Трудовая миграция населения и ее правовое обеспечение в Украине
в контексте расширения Европейского Союза

Прибыткова И.М.
Украина

1. По данным Государственного комитета статистики Украины на учете в государствен-ной службе занятости на 1 сентября 2005 года состояли 827.4 тыс. человек, из которых каждый второй проживал в сельской местности. Из них 96.7% имели официальный ста-тус безработного (800.4 тыс. чел.). Уровень зарегистрированной безработицы в целом по стране составил на этот момент 2.8% от численности населения трудоспособного возраста, в том числе в деревне - 4.6%, а в городской местности - 2.1%. Однако число безработных трудоспособного возраста, определенное по методике Международной ор-ганизации труда, оказалось значительно больше. В среднем за 2004 год их размеры дос-тигали 1882.2 тыс. человек (9.2% экономически активного населения трудоспособного возраста), а за первый квартал 2005 г. - 1896.3 тыс. (9.3%). Заметим, что количество безработных трудоспособного возраста, рассчитанное по методологии МОТ, составило в среднем за 2003 г. 2045 тыс. чел. или 9.7% экономически активного населения соот-ветствующего возраста. Таким образом, уровень незанятости в стране хотя и медленно, но снижается.

2. По данным Института социологии НАН Украины, полученным в рамках проекта "Укра-їнське суспільство: моніторинг соціальних змін", уровень незанятости населения еще выше: по состоянию на март 2005 г. не работали и не имели никаких источников дохода 2.8% трудоспособного населения страны; не имели постоянной работы, но подрабаты-вали в разных местах в зависимости от обстоятельств еще 5.0%, а доля зарегистриро-ванных безработных составила 2.0% - всего 9.8% трудоспособного контингента страны. Три четверти взрослого населения считают, что труднее всего найти работу, отвечаю-щую их квалификации, и с достойной оплатой. И хотя ситуация на рынке труда посте-пенно улучшается, почти половина взрослого населения Украины (47%) убеждена до сих пор, что сложно устроиться на какую бы то ни было работу. В поисках источников дохода многие украинцы выезжают на временные заработки за рубеж: 12% жителей страны утверждают, что в их семьях есть по меньшей мере один человек, имеющий опыт работы за границей. В западных районах Украины зарубежная трудовая миграция получила наибольшее распространение в сравнении с другими регионами: тут каждая пятая семья (21%) имеет либо имела ранее своего представителя, временно работающе-го в другой стране; в южных регионах - около 13%, в центральных - почти 10%, в вос-точных - всего лишь 8% семей. К 2005 году личный опыт работы за рубежом приобрели 8% жителей, из которых 3.4% выезжали на заработки в другие страны один раз, 1.7% - 2 раза и 2.8% - три и более раз. В текущем году (2005) планировали временные трудовые поездки за границу 6% взрослых граждан Украины, в том числе в западных областях страны - 14%., а в южных, центральных и восточных от 4% до 5%.

3. Контингент потенциальных трудовых мигрантов формирует на одну треть сельское на-селение страны (31.9%), вдвое реже - жители ее малых городов с населением до 50 тыс. человек (15.8%) и втрое реже - жители поселков городского типа (9.3%). Таким обра-зом, основная масса украинцев, ориентированных на временные трудовые поездки в другие страны, проживает в сельской местности и небольших городах. Приоритетными для трудовых мигрантов странами въезда являются Германия (13.6%), США (7.5%), Россия (5.2%), Канада (4.9%). Реже упоминается Италия (2.8%). Чаще всего наших со-отечественников подталкивают к поискам работы за рубежом тяжелая экономическая ситуация в Украине (29.5%), желание лучше зарабатывать и жить в цивилизованных ус-ловиях (по 25.3% соответственно), вредные экологические условия (11.8%). Жители Украины, настроенные на временную работу в других странах, - не самые неблагопо-лучные и бедные в стране люди. Хуже других живут, как правило, те, кто не собирался выезжать на работу за границу: 60.7% из них определяют уровень благосостояния своей семьи как низкий и очень низкий. В среднем по Украине таких бедняков в 1.4 раза меньше (44.7%).

4. За минувший, 2004, год доходы населения выросли: увеличились среднемесячная зара-ботная плата (пенсия, стипендия) и среднедушевой доход. Несмотря на это самооценка украинцами их материального статуса остается на достаточно низком уровне. В марте 2005 г. более половины населения Украины оценивали материальное положение своих семей как среднее. Две пятых населения считают себя бедными, а 5.9% - нищими. Ме-нее 1% жителей страны идентифицируют свой материальный статус как зажиточный, а богатым себя не считает практически никто. По-видимому, дефиниции "нищий", "бед-ный", "средний" и "зажиточный" коррелируется в массовом сознании людей с их соб-ственными доходами. Нищей они считают семью, в которой доход приблизительно вдвое меньше их собственного; средней, если доходы семьи вдвое превышают их собст-венный; а зажиточной, если доходы семьи впятеро выше. Украинцы чаще не удовле-творены своей жизнью, нежели довольны ею (44.5% против 28.4%). Те же из них, кто уже приобрел опыт работы за рубежом, демонстрируют более высокий уровень опти-мизма (41.0% против 36.2%). Каждый четвертый из них (25.0%) считает, что все не так плохо и можно жить, в то время как такого мнения придерживаются лишь 17.4% их со-отечественников, никогда не работавших за пределами Украины. Оценивая обозримую перспективу, 45.8% украинцев, имеющих опыт работы в других странах, уверены, что их жизнь в ближайший год более или менее наладится. Не ездившие за рубеж на зара-ботки сограждане реже демонстрируют подобные ожидания (39.7%).

5. В специальном докладе Уполномоченного Верховной Рады Украины по правам челове-ка, посвященном соблюдению и защите прав граждан Украины за границей (2003 г.), были обозначены проблемы, требующие безотлагательного решения. В их числе - при-соединение Украины к ряду международных конвенций в сфере трудовой миграции; разработка эффективной системы сбора, обработки и анализа статистической и ведом-ственной информации о зарубежной трудовой миграции украинских граждан с целью ее дальнейшего использования в реализации государственной миграционной политики; повышение эффективности защиты прав и свобод украинских трудовых мигрантов в странах их пребывания и ряд других. Обсуждение этого доклада в парламенте сопрово-ждалось рядом поручений, данных правительству. Одним из основных требований было усиление контроля за субъектами предпринимательской деятельности, оказывающими посреднические услуги в трудоустройстве граждан за рубежом. Следствием повышения активности власти в решении проблем миграции стала разработка двух законопроектов: "О предприятиях, осуществляющих посредничество в трудоустройстве граждан за границей" (проект народного депутата В. Я. Шибко) и "Об особенностях лицензирова-ния и ведения хозяйственной деятельности по посредничеству в трудоустройстве за границей" (проект народных депутатов М. П. Нощенко и И. Ф. Шарова). Была подписа-на Европейская конвенция о защите прав трудящихся-мигрантов 1977 г., а также рати-фицировано соглашение о временной трудовой миграцией Португалией.

6. В ноябре 2004 г. была утверждена Программа обеспечения прав и интересов граждан, выезжающих за границу для трудоустройства, и усыновления иностранцами детей, рассчитанная на период до 2005 года. Годом раньше (2003 г.) была принята Программа регулирования миграционных процессов на 2003-2005 гг., в которой трудовая миграция упоминалась лишь дважды и то сугубо номинально. Еще в одном документе - Концеп-ции демографического развития на 2005-2015 гг. - декларируется необходимость уменьшения масштабов внешней, в частности, трудовой миграции, преодоления ее не-гативных последствий и недопущения их в будущем (2004 г.). В последнем документе впервые упоминается необходимость стимулирования возвратности внешних трудовых поездок. Все эти программные документы объединяют общие черты: декларативный характер, отчетливо прочитываемый ведомственный интерес разработчика документа, фрагментарность и практически полное игнорирование социально-экономических про-блем, сопряженных с зарубежной трудовой миграцией, ее предпосылок и последствий.

7. 17 ноября 2004 года в Верховной Раде Украины состоялись слушания по вопросу "По-ложение и проблемы правового и социального статуса современной украинской трудо-вой миграции". Рассматривался вопрос эффективности работы Министерства иностран-ных дел и дипломатических учреждений Украины по защите прав и интересов украин-ских трудящихся-мигрантов. В свете Программы деятельности Кабинета Министров Украины "Навстречу людям" МИД в 2005 г. изменил концептуальные подходы к орга-низации защиты прав и интересов трудящихся-мигрантов за рубежом. В связи с этим в структуре Министерства иностранных дел создан Центр помощи украинцам за границей для организации работы по упреждению возможных негативных последствий, а также ликвидации правового нигилизма в вопросах трудоустройства за рубежом; проведению предварительной правовой информационно-разьяснительной работы, а также предос-тавлению правовой защиты работающим за границей соотечественникам с использова-нием всех возможных форм защиты их прав и интересов перед работодателями стран трудоустройства, вытекающими из национального законодательства страны пребывания и международно-правовых актов. Предполагается создание на базе представительств МИД в регионах, прежде всего, во Львове и Ужгороде, отделений Центра.

8. 18 февраля 2005 года Комитетом Верховной Рады Украины по иностранным делам, Ре-гиональным представительством Фонда Фридриха Эберта в Украине, Беларуси и Мол-дове и Всеукраинской общественной организацией "Институт демократии и социаль-ных процессов" была проведена сов��естными усилиями Международная Конференция "Трудовая миграция населения Украины и государственная программа ее регулирова-ния". В рамках конференции были обсуждены концептуальные основы управления внешней (международной) миграцией, зарубежная трудовая миграция населения Ук-раины в социально-экономическом измерении и программный метод в управлении внешней трудовой миграцией.

9. В Украине создана и успешно функционирует Украинская Ассоциация международных кадровых агентств "Партнерство", осуществляющих посредническую деятельность по трудоустройству граждан Украины за рубежом. Ассоциация проводит для своих членов учебные семинары и распространяет методическую литературу; при ней создана Комис-сия по этике и разработан Этический кодекс для повышения внутренней корпоративной культуры и деловой репутации предприятий-лицензиатов. Ассоциация "Партнерство" координирует свою деятельность с Центром помощи украинцам за границей, дейст-вующим при МИД Украины. В этом году Ассоциация инициировала проведение мони-торинга предприятий-лицензиатов, пригласив к сотрудничеству ряд министерств и ве-домств, в том числе Государственный комитет Украины по вопросам регуляторной по-литики и предпринимательства, Министерство труда и социальной политики, Мини-стерство внутренних дел.

10. В настоящее время рассматривается вопрос об оптимизации практики международных денежных переводов и установлении платежных мостов - специальных платежных ус-ловий внешних расчетов - на основе двусторонних банковских корреспондентских от-ношений с банками тех стран, в которых сконцентрировано наибольшее количество трудовых мигрантов из Украины. Взаимные двусторонние договоренности банков со-действуют удешевлению переводов в сравнении с системами Money Gram и Western Union. При этом тарифы на отправку таких переводов составят 1%-3% от суммы пере-вода. С конкретными предложениями к проекту МИД "Защита прав и интересов укра-инских трудящихся-мигрантов" выступил банк "Хрещатик".

11. Несмотря на усилия законодателей и правительства Украины в разрешении давно на-зревших проблем в сфере трудовой миграции, вразумительная миграционная политика в стране сегодня отсутствует: не ясны ее цели, стратегия и тактика, основные инструмен-ты; не определены полномочия центра и регионов; не обозначены функции органов управления, с одной стороны, и общественных организаций, с другой. А главное упу-щение в этой сфере управления - отсутствие научно обоснованной Концепции мигра-ционной политики. Ее разработка - задача первостепенной важности.