Рынок труда, трудовая миграция и вопросы миграционного регулирования в Калининградской области

Емельянова Л.Л.
Калининград

Геополитическое положение Калининградской области как российского эксклава, находящегося в окружении европейских стран, послужило выработке особого режима хозяйствования, нашедшего отражение в функционировании на территории региона с 1990 года Свободной экономической зоны, а с 1996 года действии закона "Об Особой экономической зоне". Механизм ОЭЗ усилил миграционную пограничную мобильность населения и способствовал созданию большого числа совместных и иностранных предприятий, развитию в области малого бизнеса и индивидуального предпринимательства. В области значительно раньше, чем в других субъектах стали складываться рыночные отношения и новая структура экономики. На начало 2005 года из общего количества зарегистрированных в области предприятий 77,8 % - это предприятия частных форм собственности, 9,9 % - смешанных форм собственности (российской, иностранной, совместной российской и иностранной). Из них 6,8 % - это предприятия иностранной и совместной иностранной и российской форм собственности. По этому показателю Калининградская область стоит на первом месте в Северо-Западном федеральном округе. Пограничная мобильность населения и приобретенный в совместных предприятиях опыт хозяйствования дал толчок развитию малого предпринимательства. На начало 2005 года на 1000 жителей области приходилось почти 6 предприятий малого бизнеса, по количеству малых предприятий среди субъектов Северо-Западного федерального округа мы занимаем третье место после Санкт-Петербурга и Ленинградской области. Количество занятых в частном секторе по данным обследования 2004 года составило 54,5 % от общего числа занятых в экономике региона. На малых предприятиях в 2004 году было занято 14,3 % от общего числа занятого населения.

Структура региональной экономики и подготовка профессиональных кадров

Сложившаяся структура экономики позволила региону в короткие сроки привлечь значительные инвестиции и выйти из кризиса. По данным статистики рост инвестиций в основной капитал за последние пять лет вырос в 4 раза, объем промышленной продукции в 3,8 раза, продукции сельского хозяйства - в 2 раза, оборот розничной торговли - в 2,2 раза, жилищного строительства - в 1,4 раза. Вырос внешнеторговый оборот в 3,2 раза, при этом экспорт товаров и услуг вырос в 2,4 раза, импорт - в 3,6 раза. Валовый региональный продукт за 2000-2003 гг. вырос в 2 раза, что повлияло на рост заработной платы в 3,5 раза в 2004 году по сравнению с 2000 годом и денежных доходов населения за этот период в 2,4 раза.

Необходимо подчеркнуть, что экономика области, ее рынок труда развивается в особых условиях. Анклавность территории, изолированность от российских экономических структур и общероссийского рынка труда, и как следствие, ограниченность трудового потенциала - все это создает условия для выработки специфичных подходов в определении стратегии развития региона, в том числе и политики по подготовке и привлечению трудовых ресурсов. С распадом СССР обмен вакансиями и рабочей силой с другими регионами России практически отсутствует. Те специальности, которые готовит профессиональное, среднее специальное и высшее образование области используются в подавляющем большинстве внутри региона. Поэтому с учетом небольших масштабов рынка труда (в экономике занято всего 440 тысяч человек), а также незначительным ростом новых рабочих мест (количество вакансий, заявленных службой занятости на 1 января 2005 года, уменьшилось по сравнению с 2004 годом на 3 %) неизбежно возникновение несоответствия между спросом и предложением рабочей силы.

Анализ профессиональной подготовки специалистов в области показывает, что существует серьезный разрыв между потребностями рынка труда и сложившейся в регионе структурой образования. По сути дела в регионе сложилась ситуация, когда интересы работодателей, то есть тех, кто формирует рабочие места, и учебных заведений, готовящих кадры, причем в условиях анклава, кадры, востребованные в большинстве своем только в области, не согласуются. Между двумя этими структурами не оказалось посредника, который бы давал прогноз развития рынка, планировал реструктуризацию кадровой подготовки. Ранее таким рычагом выступали плановые отделы при администрациях всех уровней. В настоящий момент, работодатели в целях экономии средств на подготовку специалистов для своих нужд используют дешевую иностранную рабочую силу, а учебные заведения, исходя из соображений выжываемости в современных рыночных условиях и спроса на коммерческую подготовку специалистов, готовят кадры, которые в конечном итоге оказываются не востребованными на рынке труда. В результате растет неуд��влетворенный спрос в развивающихся секторах экономики, и как результат, структурная безработица. Общее количество безработных по данным обследования по методологии МОТ в среднем за 2004 год составило 32,2 тыс. человек. Службой занятости на конец года было зарегистрировано 9,1 тыс. безработных. Число вакансий на 1 января 2005 года составило 9204, что несколько выше количества безработных, но при этом большая часть вакансий территориально сосредоточена в Калининграде. Если превышение в среднем по Калининградской области числа вакансий по отношению к количеству безработных составляет 1,3 %, то по Калининграду оно выше в 5 раз. В среднем уровень безработицы на 1 января 2005 года составил 1,8 % , что ниже среднероссийского показателя (2,6 % в 2004 г.). Проблема региона в территориальной диспропорции рынка труда. 85 % трудового потенциала используется в западной части области. В восточных районах использование трудового потенциала менее 30 %.

Рост экономики области вызвал спрос на трудовые ресурсы определенной подготовки и квалификации. Наиболее востребованными сегодня на рынке труда являются, в первую очередь, рабочие специальности, в том числе, все строительные, включая дорожное строительство, электрогазосварщики, монтажники, слесари-сборщики, судостроители, специалисты нефтяной отрасли, водители транспорта, работники обувной промышленности, работники торговли и общепита. Средняя заработная плата по данным специальностям варьирует от 5 до 9 тысяч рублей. Наиболее востребованные профессии служащих по заявленным вакансиям в службе занятости - медицинская сестра, врач, преподаватель, инспектор, воспитатель детского сада, инженер, бухгалтер. Средняя заработная плата по этим специальностям - от 2 до 6 тысяч рублей.

Департамент федеральной Государственной службы занятости провел исследование соответствия спроса на рабочую силу по наиболее востребованным специальностям и количества выпускников по данным специальностям по итогам выпуска 2004 года.

Анализ полученных данных показал, например, что количество вакансий по специальности электоргазосварщик превышало выпуск специалистов данной профессии в 2004 году в 8 раз, по специальности каменщик - в 5,6 раза, водитель автомобиля - в 7 раз, штукатур - в 7,5 раза, повар - в 7,3 раза. Область остро нуждается в медицинских работниках - врачах и медсестрах, судостроителях, слесарях, работниках швейного производства, энергетиках. Выпуск специалистов по данным специальностям в регионе или вовсе отсутствует, или минимален. Вместе с тем рынок образовательных услуг готовит специалистов, чей потенциал сегодня остается невостребованным. Так, количество менеджеров по торговле и рекламе в 2004 году было подготовлено больше, чем заявлено вакансий в 5 раз, юристов в 15,7 раза, экономистов по финансовой работе в 1,6 раза, секретарей в 2,2 раза.

Рисунок 1. Спрос на рабочую силу по наиболее востребованным специальностям и их подготовка в 2004 г. (по данным Департамента ФГСЗН по Калининградской области)

Региональное высшее образование базируется сегодня на системе вузовской подготовки в 4 государственных и 6 негосударственных вузах. Численность студентов в них составляет 29,9 тыс. человек (на 10 000 населения приходится 316 студентов, это без учета филиалов). Для сравнения в Ленинградской области - 82, в Карелии - 305, Псковской - 253. Кроме того, в области зарегистрировано 13 филиалов высших учебных заведений. Численность населения в них не удается установить, так как служба статистики не имеет полной картины по количеству обучаемых в них студентов (в Комитет статистики поступают сведения по 4 из 13 филиалов некалининградских вузов, зарегистрированных в области). До 2005 года информация по студентам, обучаемым в филиалах, отправлялась в головные вузы и там фиксировалась в общей статистике по вузу. Со следующего года студенты, обучаемые в филиалах, будут фиксироваться и местной статистикой.

В системе средней специальной подготовки области - 12 государственных, 9 негосударственных учебных заведения, всего - 21. Численность учащихся в государственных учебных заведениях данного звена - 12,8 тыс. человек. На 10 000 населения приходится 135 учащихся. Это ниже, чем в ряде субъектов Северо-Западного федерального округа. Для сравнения в Карелии - 195 учащихся, Псковской области - 147, Вологодской - 177. Система профессионального образования представлена 8 профессиональными училищами и 4 лицеями.

Анализ структуры подготовки специалистов в высших и средних специальных учебных заведениях показал, что из 176 открытых вузами специальностей - 40 % составляют высшие экономические и юридические специальности. В среднеспециальном звене профподготовки на долю экономических специальностей приходится 23 % подготовки специалистов.

На 10 000 выпускников школ в 2004-2005 гг. приходилось 6,5 тысяч мест в государственных высших учебных заведениях, 1440 мест в нег��судасртвенных вузах и 4,3 тысячи мест в средних специальных учебных заведениях области. Если к этому добавить коммерческое образование в негосударственных филиалах, то получится картина почти полного высшего и среднего специального получения образования выпускниками региона.

Рисунок 2. Образовательный уровень свободной рабочей силы на рынке труда (по данным Департамента ФГСЗН по Калининградской области), 2004 г., (в %)

В результате сложившейся структуры подготовки кадров регион получает на 1 подготовленного рабочего 4 управленцев. Вместе с тем 80 % вакансий предназначено именно для рабочих специальностей. Потребность области в специалистах с высшим образованием около 500 человек в год. А выпуск по итогам 2004-2005 гг. в государственных и негосударственных вузах составил 4386 человек. Результат таких масштабных несоответствий - невостребованность на рынке труда специалистов-выпускников высшей школы, трудоустройство их не по профилю, обращение в службу занятости по вопросам трудоустройства и переквалификации. Из числа безработных, ежегодно переобучаемых службой занятости, две трети составляет молодежь 17-30 лет.
По данным Федеральной Государственной службы занятости населения в Калининградской области образовательный уровень свободной рабочей силы на рынке труда в 2004 году был чрезвычайно высок. Более 40 % свободной рабочей силы приходилось на лиц с высшим образование и до 26 % на лиц со средним специальным образованием.

Трудовая миграция

Известно, что система образовательных услуг достаточно инерционна, и сложившиеся диспропорции в спросе и предложении на рынке труда - результат длительного отсутствия рычагов управления в этой сфере. Вместе с тем, растущая экономика не может ждать, и работодатели, не найдя на рынке труда нужных ему специалистов, вынуждены использовать в своих целях привлекаемую извне рабочую силу. В связи с этим в области в последнее время получила развитие трудовая внешняя миграция, вызванная потребностями региональной экономики.

Регулирующим механизмом по привлечению иностранной рабочей силы является система квот, которая устанавливает количество вакансий на региональном рынке труда для занятия их привлекаемыми иностранными работниками по предварительной заявке от местных работодателей. Система квот начала работать с 2003 года. Квотирование рабочих мест предусмотрено для визовых стран. На страны СНГ (кроме Грузии и Туркмении) система квот не распространяется. Кроме того, не нужно получать разрешение на работу в России гражданам Белоруссии. По данным статистики, предоставленной Управлением по делам миграции УВД Калининградской области, заполняемость квоты в 2003-2005 гг. выглядит следующим образом:

Таблица 1.

Годы Квота Разрешения визовым странам Странам СНГ Использование квоты (в %)
2003 8200 1970 655 24%
2004 4875 2099 920 43%
2005 (11 мес.) 3500 2129 1354 60%

Из таблицы видно, что число квотируемых мест в 2003 году более чем вдвое превышало количество мест в 2005 году. Связано это с тем, что на первом этапе реализации данной системы привлечения рабочей силы не был урегулирован статус иностранного работника. В последующие годы механизм был отработан и сегодня можно говорить о более реальном соответствии потребностей в иностранной рабочей силе заявленным вакансиям. По данным, предоставленным Федеральной миграционной службой, видно, что квота далеко не полностью используется. Наше исследование показало, что данные ФМС и материалы, например, службы занятости и областной статистики, расходятся в оценке заполняемости квоты. Департамент службы занятости и областная статистика несколько завышают данные о количестве привлеченных иностранных работников. Так, по данным госстатистики в 2003 году было привлечено 4565 иностранных работников, в 2004 году - 5386, а по материалам службы занятости число привлеченных работников из-за рубежа в 2003 году составило 3000 человек, в 2004 году превысило 5000 человек. Такие расхождения в данных связаны с самой процедурой получения разрешения на работу. Она длительна и затянута для представителей визовых стран, так как разрешение они получают после согласования в Москве, поэтому после получения заключения работодателем в Службе занятости о целесообразности привлечения иностранных работников проходит достаточно длительный период получения разрешения на работу в службах ФМС. Складывается ситуация, когда официальное разрешение опаздывает за реальной ситуацией, складывающейся на рынке труда. Это запаздывание и дает сбой в информации. Со странами СНГ такие согласования проводятся на месте и процедура не столь длительна. Кроме того, работодатели часто завышают число запрашиваемых в службе занятости мест, поэтому статистика службы занятости разрешений выдает порой больше, чем в конечном итоге прибывает официально работников из визовых стран. Чтобы исключить несоответствия в данных разных ведомств принято решение о создании единого банка данных иностранных граждан. Он будет создан совместно Федеральной миграционной службой и Комиссией при Правительстве Калининградской области по привлечению иностранной рабочей силы. Есть предложение включить в эту базу данные пограничной службы.

Иностранная рабочая сила поступает в регион из 30 стран мира, в том числе из 10 стран бывшего СССР. По данным Управления по делам миграции УВД области за 10 месяцев 2005 года получили разрешение на право работать 3179 иностранных работника из 26 стран мира. Самые крупные поставщики иностранной рабочей силы - Литва (41 % рабочих мест), Украина (18 %), Узбекистан (12 %), Турция (6 %), Китай (4 %), Азербайджан (3 %), Польша (3%), Латвия (2,7 %), Сербия и Черногория (2,7 %). В предварительных заявках на привлечение иностранной рабочей силы на 2006 год из числа визовых стран на первом месте по запрашиваемым вакансиям Литва (1003 вакансии). Заявки на привлечение работников из Литвы поступило от 32 работодателей- представителей малого и среднего бизнеса. По сравнению с 2005 годом растет число запрашиваемых работников из Китая. Их в 2006 году на начало декабря запрашивает 11 работодателей - в основном это обувные предприятия области. Число запрашиваемых вакансий - 224. Кроме того, среди стран-поставщиков рабочей силы 2006 года - Латвия, Польша, Германия, Италия, Австрия.

Рисунок 3. Привлечение иностранных работников в отраслях экономики Калининградской области в 2003-2004 гг. по данным госстатистики (в %).

Большая часть иностранных работников используется на транспорте (более 40 %). В 2004 году по сравнению с 2003 на 5 % возросла доля участия иностранных работников в строительной отрасли. Связано это, скорее всего, с ростом инвестиций в осуществление юбилейных программ по подготовке к 750-летию города. Вместе с тем, за год снизилась доля участия иностранцев в промышленности области на 9 %, в коммерческой деятельности на 5 %.

Особенность трудовой миграции в Калининградской области по сравнению с другими регионами страны связана с тем, что значительное число невостребованных экономикой региона собственных трудовых ресурсов области направляется на временное трудоустройство за границу. Это процесс регулируется Управлением по делам миграции УВД Калининградской области, которое выдает разрешение фирмам-лецензиатам (в 2005 году их было зарегистрировано 39) на трудоустройство граждан области в экономику других стран. По данным статистики в 2003 году было трудоустроено за границей 4,9 тыс. калининградцев, в 2004 году - 4,7 тыс., что составляет почти 10 % от общего количества россиян, выехавших на работу за границу в 2004 году. Большая часть работников в 2004 году выехала в Либерию (23 %), Грецию (13 %), на Кипр (11 %), в Намибию и Сингапур (по 11 %), Норвегию и Нидерланды (по 9 %). Российские мигранты работают в основном на морском транспорте и на промышленных предприятиях, связанных с морским рыболовством и переработкой рыбы. Большая часть российских граждан, выехавших на работу за границу, имели высшее и среднее специальное образование. В связи с высокой пограничной трудовой мобильностью калининградцев, вызванной отсутствием рабочих мест в регионе для морских и рыбацких специальностей, сальдо внешней трудовой миграции по области в 2003 году было даже отрицательным. Количество выехавших за границу превысило число привлеченных иностранных работников почти на 200 человек. В целом, по России ситуация абсолютно противоположная. Число иностранных граждан, привлеченных в экономику страны в последние годы, превышало в 8 раз количество российских граждан, выехавших на работу за границу.

Миграционная политика в Калининградской области

Общие ориентиры миграционной политики Калининградской области были обозначены на период 1997-2000 гг. в принятом 14.07.1997 г. Постановлении Губернатора Калининградской области "О миграционной программе Калининградской области на 1997-2000 гг." Действовавшая в течение четырех лет Миграционная программа была направлена на регулирование процессов вынужденной миграции, действовала в рамках реализации Законов РФ "О вынужденных переселенцах", "О беженцах". Ввиду истечения срока в настоящее время этот документ силы не имеет, также как и принятые ранее Распоряжения Администрации области от 16.12.1993 ��. № 834-р "О дополнительных мерах по выполнению Законов Российской Федерации "О беженцах", "О вынужденных переселенцах".

Задачи миграционного регулирования частично обозначены в Стратегии социально-экономического развития Калининградской области до 2010 года, в которой среди направлений социальной политики выделяется раздел "Комплексная демографическая политика в регионе". В ней, в частности, отмечается, что для эксклавной Калининградской области улучшение условий естественного воспроизводства населения и регулирования миграций являются ключевыми факторами экономической и политической безопасности региона, условием его жизнеобеспечения. Первоочередными задачами Комплексной демографической политики, наряду с мерами по борьбе с депопуляцией, преодолением сверхсмертности, выделены задачи миграционной политики, которые заключаются в обеспечении рационального миграционного обмена между Калининградской областью и другими российскими регионами, крайне необходимого для пополнения трудовыми ресурсами экономики и сохранения социально-экономических и культурных связей с "материковой" Россией.

В части регулирования внутренней миграции отмечается, что внутриобластные миграции должны быть оптимизированы с учетом приоритетов социально-экономического и пространственного развития региона. Важную роль в их регулировании может сыграть политика стимулирования жилищного (включая ипотечное кредитование и выдачу ссуд) и культурно-бытового строительства в перспективных для экономического развития городах и поселках области. Среди приоритетных направлений программы определены также меры по организации демографического мониторинга в регионе с целью корректирования намеченных мер и оперативного реагирования на изменения ситуации в регионе.

К сожалению, продекларированные в Стратегии направления демографической, в том числе миграционной политики, так и остались громкими заявлениями. Никаких конкретных шагов властью или ее институтами в регионе не сделано.

В настоящий момент Правительство Калининградской области, пришедшее к руководству осенью 2005 года, готовит программы социально-экономического развития региона до 2015 года. Насколько преемственны они будут по отношению к предыдущим, будет ли выделена политика миграционного регулирования в регионе как направление работы власти, трудно сказать. Напомним, что во время действия Миграционной программы 1997-2000 гг. при Администрации области работал Консультационный совет по миграции. В настоящее время подобных правительственных структур нет. Вместе с тем в октябре 2005 года в регионе активно обсуждалась идея, идущая из кабинетов региональной власти, о переселении в область 400 тысяч неграждан Латвии, о чрезвычайно высокой миграционной емкости региона. Закономерно встает вопрос о степени проработанности данного заявления, об экономических, экистических расчетах приема мигрантов.

Среди документов регионального законодательства, способствующих привлечению и закреплению в экономике региона российских граждан и их семей, следует отметить Постановление главы Администрации области от 29.08.2000 г. № 339 "О программе "Создание рабочих мест для военнослужащих, сотрудников МВД, ФСБ, ФПС, МЧС, налоговой полиции, таможенного комитета РФ, прокуратуры, уволенных с военной и государственной службы, членов их семей, беженцев и переселенцев с использованием средств государственных, коммерческих и общественных организаций и предприятий". Это постановление ориентировано на поддержку и привлечение в регион работников силовых структур, вышедших в отставку, носит оно рекомендательный характер.

Законодательные и нормативные документы, принятые в Калининградской области в настоящее время, направлены на регулирование в основном внешней трудовой миграции. Региональная политика в области внешней трудовой миграции базируется на утвержденном Указом Президента Российской Федерации 16 декабря 1993 г. "Положении о привлечении и использовании иностранной рабочей силы" (с редакцией этого Положения в Указе Президента РФ от 5.10.2002 г.). В соответствии с федеральным законодательством в области 08.10.1998 г. принят региональный закон №94 "О порядке и условиях привлечения и использования в Калининградской области иностранной рабочей силы". Цель принятия закона - проведение единой государственной политики на территории Калининградской области по привлечению иностранных работников, обеспечения приоритетного права граждан РФ на занятия вакантных мест.

Постановлением Администрации Калининградской области от 10 июня 2003 г. N 309 была создана межведомственная Комиссия по определению квоты на выдачу иностранным гражданам приглашений на въезд на территорию Калининградской области в целях осуществления трудовой деятельности. В постановлении определен состав и порядок работы комиссии для организации работы и координации деятельности заинтересованных органов исполнительной власти области и территориальных органов федеральных служб по подготовке предложений, определяющих размер квоты на привлечение иностранных граждан в экономику региона. Целью работы Комиссии является анализ регионального рынка труда и, на основании полученных данных, внесение корректировке утвержденной Калининградской области квоты на привлечение иностранной рабочей силы. Система квотирования рабочих мест для иностранных граждан распространяется только на визовые страны. Иностранные работники стран СНГ (за исключением Грузии и Туркмении) проходят упрощенную процедуру по межгосударственным соглашениям, а жители Белоруссии могут работать в России без предварительного разрешения. В состав комиссии входят 8 представителей региональной исполнительной власти, и по одному представителю от Управления внутренних дел Калининградской области, Департамента Федеральной государственной службы занятости населения по Калининградской области и Федерации профсоюзов Калининградской области.

Помимо Комиссии по привлечению и использованию иностранной рабочей силы Постановлением администрации области от 28.02.03 № 75 была создана Комиссия по рассмотрению обращений, заявлений и ходатайств работодателей по вопросам привлечения и использования иностранной рабочей силы для осуществления строительной деятельности на территории Калининградской области. В состав комиссии входят представители структурных подразделений администрации области, мэрии Калининграда, региональных органов служб занятости населения и миграции, профсоюзных органов, также на заседание приглашается президент Союза строителей. Председателем комиссии назначен председатель строительного комитета Правительства области.

Указанная комиссия рассматривает заявки, направленные работодателями на привлечение иностранной рабочей силы. При этом оценивается целесообразность привлечения иностранной рабочей силы на сооружение конкретных объектов, указанных в заявках. Заседания комиссии проходят по мере поступления заявок. На заседание комиссии приглашаются заказчики и подрядные строительные организации. На комиссии рассматривается пакет документов: лицензия на производство строительно-монтажных работ, договор подряда, график производства работ, подтверждающий запрашиваемое количество иностранных рабочих, также работодателями представляется справка с налоговой инспекции об отсутствии задолженности в бюджеты всех уровней. Кроме того, при рассмотрении вышеперечисленных документов одним из обязательных условий является привлечение на стройки 50 процентов российских специалистов от общего количества рабочих, привлекаемых на стройку. Решение комиссии по привлечению иностранных рабочих принимается путем голосования и оформляется протоколом.

В 2004 году проведено 9 заседаний комиссии, на которых согласовано привлечение иностранной рабочей силы для производства строительно-монтажных работ на территории области в количестве 1830 человек сроком на 1 год. На начало ноября 2005 года проведено 8 заседаний комиссии, на которых принято решение о привлечении 1861 чел. Основными поставщиками рабочей силы в строительный комплекс области в последние годы являются граждане Украины, Литвы, Турции, Узбекистана, Польши. В 2004 году существенно выросла доля иностранных строителей из Таджикистана и Молдавии.

Предложения по усовершенствованию миграционного регулирования в Калининградской области

Анализ региональной политики в области миграции показал, что в области существует достаточно оттлаженный механизм привлечения иностранных работников. С этой целью действуют две комиссии при областном Правительстве - Межведомственная по привлечению и использованию иностранной рабочей силы и Комиссия при Строительном комитете по привлечению трудовых мигрантов в строительный комплекс области. Комиссии работают в тесном взаимодействии с Управлением Федеральной службы занятости по Калининградской области и Управлением по делам миграции ФМС России. В своей работе комиссии руководствуются принципом первоочередного трудоустройства российских граждан. В этом смысле регулирование внешней миграции находится в тесном взаимодействии с внутрирегиональным миграционным регулированием в рамках развития рынка труда.

Вместе с тем следует отметить, что единого подхода в регулировании миграционных процессов, а также органа, осуществляющего это общее регулирование, нынешнее руководство области не имеет. Мы считаем, что меры по повышению миграционной мобильности населения должны включать как сугубо экономические шаги, так и организационные, направленные на государственное регулирование миграционных процессов, стимулирование трудовой, а, следовательно, и пространственной мобильности.

Нам представляется, что область в связи с особым геополитическим пол��жением и с учетом демографической ситуации, нуждается в разработке Единой миграционной программы, направленной не только на привлечение иностранной рабочей силы, но и на регулирование в целом миграционных процессов, в том числе и внутрирегиональных. Миграционная программа Калининградской области должна быть активной, учитывая демографическую составляющую (убыль населения, старение, низкая продолжительность жизни). Вместе с тем, имея в виду приграничное и эксклавное положение области, эта программа должна быть четко синхронизированной между различными ведомствами, а также, направленной на создание оптимальных соотношений внутренней и внешней пространственной мобильности населения региона. Кроме того, необходима более плотная увязка миграционной и кадровой региональной политик в совокупности с мониторингом рынка труда, занятости, потребностей всего спектра экономики в трудовых ресурсах, в том числе и привлекаемых из-за рубежа.

Программа развития пространственной мобильности должна базироваться на взаимодействии трех составляющих:

Развитие рынка труда и занятости должно опираться на планы долгосрочного социально-экономического развития региона, включающего в том числе, создание системы комплексного мониторинга, анализа и прогноза рынка труда для обеспечения баланса спроса и предложения рабочей силы. При принятии решений по развитию регионального рынка образовательных услуг чрезвычайно важно согласование с потребностями рынка труда и реальной экономики. И. наконец, в увязке с состоянием рынка труда и рынка образовательных услуг должны готовиться предложения по миграционному регулированию, как внешнему, так и внутриобластному. Среди первоочередных мер по регулированию миграционных процессов в регионе можно выделить следующие:

Координирующим звеном всех служб, участвующих в регулировании миграционных процессов может стать созданный в регионе с участием научной общественности Центр миграционных исследований, который на основе обобщения аналитической информации будет способствовать прогнозированию миграционных процессов, выработке предложений по региональному регулированию миграции с учетом всей специфики социально-экономического развития области.


Использованная литература и источники:

  1. Баланс трудовых ресурсов за 2004 год по Калининградской области /Под редакцией Хомяк Г.М., Кореневской И.Б. Территориальный орган Федеральной службы государственной статистики.- Калининград, 2005
  2. Высшее образование в Калининградской области. Статистический буклет/Под редакцией Л. И. Ревякиной. Территориальный орган Федеральной службы государственной статистики, - Калининград, 2005.
  3. Естественное движение населения Калининградской области в 2004 году. Статистический сборник Территориального органа Федеральной службы государственной статистики.- Калининград,2005.
  4. Зайончковская Ж.А. Трудовая миграция из России под прессингом Шенгена/ http:// migrocenter.ru/science016.php
  5. Итоги обследования населения Калининградской области по проблемам занятости в 2004 году /Под редакцией Хомяк Г.М., Кореневской И.Б. Территориальный орган Федеральной службы государственной статистики.- Калининград, 2005.
  6. Калининградская область, 2005. Краткий статистический сборник. - Калининград,2005.
  7. Пустовгаров В. И., Федоров Г. М. Государственное регулирование системы расселения Калининградской области.- Калининград, 2001.
  8. Регионы России. 2004: Стат. сб. Федеральная служба государственной статистики / -М., 2004.
  9. Стратегия социально-экономического развития Калининградской области как региона
    сотрудничества на период 2010 года. Администрация Калининградской области.-Издательский дом "Русская Европа", 2003.
  10. Федоров Г. М. Население Калининградской области.- КГУ, Калининград, 2000.
  11. Численность и миграция населения Калининградской области в 2004 году. Статистический сборник.- Калининград,2005.