Проект Центра миграционных исследований

1. Управление миграцией в условиях демографического кризиса

(36 месяцев)
(02 апреля 2007 г. - 02 апреля 2010 г.).

Финансируется Фондом Джона и Кэтрин Макартуров


Общее научное руководство проектом

Тюрюканова Е.В. - к.э.н., научный руководитель проекта, вед.научн.сотр. Института социально-экономических проблем народонаселения РАН

Зайончковская Ж.А. - к.геогр.н., соруководитель проекта, директор Центра миграционных исследований

Основные участники проекта

Иванова Т.Д. - к.э.н., старший научный сотрудник Института народнохозяйственного прогнозирования РАН

Карачурина Л.Б. - к.г.н., доцент кафедры демографии Государственного университета - Высшая школа экономики

Кириллова Е.К. - секретарь-референт Центра миграционных исследований

Мкртчян Н.В. - к.г.н., старший научный сотрудник Института демографии высшей школы экономики

Флоринская Ю.Ф. - к.г.н., старший научный сотрудник лаборатории миграции населения Института народнохозяйственного прогнозирования РАН

Обоснование темы

Начиная с 1992 года численность населения России непрерывно сокращается. Согласно прогнозам как ООН, так и отечественных демографов процесс сокращения населения страны будет затяжным и протянется по меньшей мере до середины XXI века. До сих пор депопуляция не затрагивала трудоспособные контингенты, но с 2007 года началось и их сокращение, которое в течение предстоящих десятилетий примет драматический характер. Согласно прогнозам естественная убыль населения в трудоспособном возрасте за период до 2026 г. составит в России около 19 млн человек, что эквивалентно четверти занятых в экономике в настоящее время.

Такая демографическая ситуация обусловливает необходимость решительного поворота миграционной политики России от контрольно-ограничительной, каковой она была в последнее 10-летие, в сторону, во-первых, обеспечения иммиграции в размерах, соответствующих требованиям экономики и безопасности страны; во-вторых, - в сторону большего внимания к повышению внутренней миграционной мобильности населения как фактору более эффективного использования собственных источников труда.

Управление миграцией в условиях демографического кризиса - совершенно новая проблема для России. Она нуждается и в научно-теоретической и в прикладной разработке. Россия уже предприняла первые шаги в направлении либерализации миграционной политики, но они фрагментарны и противоречивы. Системное управление еще только предстоит создать, на многие важные вопросы ответы только предстоит найти. Решение задачи осложняется крайне ограниченным управленческим опытом России в условиях рыночной экономики и открытой миграционной системы. Хотя идет активный поиск новых моделей управления, адекватных создавшейся ситуации, постоянно наблюдается возврат к репрессивным методам управления и контроля. Миграционная политика продолжает оставаться сферой непоследовательных, политически ангажированных, часто социально-опасных решений, а также сферой массовых нарушений прав человека и огромной коррупции. Необходимость массового привлечения иностранной рабочей силы в условиях отсутствия ясного представления о модели управления создает риск потери государственного контроля над иммиграцией, что чревато ростом незаконной миграции, теневой занятости и ксенофобии.

Вопреки официальным заявлениям на самом высоком уровне о необходимости создания доброжелательного климата для иммигрантов, жесткая и сложная система правового оформления, преграждающая путь к интеграции, привела к тому, что зарегистрированный приток населения в страну остается на чрезвычайно низком уровне (около 200 тыс. чел./год). Это в то время, когда по заявлению главы Российского союза промышленников и предпринимателей А.Н. Шохина "Во многих областях нет физически рабочей силы. Надо завозить работников... либо перемещать людей из депрессивных районов" (интервью, "Московский комсомолец", 15 марта 2007 г.).

Сказанное выше обусловливает актуальность проекта

Результаты исследований по предыдущему проекту Фонда Макартуров подтвердили несоответствие миграционной политики и миграционного менеджмента России задаче привлечения и интеграции иммигрантов, равно как и созданию благоприятных условий для пространственной мобильности собственных граждан.

С позиций выработки обоснованных и сбалансированных управленческих решений важно определить принципы и критерии эффективной миграционной политики, структуру миграционного менеджмента, взаимозависимость между внешней и внутренней миграцией, соотношение временных и постоянных, мало-, средне- и высококвалифицированных мигрантов. Какие механизмы управления и какие миграционные практики наиболее адекватны создавшейся ситуации? Какова эффективность новых управленческих инициатив и в каком направлении их совершенствовать? Меняется ли ситуация с обеспечением прав мигрантов?

Проект нацелен на поиск ответов и выработку рекомендаций в данном направлении. При этом он акцентируется на экономической миграции как наиболее важном виде миграции с позиций будущего России. Преследуется цель поиска простой, прозрачной и гибкой системы управления, дающей возможность удовлетворять в нужном объеме спрос рынка труда, одновременно вводя миграцию в правовое русло.

Говоря обобщенно, исследования в рамках предшествующего проекта вскрыли бессистемность и непоследовательность миграционной политики, несогласованность разных звеньев управления, разрывы между требованиями законодательства и инфраструктурным потенциалом, игнорирование проблем внутренней миграции, что не позволяет эффективно управлять экономической миграцией.

Главная цель проекта

Разработка принципов, критериев и методов управления миграцией в России в условиях демографического кризиса с учетом международного опыта, взаимосвязей между внешней и внутренней миграцией, обеспечения прав участников миграционного процесса.

Конкретные цели

Основные ожидаемые результаты проекта

  1. Анализ международного опыта управления миграцией в условиях демографического кризиса и рекомендации по его использованию в России.
  2. Теоретическая модель и схема управления экономической миграцией в России, включая рекомендации по их применению.
  3. Мониторинг нового законодательства и правоприменительной практики; рекомендации по заполнению пробелов и учету специфики регионов.
  4. Проведение 2-х семинаров и 2-х круглых столов в пилотных регионах проекта.
  5. Монография по результатам исследования.
  6. Итоговая конференция в Москве.