такого количества участников доказало актуальность проблем, предложенных к обсуждению.

Несомненно, что расширение ЕС на Восток начиная с 2004 года изменило форму европейского миграционного пространства, существенно увеличив мобильность с Востока на Запад, несмотря на все старания стран-реципиентов контролировать этот процесс. Предоставление права на свободное передвижение гражданам новых членов союза - стран Центральной и Восточной Европы (ЦВЕ), с одной стороны, и усиление контроля в отношении жителей других европейских стран привели к ассиметрии взаимоотношений между ЕС и соседними третьими странами и трансформации миграционных потоков, возникновении различных типов мобильности внутри стран европейского континента.

География зоны приграничья и разнообразие миграционного режима постоянно меняясь влияют на мобильность населения. Планы ЕС по реализации Политики Соседства, равно как и соглашения о реадмиссии с Россией, Молдовой и Украиной, согласно представленным докладам, привели к изменениям в миграционных потоках между соседними странами не членами ЕС. Новые границы Шенгена генерируют циркулярные, транзитные и нерегулярные потоки, в основном с негативными последствиями для третьих стран.

Основные центры притяжения мигрантов - страны ЕС и Россия, а сейчас уже Украина и Белоруссия, испытывая демографические проблемы, находятся в постоянном конфликте между потребностями экономики в мигрантах, с одной стороны, и страхом роста межэтнической напряженности, обеспокоености местного населения быстрым ростом этнического разнообразия.

Отсутствие координации между странами Евросоюза и странами - не членами ЕС в принятии политических и законодательных решений, в разработке инструментов их реализации по управлению миграционными потоками, совместных научных исследований в соотвествующей сфере все еще не дают оснований говорить о какой бы то ни было согласованности действий европейских стран с учетом прав человека.

Текущий финансовый кризис привносит в миграционные дискурсы более пристальное внимание к возвратной миграции, ее необходимости и размерам. Поскольку в каждой стране миграционная ситуация отличается, то, возможно, и типологии возвратной миграции имеют свои отличия.

Пленарные доклады Жанны Зайончковской, Олены Малиновской и Ирины Молодиковой определили во многом общее направление дискуссии, имевшей место на конференции. Европа переживает демографическое старение и факт закрытых границ - это часто ширма, создающая иллюзию контроля и порождающая, вместе с тем, незаконных мигрантов. Ужесточение барьеров ухудшает свободную циркуляции рабочей силы и заставляет людей оставаться дольше в стране пребывания. С другой стороны, включение Евросоюзом все большего количества стран в систему свободного перемещения населения улучшает циркуляцию рабочей силы и способствует более динамичному развитию территорий. Данному процессу способствуют различные старые и новые мигрантские диаспоры и сформировавшиеся транснациональные сети. Исследования, представленные на конференции, показали, что существуют как общие признаки , так и отличия в формировании диаспор в ЕС и странах СНГ , с одной стороны, а такжн различия от страны к стране, с другой.

Для стран ЕС т озвучен дискурс развития единой миграционной политики. Хотя многие ученые считают, что миграционная политика ЕС состоит из отдельных политик, тем не менее, в ЕС постепенно складываются механизмы реализации общих основных направлений, хотя многие страны вырабатывают свой собственный подход. Это не удивительно, поскольку в каждой стране имеется свое миграционное сообщество, которое состоит из разных этнических групп. Эти группы по разному взаимодействуют с принимающим обществом.

Страны ЦВЕ и ЮВЕ недавно столкнулись с процессом приезда мигрантов из дальних стран, хотя в советское время социалистическое разделение труда также формировало трудовые миграционные потоки. Но тогда они жестко контролировались. В большинстве докладов было отмечены негативные тенденции в демографической ситуации как стран СНГ, так и центральной Европы. Во многих странах ЕС и в России конкуренция за трудовые ресурсы потребует разработки более продуманных и диверсифицированных подходов к различным типам мигрантов, которые на сегодня отсуствуют. По мнению участников конференции, уже сейчас многие из вновь вступивших в ЕС восточно-европейских стран разыгрывают этнические карты, демонстрируют особое отношение к своим соотечественникам за рубежом. В этой связи развитие практик введения двойного гражданства будет способствовать расширению категорий граждан третьих стран, имеющих возможности свободного передвижения. По мнению экспертов из восточноевропейских стран, эта во многом неизбежная мера облегчит циркуляци�� населения между странами Европы.

На конференции в основном были представлены доклады по странам и по проблемам, актуальным как для принимающего, так и для отдающего сообществ. Вместе с тем, недоставало докладов сравнительного характера. Следует также отметить, что вопросы, претендующие на теоретические обсуждения, были представлены лишь фрагментарно.

Большинство докладов по странам ЕС свидетельствует о практическом внедрении в них принципов селективной интеграции или ассимиляционных стратегий для всех типов мигрантов, несмотря на декларируемые ценности.

Работа секции "Новые диаспоры" в Европе после развала социализма: интеграция или отчуждение? Перспективы на будущее (модератор Ирина Молодикова) показала, что возникшие и быстро растущие новые диаспоры в странах Западной, Центральной и Восточной Европы отличаются этнической и гендерной композицией, профессиональным составом и видами занятости. Формирование новой и сохранение собственной идентичности для новых диаспор определяются разными стратегиями приема, особенностями взаимодействия и культурной дистанцией с принимающим социумом. Своеобразие тактик взаимодействия и перспектив интеграции определяется миграционной политикой государства, практиками принимающего общества, особенностями индивида и диаспоры.

Большинство стран вновь включенных в зону свободного перемещения еще имеют барьеры на пути выхода их населения на рынок труда ЕС. Это негативно отражается и на стране приема, и на стране происхождения, порождая незаконную занятость и возможности применения дискриминационных практик.

Проблемы новых диаспор в западной и центральной Европе не случайно широко были представлены в докладах чешских ученых. Несмотря на все разнообразие существующих практик в интеграции мигрантов из СНГ в Европе, у новых членов ЕС несомненно наблюдаются свои особенности протекания интеграционных процессов, так как в результате общего социалистического прошлого, десятилетней эпохи свободы передвижения между пост-советскими странами после падения "железного занавеса" и до вступления в ЕС быстро сформировались новые диаспоры. К тому же, у этих стран опыт управления миграционными процессами невелик. Чехия- практически единственная страна из числа новых членов ЕС уже более 10 лет реализующая интеграционную политику. За годы постсоциалистической транформации она приняла значительное количество мигрантов, вследствие чего возникли новые диаспоры (украинская, русская, вьетнамская и даже монгольская).

Представленные доклады продемонстрировали насколько разнообразны вопросы интеграции мигрантов, которые надо решать: языковые курсы, медицинское страхование и другие виды социального обслуживания, а также самочувствие и самоидентификация мигрантов. Примеры жизненных стратегий трудовых мигрантов показывают их креативность и желание поскорее выйти из теневой сферы и легализоваться при условии минимальных возможностей и гарантий. Однако свобода передвижения сама по себе условие необходимое, но недостаточное для нормальной интеграции. Сам факт вступления в ЕС оказывает двойственный эффект как на принимающее, так и на отдающее сообщества. Существует еще неурегулированность трудового статуса мигрантов из этих стран во многих странах- членах ЕС с одной стороны и свобода передвижения в рамках ЕС в сочетании с желание работать с другой стране, которые формируют нелегальную занятость - не поняла. Необходимы обоюдные усилия населения стран ЕС для культурной, экономической и информационной ориентации как вновь прибывающих мигрантов из новых стран - членов, так и мигрантов из третьих стран. Существующие барьеры порождают дискриминационные практики.

Большая разница в уровне жизни вновь вступивших стран по отношению к старым членам ЕС стимулируют миграционные потоки из многих новых стран ЕС. Доклады ясно показали, как существенно меняются жизненные возможности мигрантов после вступления этих стран в ЕС. Хотя население каждой страны ЦВЕ имеет свою миграционную модель и географию потоков, возможности законных оснований переезда и работы в ЕС дают больше доступ к достойной жизни через легальное трудоустройство и проживание. И как результат - меньшее понижение социального статуса после миграции по сравнению с ситуацией мигранта из третьей стран . С другой стороны, граждане третьих стран испытывают разные формы дискриминации. Визовые барьеры и условия миграции и интеграции, как выявляют исследования, порождают дискриминацию и формируют маргинализированную страту населения, которое может быть объектом сверхэксплуатации.

Вопросы определения понятия "законности" пребывания возникают в связи с изменением условий пребывания мигрантов и ясно показывают его относительность. Как только Болгария и Румыния вступили в ЕС , незаконные мигранты из этих стран превратились в за��онных. И наоборот, мигранты, пребывающие в них, превратились в "незаконных".

Вопросы приграничья рассматривались на секции "Открытые или закрытые границы. Трансформации систем Европейского Пограничного Контроля" (модератор Дитрих Тренхардт) где был сделан вывод, что миграционная система стран СНГ претерпевает существенные изменения не только из-за постоянной в течении последних 20 лет трансформаций границ, но и системы визового режима, миграционного законодательства. Свобода передвижения между странами дает значительные выгоды от членства ЕС для одних стран, но для других, не входящих в эту систему, она создает ассиметрию взаимоотношений. Все большее значение приобретают вопросы разделения границами среды обитания определенных этнических групп. Учитывая этническое разнообразие центральной и юго-восточной Европы изменения в отношениях стран с разделенным этносом очень болезненны для обеих сторон, например, особенные отношения Молдовы и Румынии, Венгрии и Украины влияют на миграцию. Договоры ЕС о соседстве и о реадмиссии для стран - соседей оборачиваются определенной дискриминацией.

Вопросы развития приграничного сотрудничества - это во многом еще и вопросы миграции, развития и роли денежных переводов. Также важны вопросы социальных трансфертов, когда привносятся новые навыки. И, наобобот, требует внимание проблема неуплаты налогов мигрантами как в своей стране, так и стране пребывания, что снижает возможности бюджетов приграничных регионов в сфере социального развития, модернизации условий жизни и в итоге стимулирует выезд из этих ррегионов, создавая замкнутый порочный круг.

Доклады на секции "Социальные аспекты адаптации и интеграции мигрантов в государствах постсоветского пространства" (модератор Владимир Мукомель), посвященной социальным проблемам адаптации и интеграции мигрантов в принимающих сообществах, главным образом России, в основном содержали результаты оригинальных исследований, в ряде случаев базировавшихся на масштабных социологических исследованиях либо на пилотных проектах. Страны Центральной и Восточной Европы только становятся объектами миграционного притяжения в последние десятилетия, в то время как их собственные граждане мигрируют в западноевропейские страны, становятся активными игроками "новых" диаспор или новых волн мигрантов в "старые" страны ЕС.

На секции "Нелегальная миграция в Европейских странах" (модератор Франк Дювель), вопросы незаконной миграции в странах СНГ были представлены как пример одного из многочисленных видов миграции, который не является чем-то особенным и значительно политизирован.В последнее время количество таких мигрантов снизилось. Частично этот факт м.б. связан с влиянием экономического кризиса, который, по мнению исследователей, вызвал сокращение численности таких мигрантов. Это обусловлено, по мнению многих участников, снижением потребностей рынка труда в таких мигрантах. Необходимо снять многие искусственно созданные и политизированные барьеры доступа мигрантов на рынок труда.

Из докладов участников напрашивался вывод, что укрепление границы ЕС повлияло на снижение показателей незаконной миграции. Была четко представлена ассиметрия отношений ЕС - третьи страны. Именно такая ассиметрия часто порождает незаконность нахождения мигрантов в ЕС и невозможность организации циркулярной законной миграции. По мнению исследователей из Молдовы, подписание реадмиссионных договоров негативно отразились на странах региона. Уступки стран-соседей в области ужесточения своего миграционного законодательства в обмен на ожидаемую отмену виз не привели к смягчению визового режима со стороны ЕС. Т.е., эти страны не улучшили условия мобильности своего населения, а ухудшили их.

Секция Тенденции эволюции миграционной политики государств Западной и Восточной Европы (модератор Татьяна Юдина) фактически была посвящена различным вопросам миграционной политики России. Главной проблемой, которая обсуждалась на секции, несмотря на заявленный широкий региональный охват, стала эволюция миграционной политики России за последние 20 лет. В этот период миграционная политика России прошла путь от нерегулируемой государством миграции в 1990-е годы к жесткой ограничительной миграционной политике в 2000 -е годы, а затем к ее либерализации в 2007 году и вновь к попыткам ужесточения в условиях глобального кризиса. Эксперты выделили шесть основных этапов эволюции миграционной политики России. Миграционную политику эксперты оценивают как ситуационную, а не долгосрочную, не имеющую четко сформулированной стратегии. По мнению экспертного сообщества, руководством России осознана необходимость более либеральной политики, особенно в области трудовой миграции. Большинство экспертов считают, что на практике фактически пока нет интеграционной политики в отношении мигрантов. Ряд экспертов подчеркнул и другую сторону миграции, высказав мнение, что она всегда риск и для безопасности страны, особенно нелегальная ее составляющая. Экспертами высоко оценены система двухсторонних договоров в регулировании конкретных вопросов защиты мигрантов. Признана необходимость иммиграции как ресурса для развития крупных мегаполисов (например, Москвы).

Второй проблемой, обсуждаемой на секции, стали факторы и перспективы миграционного прироста населения России как основание для дальнейшей разработки миграционной политики. На основе эконометрического анализа выявлено три основных фактора, влияющих на формирование иммиграционных потоков в Россию: этнический состав, миграционные сети и этнические сети. Однако, согласно расчетам, сделан вывод об отсуствии в настоящее время фактора, который способствовал бы увеличению миграционного прироста населения в Россию в долгосрочной перспективе.

Тематика выступлений секции "Открытые или закрытые границы. Трансформация системы контроля европейских границ" (модератор Дитрих Транхард) была посвящена проблемам восточной границы Европейского Союза. Дискуссия проходила в контексте большей открытости границ в Западной и Центральной Европе благодаря расширению Шенгена, объединявшего всего пять стран в момент его создания, и насчитывающего ныне 25 стран-участников (27 в ближайшем будущем). Процесс открытия внутренних границ ЕС резко контрастирует с возведением пограничных стен в других частях мира, например, вокруг США, Индии и Израиля. Будет ли ЕС продолжать эту успешную политику открытия и шаг за шагом включать страны Востока?

В докладах были представлены полевые исследования об эффекте охраны восточной границы ЕС ( Польши, Словакии, Венгрии и Румынии) с Украиной, Белоруссией и Молдовой. Интервью с различными заинтересованными сторонами и населением по обе стороны границы ясно показали, насколько контрпродуктивно влияние жесткого контроля границ и пограничного контроля. Такой подход порождает трудности в приграничном сотрудничестве, торговле и поддержке традиционных исторических связей населения из-за негативного эффекта бесплодных долгих часов ожидания получения виз. Это, в свою очередь, приводит к замедлению экономического развития приграничных территорий по сравнению с центральными регионами данных стран. В дополнение, существующая в настоящий момент ассиметрия отношений между странами вдоль восточной границы ЕС создает почву для коррупции и развития контрабанды товаров и людей, в т.ч. при участии местного населения, использующего данный ресурс как стратегию выживания. Оно также порождает цинизм из-за широкого распространения коррупции, даже тогда, когда пограничникам платят гораздо больше, чем учителям или ученым.

Исследования экспертов из Молдовы представили примеры деструктивных эффектов закрытых границ для развития экономики такой маленькой республики как Молдова от ее исключения из некоторых традиционных связей с соседними странами посредством усиления приграничного режима. Продвижение ЕС и введение более жесткого приграничного контроля для этой страны на Западной границе при ее нестабильной экономике, оттоке значительной части активного населения из страны и оставленных родителями детей негативно сказались на экономике и обществе Молдовы. Ситуация станет еще более серьезной, когда Румыния присоединится к Шенгенской зоне, и, таким образом примет стандарты Шенгенской зоны.

Напрашивается вывод, что пограничные правила и их влияние на социально-экономическое положение людей, живущих в регионе должны стать предметом интенсивных исследований в будущем, дополняя сложный дискурс о безопасности, который доминирует во всех обсуждениях приграничья до сих пор.

Обсуждение на секции "Транснациональные миграционные сети." (модератор Паоло Руспини) охватывало вопросы транснационализма мигрантов, политику в области меньшинств, возвратную миграцию, диаспоры и миграционные намерения студентов, либо на Восток или на Запад. Несмотря на большие различия от стране к стране в протекании миграционных процессов есть общее в поведении правительств некоторых стран ЕС по отношению к мигрантскому меньшинству, (например, в Балтийских странах по отношению статуса русских в Латвии) или в Болгарии, (болгарская конституция не признает термин меньшинство). Эксперты подчеркивали, что существуют транснациональные проявления диаспоры и связанные с ними резкие контрасты в странах приема и исхода. Например, между так называемыми "советскими русскими", которые определяются националистичными и русскими как "старая волна" и как национальное меньшинство т.е. противопоставление положения "новых волн" мигрантов и традиционных адаптированных меньшинств этих же этнических групп. Открытие Шенгена на примере Болгарии и Румынии в 2007 по мнению экспертов усилило Транснациональный характер болгарской миграции где связи сохраняются сильными или с домом или со страной назначения.

Вопросы жизни русской и украинской диаспор, их адаптации и качество жизни в стране приема были темами выступлений на нескольких секциях. Например сравнительные анализ адаптационных стратегий русской диаспоры в Германии и Норвегии показал, что определяющие факторы и различия в удовлетворенности жизнью русской диаспоры в Германии и в Норвегии определяют ее разный уровень активности в поисках работы и обучения. Жизнь, планы студентов - этнических болгар в Одессе и в ЕС (Германия, Франция и Италия), связаны с потенциальными возможностями получения работы. Однако на их жизненные стратегии влияют места рождения студентов, а также более динамичный характер "новой волны" болгарской диаспоры в Украине и других странах по сравнении со старой болгарской диаспорой.

Эксперты отметили, что необходимо избегать обобщений и генерализаций при обсуждении вопросов диаспоры, транснационализма и возвратной миграции в Европе (из-за специфики миграционных процессов в каждой стране). Также, по мнению экспертов, существует методологическая необходимость различать старую и новую диаспоры как объект исследования. Они имеют различные траектории жизни, потребности, построение идентичности и миграционные установки. Распад социалистического лагеря, расширение Европейского союза и драматические политические, экономические и социальные процессы привели к многочисленным и типологически различным миграционным движениям и продолжают приводить. Пост-социалистические миграции являются прежде всего экономическими и транснациональными, концентрированными около различных метрополий (в основном РФ и ЕС - соответственно для стран пост-советского и пост-социалистического пространства). Несмотря на ужесточение визового режима ЕС для третьих стран миграция в ЕС не прекращается и по мнению экспертов из стран доноров трансформировалась из временной в постоянную.

На секции "Интеллектуальная миграция - постсоциалистические страны в битве за таланты. Перспективы "утечки умов": Восток - Запад (модератор Валерий Николаевский) отмечалось, что миграция специалистов из стран СНГ на Запад значительна, утверждалось, что миграционная политика в сфере интеллектуальной миграции в целом носит фрагментарный характер, представляет собой набор разрозненных мер, не объединенных единым замыслом, целями и задачами. Кроме того, она не оформлена концептуально, организационно и нормативно.

Совершенствование миграционной политики в сфере интеллектуальной миграции должно идти в нескольких направлениях:

Необходимо создание методики идентификации интеллектуальных мигрантов; введение бальной системы и системы преференций для упрощенного въезда на территорию государства иммигрантов творческих профессий; рассмотрение возможности упрощенной процедуры получения виз, вида на жительство, временного проживания, гражданства лицами, относящимися к интеллектуальным мигрантам.

Наиболее эффективным механизмом сдерживания интеллектуальной эмиграции в странах - донорах является, по мнении экспертов:

На конференции было представлено две секции, посвященные проблемам миграции Украины. Как следует из сделанных участниками докладов, и сами проблемы, и пути их решения по многим позициям совпадают с проблемами, озвученными экспертами из других стран СНГ - России, Белоруссии, Молдовы.

На секциях "Украина в европейской миграционной системе" (модератор Олена Малиновская) актуальной проблемой было названо совершенствование миграционной политики. Подчеркивалось, что массовый и социально значимый поток трудовой миграции украинцев за границу не находит достаточного внимания со стороны властей. Докладчики настаивали на необходимости укрепления связей государства с украинцами за границей, разработки и внедрения программ возвращения и реинтеграции мигрантов, желающих вернуться на родину.

В докладах неоднократно звучало мнение, что трудовая миграция украинцев и постепенное превращение временных трудовых поездок в длительное пребывание за пределами Родины, объясняются не только отсутствием в Украине хорошо оплачиваемой работы, но и более широким спектром неэкономических причин, как то уровень личной и общественной безопасности в стране, надежность правопорядка и отсутствие коррупции, лучшие жизненные перспективы для детей и т.д. В связи с этим, миграционная политика должна пониматься как более широкий сектор мер, а не как регулирование миграционных потоков, и быть тесно связанной с экономической, социальной, образовательной, региональной и т.д. политикой государства.

Кроме мер регулирования трудовой миграции, еще одним направлением миграционной политики, значение которого недостаточно сознается властями, является политика интеграции иммигрантов из других стран, прибывающих в Украину. Хотя на сегодня их количество невелико, однако оно возрастает. Неготовность общества к принятию инонационального населения, как и недостаточные интеграционные мероприятия, чреваты опасностью нарастания мигрантофобий, возникновения напряжения между различными этно-культурными группами. Такое развитие событий особенно нежелательно для Украины, где уровень гомогенизации общества недостаточен, формирование политической нации не завершено. Поэтому адекватные меры по интеграции иммигрантов, гарантии их прав, оказание помощи в овладении языком, трудоустройстве, выходят за рамки миграционной политики и приобретают весомое общественное значение.

Взаимоотношения с украинской диаспорой было обсуждено на секции "Украинская диаспора в Европе и мире" (модератор Алексей Позняк), где высказано мнение, что в законопроектах о Концепции государственной миграционной политики Украины, рассматриваемых парламентом, вопросы реинтеграции трудовых мигрантов, возвращающихся на родину, как и интеграции иностранцев в Украине, не нашли достаточного освещения. Для подготовки соответствующего общественным потребностям документа, определяющего цели и задачи миграционной политики, необходимо привлечь ученых, независимых экспертов, представителей гражданского общества.

При формировании миграционной политики необходимо осознавать, что часть украинских трудовых мигрантов уже не вернется на родину. Если на рубеже 1990-х годов случаи перехода трудовой миграции украинских граждан в постоянную были редкими, то сейчас это распространенное явление Поэтому необходим дифференцированный подход к регулированию трудовой миграции. Лицам, которые возвращаются в Украину, следует содействовать в адаптации и трудоустройстве.

Политика в отношении тех мигрантов, которые еще не определились относительно возвращения, должна быть направлена на обеспечение возможностей их возвращения.

Со сложившимися в последнее десятилетие новыми диаспорами следует всесторонне развивать национально-культурные связи. В частности помогать "новым" диаспорам в формировании украинской национально-культурной среды в странах-реципиентах, оказывать им поддержку в открытии воскресных школ, обеспечивать учебниками и научно-популярной литературой. Вместе с тем, необходимо стимулировать их участие в жизни украинского общества на родине - вовлекать украинские "землячества" в решение конкретных проблем города (или села) их происхождения (реставрация памятника архитектуры, закупка компьютеров для школы, строительство церкви и т.д.) на паритетных основах с местным бюджетом и в дополнение к нему.

По мнению большинства участников дискуссии на секции "Социальные аспекты адаптации и миграции в государствах постсоветского пространства" (модератор Владимир Мукомель), необходимы серьезные исследования проблем адаптации мигрантов, осуществление которых сдерживается отсутствием достоверной статистики, непрозрачностью действий ведомств, работающих с мигрантами (Россия). Среди других причин, обусловливающих слабую адаптацию отдельных групп мигрантов, указывалось на неэффективность институтов, призванных способствовать их адаптации и интеграции (Россия), распространенность мигрантофобий, социальные практики взаимодействия принимающего населения и местных властей с мигрантами, социально-психологические проблемы, с которыми сталкиваются мигранты.

Участники дискуссии высказывали мнения о необходимости серьезных институциональных реформ в новых независимых государствах, особенно в сфере образования, армии, правоохранительных органах, судебной системе, масс-медиа, без которых трудно достичь прогресса в области адаптации и интеграции мигрантов.

Секция "Трудовая миграция в посткризисном мире Европы: возможные последствия и уроки" (модератор Елена Тюрюканова) была посвящена различным аспектам современной трудовой миграции в Европе и СНГ. Обсуждение коснулось трудовой миграции в России, играющей ключевую роль в евразийской системе миграции, вопросов разделения труда и сегрегации, формирующихся неформальных социальных сетей мигрантов и экономических ниш, обнаруживающих растущий спрос на иностранную рабочую силу. Влияние иностранной трудовой миграции на потребности рынка труда в России", было дано через анализ структуры занятости иностранной рабочей силы в России, ее распределение по уровню образования и квалификации и указаны пробелы между спросом на мигрантов и реальным предложением их труда.

Вопросы возвращения мигрантов рассматривались на примере возвращений мигрантов в период кризиса в Испанию. Мигранты возвращаются и сталкиваются с реалиями кризиса, порождающими еще большее число мигрантов. Дискуссия о проблемах возвратной миграции затронула вопросы о ее "добровольности", факторах, влияющих на поведение мигрантов, ответственности стран за реинтеграцию возвращающихся граждан.

Самые последние тенденции экономической миграции из Латвии после ее присоединения к ЕС были представлены в сравнительном анализе ее временных, циркулярных и транснациональных форм.

В дискуссии нашли свое отражение и гендерные аспекты трудовой миграции. Занятость мигрантов в сфере ухода за детьми и стариками обращает внимание на наиболее чувствительные аспекты транснациональной работы в этой сфере, необходимость вовлечения антропологических методов. В дискуссии рассматривалась занятость украинских женщин в сфере домашнего труда в Италии.

Миграция представляет собой многогранную междисциплинарную область изучения. Типологии миграций, происходящих в настоящее время в Европе и в целом евразийском миграционном пространстве требуют новых подходов и соответствующих инструментов анализа. В этом контексте реальное и эффективное двустороннее сотрудничество между учеными, представляющими Восток и Запад Европы, без сомнения, является одним из важнейших элементов качественных исследований и успешных рекомендаций для выработки решений в управлении миграционными процессами.