Внешние трудовые миграции в Центральной Азии: формирование региональной миграционной системы

Елена Садовская
Казахстан

Казахстан и Центральная Азия: новые миграционные тренды 2000-х годов

В докладе анализируются новейшие тенденции во внешней трудовой миграции в странах Центральной Азии (ЦАР) - Казахстане, Киргизстане, Таджикистане, Туркменистане и Узбекистане и формирование региональной миграционной субсистемы в регионе. Под внешними (международными) трудовыми миграциями имеется в виду выезд граждан за пределы страны и въезд иностранной рабочей силы в страну в целях занятости.

В настоящее время страны СНГ представляют собой единую миграционную систему, сложившуюся после распада СССР. В этой миграционной системе страны по-прежнему связаны общей инфраструктурой, коммуникациями, экономическими, финансовыми, социально-культурными и гуманитарными связями, перемещениями трудовых ресурсов.

Характер, объемы и направления миграционных перемещений изменились в регионе в последние годы по сравнению с 1990-ми годами. В предыдущее десятилетие преобладающим миграционным потоком была вынужденная эмиграция в Россию из стран СНГ в результате экономического кризиса и национально-государственной политики, которые и были основными "выталкивающими" факторами в национальных республиках. В миграционных потоках преобладали славянское население.

Благодаря благоприятной экономической конъюнктуре (в первую очередь высоким ценам на нефть) и динамичным экономическим реформам в 2000-е годы социально-экономическая ситуация в России и Казахстане улучшается, растет уровень жизни, что в первую очередь привлекает трудовых мигрантов. Россия как наиболее экономически развитая страна привлекает мигрантов из всех стран СНГ. Казахстан постепенно превращается в центр притяжения трудовых мигрантов из Киргизстана, Таджикистана, Узбекистана.

Казахстан в настоящее время является страной транзита мигрантов и страной, посылающей мигрантов, но доминирующим трендом в 2000-е гг. становится трудовая иммиграция. Кыргызстан, Таджикистан, Туркменистан, Узбекистан являются странами "эмиграции". В трудовой миграции 2000-х гг. преобладает коренное население посылающих стран.

В Казахстане и странах Центральной Азии в 2000-е годы формируется региональная миграционная подсистема, часть миграционной системы СНГ, что обусловлено географической близостью, взаимозависимостью и дополняемостью экономических систем, рынков труда, взаимовлиянием демографических потенциалов, влиянием других "притягивающих" и "выталкивающих" факторов в странах региона. Причины и процесс формирования Центрально-азиатской региональной миграционной подсистемы подробно анализируются в докладе.

Отметим лишь некоторые основные характеристики внешней трудовой миграции в Центральной Азии, которые свидетельствуют о том, что под влиянием процессов глобализации в регионе формируются те же тенденции, что и во всем мире.

1. В Казахстане и во всех странах ЦАР внешняя трудовая миграция (как эмиграция, так и иммиграция) делится на неравномерные потоки: законное привлечение иностранной рабочей силы в страну (либо ее трудоустройство за рубежом), нерегулируемая трудовая миграция, объемы которой многократно превышают объемы законно привлекаемой ИРС, и незаконная миграция. Трудовые миграции нередко приобретают характер незаконных миграций из-за отсутствия законодательной базы.

2. Мигранты с "неурегулированным статусом" это лица, находящихся в государстве, не являющихся их собственным, которые не полностью удовлетворяют условиям и требованиям, установленным данным государством в отношении въезда, пребывания или осуществления экономической деятельности на территории этого государства. Например, в Казахстане по лицензиям работало около 12-16 тыс. иностранных работников, а трудовая нерегулируемая иммиграция по разным оценкам составляла от 300 до 500 тысяч человек.

В Киргизии число лицензированных граждан, работающих за рубежом составляло 6,4 тыс. чел. (2002), а трудовая нерегулируемая эмиграция оценивалась официальными органами в 350 тыс.чел., а отдельными экспертами - до 1 млн. граждан Киргизии. По данным Посольства Киргизстана в РК численность киргизских трудовых мигрантов в Казахстане составляла в 2003 году от 80 тыс. до 120 тысяч в "пиковые" сезонные периоды и в 2004 году, соответственно от 40 тыс. до 100 тыс. чел.

3. Численность трудовых мигрантов в странах Центрально-Азиатского региона, например, в Кыргызстане и Таджикистане, составляет ежегодно, по экспертным оценкам, от 20 до 35 % экономически активного населения.

4. Характер занятости трудовых мигрантов. Для стран СНГ и ЦАР характерна вовлеченность в коммерческие ("челночные") миграции. Самые посещаемые страны коммерческих мигрантов - Россия, Китай, Турция, ОАЭ, Киргизия. Из самой Киргизии наибольший поток коммерческих мигрантов направляется в зарубежные страны: Германию, Китай, ОАЭ, Турцию, а также Казахстан и Россию. В 2000-е годы доля вовлеченных в коммерческие миграции сокращается в связи с институционализацией этого вида бизнеса, увеличивается число работающих по найму.

5. Независимо от направления и сферы занятости, трудовые миграции носят в основном временный и возвратный характер, преобладают сезонные трудовые миграции

6. Изменяются количественные и качественные параметры рабочей силы - с одной стороны, во внешней трудовой миграции участвуют не имеющие специальности неквалифицированные работники, впервые выходящие на рынок труда, с другой стороны - высококвалифицированные специалисты, которые вынуждены покидать страну из-за отсутствия рабочих мест.

7. Происходит изменение направлений трудовой миграции - от одно-дву- направленного - (преимущественно в Россию) к диверсифицированному: многовекторному и многоуровневому. Этот процесс включает увеличение двусторонних фронтьерских миграций по периметру совместных границ (Киргизстан-Узбекистан, Киргизстан-Казахстан, Узбекистан-Казахстан, Казахстан-Россия и т.д.), формирование локальных (региональных и отраслевых) сфер занятости привлекательных для трудовых мигрантов из всего региона, в первую очередь в Казахстане, увеличение трудовой эмиграции в страны вне СНГ.

Например, квалифицированные специалисты из Казахстана работают по найму в Великобритании, Германии, Греции, Израиле, Испании, США, Южной Корее и других странах. По некоторым оценкам, в Великобритании в настоящее время нелегально трудятся около 10 тыс. кыргызских граждан. Многие оформляют краткосрочные туристические визы, а затем через знакомых находят работу уборщицами, официантками, продавщицами, рабочими в Лондоне и других английских городах.

8. Наиболее бедное население, неквалифицированная рабочая сила перемещается в соседние, как правило, пограничные страны, квалифицированные специалисты и рабочие едут в Россию, страны СНГ и вне СНГ.

9. В связи со стихийным регулированием спроса и предложения на рынке труда в странах исхода и достижения, диверсификацией направлений и сфер занятости, растет неуправляемость миграционных потоков, и, следовательно, возрастает необходимость в правовом регулировании трудовых миграций. Ужесточение миграционных режимов в странах Европейского Союза, жесткое миграционное законодательство в России лишь отчасти приводят к легализации трудовых миграций.

10. Как попытку приспособления к жестким миграционным режимам можно указать на увеличение роли "мигрантских" и "социальных" сетей. Опора на "человеческий капитал" и неформальные отношения в мигрантских (ранее мигрировавших) сообществах способствует развитию и поддержанию миграций из Центральной Азии.

11. Для принимающих стран, в первую очередь в Казахстане характерно формирование анклавных рынков труда. Такие рынки формируются на определенных территориях концентрации иммигрантов. На этих территориях находятся производства и обслуживающая их инфраструктура, где традиционно, многие годы, заняты иммигранты из другой страны, преимущественно той же этнической принадлежности, что позволяет говорить о формировании этнических анклавов в местах компактного проживания иммигрантов.

12. Поскольку на анклавных рынках труда используется неквалифицированный труд, как правило, незаконный, это дает основание говорить о формировании "вторичного" рынка труда, где почти не работают граждане принимающей страны, а в основном заняты трудовые иммигранты. Незаконная занятость на таких вторичных рынках возможна не с помощью открытых, легальных механизмов, а через "мигрантские сети", неформальные связи в мигрантских сообществах принимающих и посылающих стран. Примером такого анклавного рынка (как по сферам занятости, так и в территориальном плане) является занятость киргизских рабочих на табачных плантациях Алма-Атинской и Джамбульской областей Казахстана. Другим примером является занятость узбекских рабочих в хлопковых хозяйствах и овощеводстве Южно-Казахстанской области и г. Чимкенте - в строительстве, торговле и сфере обслуживания.

13. Растут объемы денежных переводов трудовых мигрантов. Денежные переводы мигрантов ("миградоллары") способствуют повышению уровня и улучшению качества жизни мигрантских домохозяйств, стабилизации социальной ситуации в регионах/странах исхода. По неофициальным оценкам, объемы денежных переводов в страны ЦАР в последние годы превышали ежегодные объемы международной помощи для развития �� иностранные инвестиции в эти страны. Например, оценки объемов трансфертов в Киргизию варьируются от 120 до 500 млн. долларов, что составляет до 25% ВВП республики.

14. Нарушение прав трудящихся-мигрантов в области условий и охраны труда, гендерные аспекты миграции, толерантность по отношению к трудовым мигрантам и их интеграция в принимающем сообществе - все эти проблемы стоят на повестке дня и как объект исследования для ученых, и как проблема для практического решения для политиков и институтов гражданского общества.

Заключение. В странах Центральной Азии в 2000-е годы формируется региональная миграционная подсистема, часть миграционной системы СНГ, в которой Казахстан является страной приема трудовых иммигрантов, а Кыргызстан, Таджикистан, Туркменистан, Узбекистан - странами, посылающими мигрантов. В этой системе страны связаны определенными экономическими, социально-культурными и гуманитарными связями, стихийным регулированием спроса на рабочую силу в трудонедостаточных странах/регионах с предложением в трудоизбыточных странах/регионах.

В настоящее время в регионе нет единого рынка труда, не сложилось единое правовое пространство. Развитие единого рынка труда формирование единого правового поля в СНГ, ЕврАзЭС, это конкретная задача, которая стоит перед политиками и законодателями этих стран. Развитие национального законодательства, формирование институтов и политики, совершенствование правоприменительной практики, развитие международного сотрудничества - это основные этапы на пути к регулированию миграционных передвижений, использованию трудовой миграции прежде всего в целях развития как в странах исхода, так и в странах достижения.