ИНОСТРАННАЯ РАБОЧАЯ СИЛА
НА РЫНКАХ ТРУДА ЕВРОПЕЙСКИХ СТРАН

Демографическая ситуация в странах ЕС

В 1999 году численность населения мира достигла 6 млрд. человек, из них по экспертным оценкам ООН около 150 миллионов (или 2,5% всего населения планеты) живут в странах, не являющихся странами их рождения. Согласно прогнозам рост населения мира будет продолжаться.

В контрасте с общемировыми тенденциями для Европы характерны снижение темпов роста населения и его старение. По данным Евростата за период 1975-1995 годов население стран ЕС увеличилось с 349 до 372 миллионов человек или на 6,6%, причем доля возрастной группы 65 лет и старше во всем населении возросла с 13% до 15,4%. По прогнозным оценкам Евростата численность населения основных 15 стран ЕС за 20 лет (1995-2025 годы) увеличится на 14 млн. человек - с 372 до 386 миллионов человек (или на 3,4%), а после 2025 года начнет уменьшаться. Численность трудоспособного населения начнет сокращаться уже в ближайшие 10 лет: по расчетам - с 225 млн. в 1995 году до 223 млн. в 2025 году; в то же время численность пожилых будет увеличиваться и, как ожидается, к 2025г достигнет 22,4% общей численности населения. В странах Центральной и Восточной Европы ожидаются еще более низкие, чем в странах ЕС, темпы роста населения.

В этих условиях миграция становится принципиальным компонентом роста населения европейских стран. По данным Евростата миграция в страны ЕС после ее пика в начале 1990 года (более 1 млн. человек) значительно сократилась за последнее десятилетие. В 1999 году она составила 700 тыс. человек. В последнем докладе ЕС подчеркивается, что миграционный приток может послужить неплохим решением проблемы старения населения и снижения его прироста в Европе.

Современные миграционные потоки достаточно пестры: лица ищущие убежище, в том числе временное, перемещенные лица, члены семей, переезжающие к мигрантам, уже осевшим в странах ЕС, трудовые и этнические мигранты и т.д. Потоки становятся все более структурно изменчивыми, особенно это касается краткосрочных или приграничных перемещений.


Экономическая ситуация и рынок труда в странах ЕС

Макроэкономические перспективы миграции в страны ЕС на ближайшие годы достаточно благоприятны: здесь относительно низкий уровень безработицы, низкие процентные ставки, снижение дефицита в общественном секторе экономики, сбалансированность платежей. Доходы экономики с введением евро и окончанием формирования внутреннего рынка обусловливают возможности создания дополнительных рабочих мест и последующее снижение уровня безработицы.

Вместе с тем, на Лиссабонском Европейском Совете в марте 2000 года среди прочих "узких" мест экономик стран ЕС были отмечены значительные масштабы безработицы (15 млн. человек), несмотря на снижение ее уровня (до 9,2% в 1999 году). Кроме того, подчеркивались недостаточное представительство женщин и пожилых людей на рынке рабочей силы, проблемы структурной безработицы, недостаточное развитие сервисных служб, особенно в сферах телекоммуникаций и Интернета, огромный дефицит специалистов в области информационных технологий. Отмечалось также, что в условиях старения населения необходимы модернизация системы социальной защиты, создание пенсионных схем, позволяющих пожилым людям совмещать отдых и работу, трудиться более продолжительное время, чем предыдущие поколения.

На Лиссабонской встрече Совет установил новые стратегические цели для ЕС на следующее десятилетие, отметив при этом, что они должны обеспечить конкурентоспособность и рост экономики стран. Это, в свою очередь, позволит создать новые рабочие места, предусматривающие надежную социальную защиту. Предполагается увеличить (средний для ЕС) уровень занятости - с 61% в 2000 году до 70% в 2010 году, в том числе для женщин - с 51% до 60%. Осуществление этой стратегии позволит ослабить влияние такого демографического фактора, как старение населения, на экономику стран ЕС.

В совместном Докладе о занятости стран ЕС за 2000 год отмечаются положительные сдвиги в области повышения уровня занятости населения, выражается озабоченность по поводу недостатка специалистов по отдельным специальностям, несовпадения спроса и предложения в профессиональном разрезе. Так, был отмечен дефицит кадров в наукоемких производствах, обеспечивающих основу экономического роста стран. Кроме того, указывалось на недостаток и низкоквалифицированной рабочей силы в ряде отраслей, в частности, в сельском хозяйстве (даже в странах с высоким уровнем безработицы). Дефицит работников может помешать ЕС стать достаточно конкурентоспособным объединением в глобальной экономике.

Миграция и рынок труда в странах ЕС

С начала 90-х годов рынок труда в странах ЕС стал пополняться мигрантами с низким уровнем профессиональной подготовки, что связано с возросшим спросом на рабочую силу в таких отраслях как сельское хозяйство, строительство, домашнее хозяйство, сезонные работы в сферах общественного питания и туризма, а также в некоторых отраслях промышленного производства. Вместе с тем, в настоящее время существует тенденция к найму мигрантов высокой квалификации в тех областях, где потребность в кадрах не может быть удовлетворена за счет собственных ресурсов. Это касается, в первую очередь, компьютерных специалистов.

В связи с тем, что значительная часть прибывающих мигрантов - нелегальные, их положение на территории стран ЕС сложное. Наиболее острыми являются проблемы трудоустройства (особенно для мигрантов первого поколения, а также женщин), этническая дискриминация на рынке труда, языковые, психологические проблемы, трудности обучения, в том числе - и детей мигрантов, плохо адаптирующихся к национальной системе школьного образования.

В Докладе подчеркивается необходимость разработки эффективной интеграционной политики для граждан третьих стран с целью обеспечения им достойного уровня жизни и условий труда, увеличения их вклада в развитие принявшего их общества. Игнорирование такой политики ведет к дискриминации, социальной изоляции этой части общества и, как результат, - к огромным долговременным социально-экономическим потерям в целом.

Небольшая численность иностранцев, находящихся в Западной Европе, сосредоточена вГермании (7,3 млн. человек) и Великобритании (2,2 млн. человек, приложение 1а). Относительно же большего всего иностранного населения в Люксембурге (34,9%) и Швейцарии (19%), но и в Германии, Австрии, бельгии его доля значительна (около 10%, приложение 2а). Динамические тренды численности иностранцев довольно сильно различаются по странам. В Германии и Италии их чесленность бысро увеличивалась в 909-е годы. В Скандинавских странах, в Великобритании и Австрии тоже наблюдался рост, но очень умеренный, довольно быстрый рост с середины 90-х заметен в Испании. В остальных странах численность иностранцев оставалась практически постоянной в течении всех почти 20 лет, с 1980 по 1998 (Рис. 1).

 

Рис. 1. Численность иностранцев, 1980-1998 гг., тыс. человек

Источники и примечания см. в Приложении 1-а.

По данным Евростата на протяжении почти двадцатилетнего периода (1980-1998 годы) наиболее крупные для стран Западной Европы входящие потоки мигрантов приходились на Германию, а также Великобританию; значительными объемами притока характеризовались и Италия, Люксембург, Швейцария (Рис. 2, приложение 3а).

Практически во всех странах (за редкими исключениями) в течение этого периода наблюдались значительные колебания объемов притока мигрантов по отдельным годам. Так, например, в Германии отмечался резкий спад в этом процессе в 1982-1984 годах и, напротив, - бурный всплеск иммиграции в начале-середине 90-х годов; к концу рассматриваемого периода данный показатель примерно соответствовал уровню 1980 года.

Подобная картина характерна также для Швейцарии (период спада - 1983-1985 годы) и некоторых других стран.

В Великобритании и Дании в течение этого времени наблюдался устойчивый рост притока; к концу периода в Дании он увеличился почти в 4 раза, в Великобритании - более чем в 2 раза. Данный процесс обусловлен, главным образом, усилением экономического роста этих стран, а также увеличением потока лиц, ищущих убежище.

Выезд иностранцев из большинства стран в течение всего периода 1980-1998 годов имел довольно равномерный характер. Исключение составлили Германия, Бельгия и Дания, откуда выезд не только колебался по отдельным годам, но и явно уведичился к концу 90-х (Рис. 3, приложение 4).

К 1998 году основной миграционный прирост в Западной Европе пришелся на Великобританию и Италию; заметен "вклад" в него и Нидерландов. В Германии в течение 1997-1998 годов наблюдаются отрицательные показатели нетто-миграции (как и в 1982-1984 годы) (Рис. 4, приложение 5), что в значительной степени связанно с отъездом на родину временно находившихся здесь граждан Боснии (приложение 3а).
Следует подчеркнуть, что приведенные данные не в полной мере отражают реальную миграционную картину в Западной Европе в связи со сложностью учета некоторых категорий мигрантов.

Трудовая миграция

Получить достоверные данные по этому виду миграции еще сложнее, чем по иностранному населению в целом. Основная проблема состоит в том, чтобы определить, кого относить к трудовым мигрантам и какие методы сбора информации использовать.

 

Рис. 2. Въезд иностранцев, 1980-1998 гг., тыс. человек

Источники и примечания см. в Приложении 3-а.

 

Рис. 3. Выезд иностранцев, 1980-1998 гг., т��с. человек

Источники и примечания см. в Приложении 4.

 

Рис. 4. Нетто-миграция иностранцев, 1980-1998 гг., тыс. человек

Источники и примечания см. в Приложении 5.

 

Рис. 5. Численность иностранной рабочей силы, 1980-1998 гг., тыс. человек

Источники и примечания см. в Приложении 6-а.

Наиболее важной, но самой труднодоступной информацией в этой области является численность незарегистрированных работников на рынке труда. Согласно последним доступным данным за 1998 год, в странах Западной Европы находилось около 7,54 млн. зарегистрированных иностранных работников (приложение 6а). Это примерно на четверть больше по сравнению с 1988 годом (5,96 млн.), но только на 2% больше, чем в 1994 году (7,4 млн.). Данная тенденция контрастирует с ситуацией в 1990-е годы, когда количество иностранных рабочих в Западной Европе снизилось в связи с экономическим кризисом. Долгосрочные тенденции по ряду стран, таким как Германия, Австрия Италия выстраивать достаточно сложно, отличаясь подъемами и спадами (Рис. 5). В 1980 году анализируемые страны имели в целом 4,63 миллиона иностранных рабочих, к 1988 году их количество снизилось до 4.45 млн., а к 1998 возросло до 5, 14 млн.

Прирост иностранного населения и численности иностранной рабочей силы не обязательно коррелируют между собой. Например, в 1998 году зарегистрированное количество иностранной рабочей силы в Германии (1,99 млн.) было на 1,4 % ниже, чем в 1980 году, тогда как общее число иностранных граждан в стране увеличилось на 64,4 %. Эти цифры не включают в себя этнических немцев, возвращающихся в Германию из Восточной и Центральной Европы и бывшего Советского Союза. С 1980 по 1988 год численность иностранных работников в Австрии возросла на 71% (124 тыс. чел.) по сравнению со 161% роста иностранного населения в целом. В Германии, Австрии, Нидерландах численность иностранной рабочей силы начала сокращаться в начале 1980 года, отражая общий экономический спад в странах. Она достигла своего низшего значения в 1985 году, а затем постепенно вернулась примерно к исходным позициям.

В Германии и Швейцарии 1993-1995 годах отмечается снижение численности иностранной рабочей силы; напротив, Люксембург, Португалия, Испания, а также Великобритания имели заметный ее прирост. Это является освидетельством не только экономического подъема этих стран, но и, определенных успехов в деле регистрации иностранных работников. Однако в большинстве стран реальная численность иностранной рабочей силы гораздо выше официальной в связи с присутствием на рынках труда нелегальных работников.

Основная масса иностранных работников в Западной Европе в настоящее время (как и большинство иностранного населения на ее территории) сконцентрирована в Германии, Франции, Великобритании, а также в Швейцарии.

В каждой стране среди иностранной рабочей силы преобладают определенные этнические группы. В Германии - турки, югославы, итальянцы, во Франции - португальцы, алжирцы, марокканцы, в Великобритании - ирландцы. Турки представляют собой самую большую однородную этническую группу иностранных рабочих в Германии и Нидерландах, вторую по величине - в Австрии; югославы наиболее представлены в Австрии, а также в Швеции и Швейцарии, итальянцы - в Швейцарии и Бельгии; марокканцы являются второй по величине группой в Бельгии и Нидерландах.

Направленность трудовых потоков

Середина 80-х годов стала поворотным моментом в миграциях населения в Западную Европу: во всех странах стали преобладать трудовые потоки. Данные тенденции продолжались до начала 1990-х годов, затем произошел резкий спад трудовых миграций (Рис. 6, приложение 7а). В последние несколько лет происходит повторное увеличение потока, в частности, в Люксембург, Испанию, Германию, Великобританию. Экономический подъем этих стран вызывает повышенную потребность в высокопрофессиональной иностранной рабочей силе. Однако статистика не отражает полные объемы этих потоков, так как в Германии, например, из них исключают этнических немцев. К сожалению, нет достоверной информации по выезжающим рабочим, что не позволяет воссоздать целостную картину трудовых миграций.

Относительно восточноевропейских стран заметим следующее. В то время как эмиграция в Западную Европу из стран Восточной Европы после падения коммунистических режимов была гораздо меньше, чем предполагалось, трудовая миграция, напротив, превысила все прогнозы. Причины достаточно очевидны: свобода выезда, наряду с ростом безработицы и снижением жизненного уровня некоторых групп населения в Восточной Европе и более высоко оплачиваемая (хоть и нелегальная) работа за рубежом. (Данные по восточно-европейским странам приведены в приложениях 1б, 2б, 3б, 4б, 6б, 7б).

 

Рис. 6. Въезд иностранной рабочей силы, 1980-1998 гг., тыс. человек

Источники и примечания см. в Приложении 7-а.

Занятость иностранной рабочей силы

В профессиональном разрезе иностранные рабочие представляют собой практически весь спектр специальностей в странах иммиграции, но в большинстве случаев наиболее полно они представлены в третичном и четвертичном секторах экономики, нежели в промышленности. Большое количество иммигрантов направляется в сферу наукоемкого производства, чему способствует государственная система выдачи разрешений на работу во многих странах. С другой стороны, большинство работников, занятых низкоквалифицированным трудом (в основном, в сфере обслуживания), нашли свои места нелегально.

Наблюдается все большая концентрация иностранных работников в определенных секторах экономики, например, в горно-угольной промышленности и в промышленном производстве в целом в Германии, в строительстве во Франции, Люксембурге, в некоторых областях сервисного обслуживания в Великобритании. В ряде стран за последние годы иностранные работники были даже чрезмерно представлены в промышленном производстве (где занятость снижается быстрее, чем в других секторах экономики), что и обуславливает достаточно высокий уровень безработицы среди иностранного населения по сравнению с местным.

Миграция высококвалифицированных работников

Миграция высококвалифицированных кадров стала привлекать к себе внимание, в основном, с середины 1980-х годов. В настоящее время важнейшее позитивное значение этого вида миграций в развитии экономики стран ЕС признается практически всеми. Анализируя информацию, содержащуюся в выданных Европейскими государствами разрешениях на работу, можно заметить, что предпочтение отдается научно-техническим, управленческим работникам высокой квалификации. В Великобритании, например, 80% выданных разрешений приходится именно на эти категории мигрантов. Внутри Западной Европы уже сложилась своя система обмена "умами", налагаемая на систему свободного передвижения внутри Европейской Экономической Зоны.

В последние годы некоторые страны Западной Европы предприняли шаги по увеличению иммиграции высококвалифицированных кадров. Так, Германия предоставляет систему "Зеленых карт" для привлечения 20 тыс. компьютерных специалистов на существующие вакансии, однако поиски такого количества потенциальных иммигрантов данного профиля сопряжены с определенными трудностями. Правительство Великобритании также предложило органам, занимающимся выдачей рабочих разрешений, увеличить набор компьютерных специалистов, а также высококвалифицированного медицинского персонала.

Большинство дискуссий по поводу "утечки умов" фокусируется на их перемещении с востока на запад. После коллапса коммунистического режима в странах Восточной Европы произошло стремительное опустошение (в том числе - и кадровое) научной сферы. Резкое уменьшение объемов финансирования, вплоть до закрытия научных центров, вынудили одну часть работников науки перейти в другие сферы занятости в своей стране, а другую - образовать поток интеллектуальной эмиграции. По экспертным оценкам в ближайшие 15 лет в странах ЕС окажется от 1,16 до 1,96 млн. интеллектуальных иммигрантов из Восточной и Центральной Европы, что составит примерно 1.9 - 3.2 % численности населения стран ЕС.

Управление миграционным процессами

На Европейском Совете в Тампере была подчеркнута необходимость применения комплексного подхода к управлению миграционными процессами, причем внимание должно уделяться всем аспектам проблемы миграций - политическим, экономическим, социальным, этническим, культурно-психологическим и т.п.

Эффективный менеджмент миграционных потоков требует постоянного мониторинга за перемещениями, активного диалога между странами выезда, приема, транзита и самими мигрантами. Ключевым элементом сотрудничества должно служить информационное обеспечение, благодаря которому потенциальные мигранты могут узнавать обо всех способах легальной миграции, возможностях трудоустройства в стране приема, проблемах, связанных с нелегальной миграцией и т.п. Совет полагает, что шаги, предпринятые по разработке единой визовой политики для ЕС, должны быть соотнесены с мерами по предотвращению подделки и незаконного использования въездных документов.

Скоординированный подход к борьбе с нелегальной миграцией является отправной точкой для создания более открытой миграционной политики в странах ЕС. Феномен нелегальной миграции содержит ряд взаимосвязанных фаз, и каждая должна быть рассмотрена и решена в отдельности посредством подбора определенных решений. Эти меры могут включать в себя адекватные действия в странах выезда и транзита, политику сотрудничества и обмена опытом в области нелегальных перемещений, которые по своей природе интернациональны, пограничный контроль и визовую политику, помощь жертвам незаконных перевозок и их репатриацию.

Важным элементом регулирования миграций является создание условий для добровольного возвращения тех иммигрантов, которым не удалось получить разрешение на проживание, работу и т.д. в странах ЕС. Наиболее сильным фактором, который мог бы стимулировать возвращение лиц, незаконно пребывающих в стране, было бы подписание реадмиссионных соглашений. Выработку единых стандартов по принятию решений о выдворении, задержании и депортации осуществляет специальная Комиссия.

Механизм регулирования экономической миграции предусматривает четкую координацию с рыночными запросами, быструю и эффективную реакцию на требования рынка труда на национальном, региональном и местном уровнях.

Легализация иммигрантов

До настоящего времени вопрос о том, кого же, собственно, считать иммигрантом, остается открытым. В Великобритании насчитывается 2,6 млн. человек, которых обычно считают иммигрантами; большинство из них является британскими гражданами. Место рождения не может быть надежным критерием, поскольку, например, две трети детей немецких иммигрантов были рождены в Германии.

В странах со старыми колониальными связями возникает особенно много парадоксов. Так, например, французское правительство считает, что человек, приехавший из заморской территории (например, Гваделупы), является членом нации, если он имеет французский паспорт. Правительство Нидерландов считает человека, имеющего голландский паспорт и приехавшего с близлежащего острова Святого Мартина, иммигрантом. При такой неразберихе в критериях возникают серьезные несоответствия в статистических данных о численности иммигрантов не только между странами, но и в пределах одной страны: во Франции, например, в начале 80-х годов различные организации давали оценку общего количества иностранцев с разницей в 0,5 млн. человек.

Гражданство

Гражданство является одним из наиболее надежных "якорей" в этом море противоречий. Если человек имеет паспорт какой-либо страны, он автоматически становится обладателем тех или иных прав. Большинство людей в мире получают гражданство при рождении, и оно зависит от национальных законов страны рождения. В странах мира основными принципами, по которым предоставляется гражданство, являются право крови и право земли.

Право крови гарантирует гражданство в соответствии с национальностью отца (или, если это внебрачный ребенок, - матери). Известно, что данный принцип происходит от кочевых сообществ, где род человека, его семья (племенные связи) имели первостепенное значение. Такой принцип обычно используют страны, в которых нации длительное время существовали до возникновения современного государства (например, немецкий народ). Право крови применяет большинство Западных и Северных Европейских стран, и потомки эмигрантов все еще могут вернуться и получить гражданство страны своих предков. Латиноамериканцы могут снова стать гражданами Италии, Португалии или Испании при условии, что они могут предъявить доказательства соответствующего происхождения. В настоящее время миллионы этнических немцев живут за рубежом, и они могут заявить свои права на восстановление жительства и гражданства в Германии.

Право земли предполагает предоставление гражданства каждому человеку, рожденному в пределах границ государства. Этот принцип возник преимущественно среди оседлых сообществ, которые придавали большое значение территориям, на которых они жили. Например, в таких странах как США, Канада, Австралия, где до колонизации не было единой нации (кроме разбросанных по территории туземных племен), применением данного принципа поощрялась иммиграция, и было создано современное общество. Англосаксонские и латиноамериканские страны тоже часто применяли это право.

Право земли имеет ограниченный характер, поскольку не предоставляет автоматического права на жительство людям, рожденным в любой другой стране. Однако его либеральность проявляется в том, что дети иммигрантов, рожденные в данной стране, могут получить гражданство, независимо от того, пробыла мать в стране 30 лет или 30 секунд. Так, многие мексиканские женщины в последние дни беременности пересекают границу, чтобы родить своих детей на территории США. Американо-мексиканская граница между Браунсвиллом и Ларедо практически усеяна клиниками, а акушерки получают от 200 до 700 долларов США за прием каждого нового американского гражданина.

На практике многие страны применяют комбинацию двух указанных принципов в различных соотношениях. В Великобритании традиционно (до 1981 года) применялось право земли, причем оно распространялось на британские колонии, а также страны, которые после завоевания независимости остались в рамках Британского Сообщества. Таким образом, около 900 млн. человек могли подать заявление на получение гражданства "Соединенного Королевства и колоний" и обрести привилегии британских граждан. Перед угрозой широкомасштабной иммиграции из "Нового" (не белого) Сообщества британское правительство в 1981 году приняло Акт по национальности, в котором указывалось, что автоматически гражданство присваивается только тем детям, которые рождаются на территории Великобритании. Был введен и элемент права крови, в соответствии с которым, по крайней мере, один из родителей должен был быть британцем.

Франция также имеет гибридную систему. Здесь основным принципом является право крови: дети французских граждан автоматически становятся французскими гражданами, даже если они рождаются за рубежом. Однако Франция применяет и элементы права земли: дети, рожденные во Франции от родителей-иммигрантов, могут получить французское гражданство, когда они достигнут совершеннолетия, при условии, что они проживали во Франции в течение предыдущих 5 лет, не сидели в тюрьме и не отказывались от получения гражданства.

Другие страны, применяющие право крови, в последнее время также добавили элементы права земли. С января 1992 года Бельгия автоматически предоставляет гражданство иммигрантам в третьем поколении в возрасте до 18 лет, а тем, кто старше 18, могут просто заявить о желании получить гражданство при очередной регистрации населения. Даже иммигранты во втором поколении в возрасте до 12 лет могут получить бельгийское гражданство по просьбе их родителей. В Дании и Нидерландах также были приняты законы, упрощающие процесс получения гражданства при условии, что один из родителей родился в этой стране.

Арабские страны имеют двойственные национальные определения. Большинство из них считает, что в принципе арабы представляют собой единый народ, однако также признается существование отдельных суверенных государств. Конституции Сирии, Египта, Иордании, Кувейта и ОАЭ выделяют при определении гражданства арабов в особое положение. Данные страны, как и большинство других арабских стран, применяют право крови со вспомогательной ролью права земли.

Государство не только наделяет себя правом выбирать, кто может стать его гражданином, но также и правом решать, кто может его покинуть. Граждане не могут в одностороннем порядке отказаться от своего гражданства: сделать это можно только при согласии государства. При этом условии индивидуум не может быть лишен гражданства или права получить место жительства в какой-либо стране. Однако некоторые страны отказываются разрешать отречение от гражданства: если ты грек, например, то ты всегда будешь греком; если ты марокканец, ты всегда будешь марокканцем (хотя и грекам, и марокканцам разрешается принять и другую национальность).


Натурализация

Натурализация - это процесс принятия гражданства. Существуют два подхода к этому вопросу. Такие страны, как Швеция и Канада, активно поощряют иммигрантов получать гражданство как можно скорее (благодаря этому процесс интеграции происходит более гладко). Германия и Швейцария же рассматривают предоставление гражданства как награду за успешную интеграцию. В результате, показатели натурализации существенно отличаются по странам.

Страны управляют доступом к натурализации посредством ввода ряда условий. Наиболее важным из них является период действительного пребывания в стране (квалификационный период). По странам он варьирует от 1 года до 12 лет (в Швейцарии). В большинстве стран он составляет пять лет (как, например, в Швеции или Нидерландах). Единственной страной, в которой не существует квалификационного периода, является Израиль: еврейские иммигранты считаются гражданами этой страны с момента их прибытия туда по линии религиозной общины или происхождения. В Японии квалификационный период составляет 5 лет, но он уменьшен до 3 лет для категории "никей" - детей японской национальности, рожденных за рубежом. В арабских странах данный период гораздо меньше для этнических групп других арабских стран; Сирия и Иордания вообще отказались от квалификационного срока для арабов.

Другим условием для натурализации может служить доказательство хорошего поведения в прошлом и декларация хорошего поведения в будущем. Например, в Бельгии - это декларация стремления интегрироваться в общество, в Великобритании - декларация лояльности по отношению к короне. Условием натурализации может быть также знание языка, как, например, во Франции, Германии, во многих арабских странах.

В США после выполнения всех основных для этой страны требований и ответа на серию простых вопросов (например, "Кто был автором Конституции?") успешный кандидат должен поклясться в верности флагу. Это делается для того, чтобы подчеркнуть, что гражданство включает в себя как обязанности, так и права.

Однако многие иммигранты, даже если они намерены жить в данной стране, не намерены становиться ее гражданами. 1988 год был объявлен премьер-министром Австралии "годом ��ражданства" в надежде, что это подтолкнет к принятию гражданства около одного миллиона иммигрантов, выполнивших основные условия для его предоставления, но не собиравшихся подавать заявление на его получение. Подобные акции также проводились в большинстве европейских государств. Во время австралийской кампании было проведено исследование отношения населения к натурализации. Более четверти лиц, не являющихся гражданами, заявили, что они не собираются натурализоваться, либо не видят в этом преимуществ. Еще большее количество людей отказались изменить свою национальность. Аналогичное отношение довольно часто встречается и в Европе.

Права иммигрантов

Права, на которые иммигранты могут претендовать в принимающей их стране, зависят, в определенной степени, от их юридического статуса. Последний может предоставлять полный спектр возможных позиций - от полноправного гражданина до нелегального иммигранта.

Иммигранты могут стать гражданами страны въезда либо вследствие натурализации, либо потому, что они являются детьми родителей-иммигрантов. С получением гражданства они приобретают тот же набор юридических прав и обязанностей, как и остальные граждане: право голоса на национальных выборах, право занимать государственные должности, а также работать в любой сфере и т.п. На практике же многие граждане-иммигранты, особенно те, кого считают этнической группой, имеют намного меньше возможностей, чем коренное население.

Статус "постоянно проживающие" дает иммигрантам доступ к большинству общественных институтов, включая социальное страхование, жилье и здравоохранение; имеющих этот статус нельзя вынудить покинуть страну, если они вдруг окажутся безработными; во многих случаях они также могут иметь право голоса (хотя в этом отношении часто имеются ограничения). Например, в Нидерландах иностранцы, прожившие в стране не менее пяти лет, имеют право голоса, но только на выборах в местные органы. В некоторых случаях они также могут быть избранными: так, в Швеции в 1988 году 100 иностранцев были избраны в муниципальные советы. Срок, который необходимо прожить в стране, чтобы получить статус "постоянно проживающего", широко варьирует по странам: от 1 года, как, например, в Швеции до 5 лет - в Швейцарии. Статус "постоянно проживающего" намного легче получить в Нидерландах (его имеют 90% иммигрантов), чем в Германии (50%). Наиболее часто встречающимся ограничением для постоянно проживающих является то, что они не имеют права занимать государственные должности. Например, в Австралии с этим статусом невозможно стать государственными служащими.

Временные мигранты

Представители этой категории мигрантов обычно имеют визу и разрешение на работу в стране на определенный период времени. Некоторые из них совершают ежедневные поездки через границу, другие являются сезонными рабочими, приезжающими на несколько месяцев в году. В Европе большое количество рабочих перемещается с Востока на Запад в целях подработки на фермах или в отелях. Временные работники обычно имеют очень низкий уровень социальной защиты, поскольку они не могут быть включены в системы социального страхования. В США, например, временные работники не могут получать пособия по инвалидности и безработице, так как они не платили налогов. Получение медицинской помощи также часто бывает проблематичным. Большинство стран Персидского залива, где введено бесплатное медицинское обслуживание для своих граждан, не распространяют его на иммигрантов, которые должны в этом случае полностью полагаться на своих работодателей.

Временные мигранты во всех странах должны иметь те же самые права на занятость и размер зарплаты, что и коренные жители, однако на практике они ограничены в этих правах. Например, в 1992 году во Флориде состоялся суд, решением которого 15 тыс. рабочих с Карибских островов, ежегодно приезжающих в США для сбора сахарного тростника, получили право на компенсацию в размере 50 млн. долларов, поскольку они не получали заработную плату в полном объеме.

Нелегальные мигранты

Положение данной категории мигрантов наиболее уязвимо, им в любой момент грозит депортация. Однако это не означает, что нелегалы полностью лишены каких-либо прав. Кроме права на гуманное обращение, они могут при определенных условиях получить и другие формы защиты. Например, в США Верховный Суд постановил, что дети нелегальных мигрантов могут иметь свободный доступ к системе образования, поскольку Конституция провозглашает равную защиту закона для всех людей, независимо от того, являются ли они гражданами или иностранцами. Нелегальным иммигрантам в отдельных случаях может быть предоставлена медицинская помощь (бесплатное лечение для бедняков): так, в 1993 году в Калифорнии около 300 тыс. иностранцев получили медицинскую помощь без документов. В Японии даже нелегальные рабочие получают компенсацию за несчастные случаи на работе; им часто оказывается медицинская помощь в больницах, хотя более половины иностранцев не имеют медицинской страховки.

Большинство прав рабочих-иммигрантов определено на национальном уровне. Международный закон регулирует отношения исключительно на уровне государств и не касается индивидуумов. Однако каждое государство вправе требовать соблюдения прав его граждан за рубежом в соответствии с международными стандартами юстиции. Иммигранты обладают основными правами человека, независимо от территории пребывания: сюда относятся, прежде всего, свобода от притеснений и пыток, а также свобода совести, мысли и убеждений.

В 1948 году члены ООН приняли Всемирную Декларацию прав человека. Статья 23 специально касается трудовой деятельности, в первом ее абзаце записано: "Каждый имеет право на работу, на свободный выбор работы, на справедливые и благоприятные условия работы, а также на защиту от безработицы". Однако это всего лишь декларация принципа. Для того, чтобы перевести эти идеи в обязующую форму, в 1966 году были подписаны два соглашения, которыми правительства стран принимают на себя определенные юридические обязательства. Первое - Международное соглашение по гражданским и политическим правам, которое определяет такие права, как право на самоопределение, на свободу от пыток и от произвольного ареста. Второе - Международное соглашение по экономическим, социальным и культурным правам. К настоящему времени первое соглашение ратифицировали 3 страны, второе - 96 стран.

МОТ и ООН имеют в настоящее время значительное количество конвенций и соглашений, которые касаются таких явлений, как рабство, дискриминация по отношению к женщинам и дискриминация в получении образования. МОТ имеет также две конвенции (№97 от 1949 года и №143 от 1975 года), определяющие минимальный уровень обращения, который должен быть обеспечен по отношению к рабочим-мигрантам. Они были ратифицированы 40 и 17 странами соответственно. Многие другие страны не ратифицировали конвенции №97 т №143 потому, что они не пожелали предоставлять иностранцам все указанные в них права. Ратификация - не простое решение. Если государство ратифицирует конвенцию, а затем окажется, что оно не выполняет ее полностью, МОТ может привлечь к этому внимание международной общественности. А это вызовет затруднения для правительства как на национальном, так и на международном уровнях.

Приложение 1-а. Численность иностранцев в западноевропейских странах, 1980-1998 (тыс. чел.)

  1980 1985 1990 1995 1998
Австрия 282,7 304,4 456,1 723 737,3
Бельгия 1 - 846,5 904,5 909,7 892
Дания 101,6 117 160,6 222,7 256,3
Финляндия 12,8 17 26,3 68,6 85,1
Франция 2 - 3752,2 3607,6 - -
Германия 3 4453,3 4378,9 5241,8 7173,9 7319,6
Греция 213 233,2 229,1 153 -
Ирландия - - 80,8 96,1 111
Италия 4 298,7 423 781,1 991,4 1250,2
Люксембург 94,3 98 110 132,5 147,7
Нидерланды 520,9 552,5 692,4 725,4 662,4
Норвегия 5 82,6 101,5 143,3 160,8 165,1
Португалия 6 49,3 80 107,8 157 178,1
Испания 182 241,9 407,7 499,8 719,6
Швеция 7 421,7 388,6 483,7 531,8 499,9
Швейцария 8 892,8 939,7 1100,3 1363,6 1347,9
Турция - - - - 162,2
Великобритания - 1731 1875 1948 2207

Источники: Евростат, Совет Европы, корреспонденты OECD SOPEMI, Национальные статистические службы.

Примечания:
1.В 1985 г., как следствие изменения гражданского кодекса, отдельные лица, ранее считавшиеся иностранцами, были включены в число граждан. Это привело к заметному уменьшению численности иностранного населения.
2. Переписи населения 4/3/82 и 6/3/90. Соответствующее значение по переписи 20/2/75 3442,4.
3. Данные на 30/10 до 1984 г. и в 1990 г.; для всех остальных лет данные на 31/12. За исключением 1991-1992 гг., все данные относятся к западной Германии. FSO.
4. Данные дают представление об усовершенствованиях, произошедших в 1987-88 гг. и в 1990 г. Падение численности в 1989 г. является следствием проверки регистрации иностранцев (удаление двойных регистраций, учет возвратов). Источник: Министерство внутренних дел, разработано CENSIS.
5. С 1987 г. сюда включены ищущие убежища, чьи ходатайства находятся на рассмотрении. В более ранние годы их количество существенно ниже.
6. Цифра за 1993 г. включает оценочные 39,200 по специальному усовершенствованию.
7 . Не включая некоторого количества краткосрочных разрешений для иностранцев (в основном, граждан других северных стран).
8. Численность иностранцев с годовыми разрешениями на жительство (residence permit) (с 31/12/82 включая владельцев разрешений на период до 12 месяцев) и владельцев вида на жительство (постоянные разрешения) (settlement permit). Не включая сезонных и приграничных работников. За 1993 г. данные Sopemi. Данные 1994 г. на апрель.

Приложение 1-б. Численность иностранцев в центрально- и восточноевропейских странах, 1990-1998 (тыс. чел.)

  1990 1991 1992 1993 1994 1995 1996 1997 1998
Болгария 9 23,4 27,8 29,4 31,4 34,8 37,6 38,8 40,6 41,1
Чехия 10 34,9 37,7 49,6 77,6 103,7 158,7 198,6 209,8 219,8
Венгрия 11 - 73,9 88,2 - 138,1 140 138 143 150,2
Польша 12 - - - 30 - - 29,9 32,5 -
Румыния 13 - - 3,2 2,7 1,9 1,9 1,7 1,4 1,4
Словения - - - - 24,8 48 43 41,7 33,5
Россия 14 - - - - - 171,6 158,5 138,3 -
Латвия 15 - - - - - 7,1 12,1 17,4 23,7

Источники: Евростат, Совет Европы, корреспонденты OECD SOPEMI, Национальные статистические службы.

Примечания:
9. Постоянно живущие иностранцы, Министерство внутренних дел. Цифра за 1990 г. по данным Совета Европы (ноябрь 1994 г.).
10. Данные получены из Министерства труда и Министерства внутренних дел; включают только обладателей постоянных и долговременных разрешений на жительство.
11. Только обладатели временных разрешений на жительство.
12. Цифра 1993 г. по данным МОМ (апрель 1994 г.) - Иностранные граждане с постоянным видом на жительство. Цифра за 1996 г. - по оценке Окольского.
13. Иностранные граждане с постоянным видом на жительство (выданным до 1990 г.). 80,900 имели [разрешение] на временное жительство в 1996 г.
14. Только постоянно живущие иностранцы, Министерство внутренних дел, 1998 г.
15. Центральное статистическое бюро Латвии, 1998 г.

Приложение 2-а. Численность иностранцев в процентах к общему населению западноевропейских стран, 1980-1998 (тыс. чел.)

  1980 1985 1990 1995 1998
Австрия 3,7 4 5,9 9 9,1
Бельгия 1 - 8,6 9,1 9 8,7
Дания 2 2,3 3,1 4,2 4,8
Финляндия 0,3 0,3 0,5 1,3 1,6
Франция 2 - 6,8 6,3 - -
Германия 3 7,2 7,2 8,2 8,8 8,9
Греция 2,2 2,3 2,3 1,5 1,5
Ирландия - - 0,8 02.июл 3
Италия 4 0,5 0,7 1,4 1,7 2,2
Люксембург 25,8 26,7 28,6 32,6 34,9
Нидерланды 3,7 3,8 4,6 5 4,2
Норвегия 5 2 2,4 3,4 3,7 3,7
Португалия 6 0,5 0,8 1,1 1,6 1,8
Испания 0,5 0,6 1 1,2 1,5
Швеция 7 5,1 4,6 5,6 6 5,9
Швейцария 8 14,1 14,5 16,3 19,3 19
Турция - - - - -
Великобритания - 3 3,3 3,6 3,8

Источники: Евростат, Совет Европы, корреспонденты OECD SOPEMI, Национальные статистические службы.

Примечания:
1. В 1985 г., как следствие изменения гражданского кодекса, отдельные лица, ранее считавшиеся иностранцами, были включены в число граждан. Это привело к заметному уменьшению численности иностранного населения.
2. Переписи населения 4/3/82 и 6/3/90. Соответствующее значение по переписи 20/2/75 3442,4.
3. Данные на 30/10 до 1984 г. и в 1990 г.; для всех остальных лет данные на 31/12. За исключением 1991-1992 гг., все данные относятся к западной Германии. FSO.
4. Данные дают представление об усовершенствованиях, произошедших в 1987-88 гг. и в 1990 г. Падение численности в 1989 г. является следствием проверки регистрации иностранцев (удаление двойных регистраций, учет возвратов). Источник: Министерство внутренних дел, разработано CENSIS.
5. С 1987 г. сюда включены ищущие убежища, чьи ходатайства находятся на рассмотрении. В более ранние годы их количество существенно ниже.
6. Цифра за 1993 г. включает оценочные 39,200 по специальному усовершенствованию.
7. Не включая некоторого количества краткосрочных разрешений для иностранцев (в основном, граждан других северных стран).
8. Численность иностранцев с годовыми разрешениями на жительство (residence permit) (с 31/12/82 включая владельцев разрешений на период до 12 месяцев) и владельцев вида на жительство (постоянные разрешения) (settlement permit). Не включая сезонных и приграничных работников. За 1993 г. данные Sopemi. Данные 1994 г. на апрель.

Приложение 2-б. Численность иностранцев в процентах к общему населению центрально- и восточноевропейских стран, 1990-1998 (тыс. чел.)

  1990 1991 1992 1993 1994 1995 1996 1997 1998
Болгария 9 0,3 0,3 - - - - 0,4 - 0,6
Чехия 10 0,3 0,4 0,5 0,7 1 1,5 1,9 2 2,1
Венгрия 11 - 0,7 0,9 - 1,3 1,4 1,4 1,4 1,5
Польша 12 - - - 0,1 - - 0,2 0,1 -
Румыния 13 - - - - 0 0 0 0 0
Словения - - - - 2,4 2,4 2,2 2,1 1,7
Россия 14 - - - - - 0,1 0,1 0,1 -
Латвия 15 - - - - - - 0,3 0,5 0,7

Источники: Евростат, Совет Европы, корреспонденты OECD SOPEMI, Национальные статистические службы.

Примечания:
9. Постоянно живущие иностранцы, Министерство внутренних дел. Цифра за 1990 г. по данным Совета Европы (ноябрь 1994 г.).
10. Данные получены из Министерства труда и Министерства внутренних дел; включают только обладателей постоянных и долговременных разрешений на жительство.
11. Только обладатели временных разрешений на жительство.
12. Цифра 1993 г. по данным МОМ (апрель 1994 г.) - Иностранные граждане с постоянным видом на жительство. Цифра за 1996 г. - по оценке Окольского.
13. Иностранные граждане с постоянным видом на жительство (выданным до 1990 г.). 80,900 имели [разрешение] на временное жительство в 1996 г.
14. Только постоянно живущие иностранцы, Министерство внутренних дел, 1998 г.
15. Центральное статистическое бюро Латвии, 1998 г.

Приложение 3-а. Численность иностранцев, прибывших в западноевропейские страны, 1980-1998 1 (тыс. чел.)

  1980 1985 1990 1995 1998
Бельгия 46,8 37,5 50,4 53,1 50,9
Дания 14,5 24,6 26,2 45,9 51,4
Финляндия 1,9 2,6 6,5 7,3 8,3
Франция 2 59,4 43,4 63,1 68 -
Германия 632,3 400 842,4 792,7 605,5
Греция - - 25 20,2 -
Исландия 0,4 0,5 1,1 0,9 1,8
Ирландия - - 33,3 31,2 44
Италия 3 88,3 82,2 96,7 68,2 -
Люксембург 7,4 6,6 10,3 10,3 11,6
Нидерланды 79,8 46,2 81,3 67 81,7
Норвегия 4 11,8 14,9 15,7 16,5 26,7
Португалия - - - - -
Испания 3 6,2 13,7 19,5 -
Швеция 5 34,4 27,9 53,2 36,1 35,7
Швейцария 6 70,5 59,4 101,4 87,9 74,9
Великобритания 7 107 122 161 154 221

Источники: Евростат, Совет Европы, корреспонденты OECD SOPEMI, Национальные статистические службы.

Примечания:
1. За исключением ищущих убежища.
2. Въезд новых иностранных работников, включая обладателей временных разрешений на работу (APT), и иностранцев, принятых на основании воссоединения семей. Не включает жителей стран ЕС (работников и членов семей), не прошедших через Международный Миграционный Офис (OMI). Цифра за 1993 г. округлена до тысяч.
3. В 1980-1991 гг. - новые поступления в зарегистрированное население.
4. Въезд иностранцев, намеревавшихся оставаться в Норвегии на срок дольше, чем 6 месяцев.
5. Некоторое количество краткосрочных въездов не включено (в основном, граждан других северных стран).
6. Въезд иностранцев с годовыми разрешениями на жительство, а также иностранцев с видами на жительство (постоянными разрешениями), возвращающихся после временного пребывания за границей. До 31 декабря 1982 г. - включая обладателей разрешений на срок до 12 месяцев. Сюда не входят сезонные и приграничные работники (в том числе сезонные работники с постоянными разрешениями). Трансформации не включены.
7. Источник: Международное обследование пассажиров, OPCS.

Приложение 3-б. Численность иностранцев, прибывших в центрально- и восточноевропейские страны, 1990-1998 (тыс. чел.)

  1990 1991 1992 1993 1994 1995 1996 1997 1998
Чехия 8 12,4 14,1 19,1 12,9 10,2 10,5 10,9 12,9 10,7
Венгрия 9 37,1 22,8 14,8 15,9 12,8 13,2 12,5 14,3 16,6
Польша 10 2,6 5 6,5 5,9 6,9 8,1 8,2 8,4 8,9
Эстония 11 8,4 5,2 3,5 2,4 1,6 1,6 1,6 1,6 1,6
Латвия 11 32,3 14,7 6,2 4,1 3 2,8 2,7 2,9 3,1
Литва 11 38,6 14,2 6,7 2,9 1,7 2 3 2,5 2,7
Румыния 12 - 1,6 1,8 1,3 0,9 4,5 2,1 6,6 11,9
Словакия - - - - - 3 2,5 2,3 2,1
Македония - - - 1,5 1,8 1 0,6 0,6 -
Россия 1036,3 806 1011,3 979,3 1191,4 866,3 647 597,7 513,6
Хорватия - 10,1 48,3 57,7 33,4 42 44,6 - -

Источники: Евростат, Совет Европы, корреспонденты OECD SOPEMI, Национальные статистические службы

Примечания:
8. Иммигранты - лица, имеющие постоянное разрешение на жительство. В том числе из Словакии (после 1990 г.).
9. Цифра за 1997 г. по данным HCSO. Данные относятся к иностранцам с долговременными разрешениями на жительство или иммиграционными разрешениями, за исключением иностранцев с разрешениями на работу.
10. Иммигранты - лица, имеющие постоянное разрешение на жительство. Количество может быть преуменьшено, так как не все дети, сопровождавшие иммигрантов, были зарегистрированы.
11. Данные по "внешним" миграционным потокам относятся к странам вне Балтийского региона.
12. Лица, имеющие постоянное разрешение на жительство.

Приложение 4-а. Численность иностранцев, выбывших из западноевропейских стран, 1980-1998 (тыс. чел.)

  1980 1985 1990 1995 1998
Бельгия 23,1 16,7 16,6 33,1 32,5
Дания 11,9 14,5 18 18 40,3
Финляндия 0,8 1 0,9 1,5 1,7
Германия 1 385,8 366,7 466,4 567,4 639
Исландия 0,3 0,5 1 0,7 0,7
Италия - 8,5 7,1 8,4 -
Люксембург 6 5,8 6,3 5,7 7,8
Нидерланды 23,6 24,2 20,6 21,7 21,3
Норвегия 7,3 7,5 9,9 9 12
Португалия - - - - -
Швеция 2 20,8 14 16,2 15,4 14,5
Швейцария 3 63,7 54,3 59,6 67,5 59
Великобритания 79 66 96 74 88

Источники: Евростат, Совет Европы, OECD SOPEMI корреспонденты, Национальные статистические службы.

Примечания:
1. Данные включают зарегистрированный выезд ищущих убежища. С 1991 г. - включая бывшую Восточную Германию.
2. Некоторое количество иностранных граждан (особенно граждан других северных стран) не включено.
3. Выезд иностранцев с годовыми разрешениями на жительство (до 31 декабря 1982 г. - включая некоторое количество обладателей разрешений на срок до 12 месяцев) и обладателей вида на жительство (постоянного разрешения).

Приложение 4-б. Численность и��остранцев, выбывших из центрально- и восточноевропейские стран, 1990-1998 (тыс. чел.)

  1990 1991 1992 1993 1994 1995 1996 1997 1998
Болгария 87,9 40,3 68 66,4 64,5 55 62 - -
Чехия 1 11,8 11,2 7,3 7,4 0,3 0,5 0,7 0,8 1,2
Польша 2 18,4 21 18,1 21,3 25,9 26,3 21,3 20,2 22,2
Румыния 3 96,9 44,2 31,2 18,4 17,1 25,7 21,5 19,9 17,5
Югославия 69,6 - - - - - - - -
Эстония 12,4 13,2 37,5 16,2 9,2 9,8 7,2 4,5 3
Литва 32,8 25,5 53,1 32 21,9 13,3 10 9,7 6,3
Латвия 23,8 20,7 28,9 16 4,2 3,8 3,9 2,5 2,1
Венгрия 4 - - - - - 23,4 19,5 1,8 1,3
Словакия 5 - - - 7,4 0,2 0,1 0,2 0,6 0,7
Украина 6 - - 266,6 307 345,7 - - - -
Россия 7 729 675 673 483 337 340 388 233 213,4
Беларусь 8 140 84 61 54 55 35 - - -
Македония - - - 0,8 0,5 0,4 0,2 0,3 -
Хорватия 9 - 8,6 8,9 9,2 10,2 15,4 10 - -

Источники: Евростат, Совет Европы, корреспонденты OECD SOPEMI, Национальные статистические службы

Примечания:
1 Включены только те эмигранты, которые заявили о своем отъезде. С 1990 года включены перемещения между Чехией и Словакией
2 Учтены только те, кто официально заявил о желании переехать на постоянное жительство.
3 Лица, получившие разрешение на постоянное жительство.
4 Данные относятся к иностранцам с долгосрочным видом на жительство, или иммиграционным разрешением, исключая иностранцев с разрешением на труд. 1997 год - источник HCSO.
5 Включает потоки из Cловакии в Чехию, различие между цифрами 1993 и 1994 годов отражает резкое снижение в эмиграции в Чешскую Республику
6 Министерство Внутренних Дел, Министерство Статистики, МОМ 1997, и ICMPD 1997
7 Госкомстат и МВД, МОМ 1997
8 Министерство Статистики и Анализа, МВД, МОМ 1997
9 Включены только те иммигранты, которые заявили о своем отъезде

Приложение 5. Нетто-миграция иностранцев в западноевропейских странах, 1980-1998 (тыс. чел.)

  1980 1985 1990 1995 1998
Бельгия 23,7 20,8 33,8 20 18,5
Дания 2,6 10 8,2 27,9 11
Финляндия 1,1 1,6 5,6 5,8 6,6
Германия 246,5 33,3 376 225,3 -33,5
Исландия 0,1 0 0,1 0,2 1,1
Италия 88,3 73,7 89,6 59,8 119,2
Люксембург 1,4 0,8 4 4,6 4,1
Нидерланды 56,2 22 60,7 45,3 60,4
Норвегия 4,5 7,4 5,9 7,5 13,8
Португалия - - - - -
Швеция 13,6 13,9 37 20,7 21,5
Швейцария 6,8 5,1 41,8 20,4 15,9
Великобритания 28 56 65 80 133

Источники: Евростат, Совет Европы, корреспонденты OECD SOPEMI, Национальные статистические службы.

Примечания: см. Приложения 3 и 4.

Приложение 6-а. Численность иностранной рабочей силы в западноевропейских странах, 1980-1998 (тыс. чел.) 1

  1980 1985 1990 1995 1998
Австрия 2 174,7 140,2 217,6 316,8 298,6
Бельгия 3 - 179,7 - 328,8 -
Дания 4 - 56,5 68,8 83,8 116,6
Финляндия 5 4,5 6,8 13 25,5 -
Франция 6 1458,2 1649,2 1549,5 1573,3 -
Германия 7 2015,6 1586,6 1837,7 2128,7 1987,5
Греция 8 - - 23,2 27,4 -
Ирландия 9 - 34 34 42,1 -
Италия - - 380,9 - -
Люксембург 10 51,9 55 84,7 111,8 134,6
Нидерланды 11 188,1 165,8 197 221 -
Норвегия 12 - - 46,3 51,9 -
Португалия 8 - - 36,9 84,3 -
Испания 13 - - 85,4 138,7 190,5
Швеция 14 234,1 216,1 246 220 219
Швейцария 15 501,2 549,3 669,8 728,7 691,1
Турция - - - - 23,4
Великобритания 16 - 808 882 862 1039

Источники: корреспонденты OECD SOPEMI, Национальные статистические службы.

Примечания:
1. Включая безработных, кроме Бенилюкса и Великобритании. Приграничные и сезонные работники, не имеющие никакого другого статуса, не включены.
2. Среднегодовая величина. Разрешения на работу, выданные дополнительно к действующим разрешениям. Цифры могут быть преувеличены, так как некоторые лица имеют больше одного разрешения. Самозанятые не включены. Данные за 1990 г. и 1991 г. приведены для уточнения выпуска разрешений на работу относительно количества вакансий для иностранцев, с августа 1990 г. до июня 1991 г.
3. За исключением безработных и самозанятых.
4. Данные по регистрации населения на конец ноября каждого года (без декабря).
5. Оценено, принимая во внимание степень активности в 1980-х гг. (немного ниже 50%).
6. Данные исследования рабочей силы на март каждого года.
7. Данные на 30 сентября каждого года. Включая приграничных работников, но не самозанятых. Относятся к Западной Германии.
8. За исключением безработных.
9. Данные за 1991 г. за исключением безработных.
10. Данные на 1 октября каждого года. Занятость иностранцев, включая учеников, стажеров и приграничных работников. За исключением безработных.
11. Оценка на 31 марта, включая приграничных работников; не включая самозанятых, безработных и членов их семей.
12. За исключением безработных. Данные за второй квартал.
13. По данным ежегодного исследования рабочей силы.
14. Данные за 1990-92 гг. исправлены.
15. Данные на 31 декабря каждого года. Количество иностранцев с годовыми разрешениями на жительство (до 31 декабря 1981 г. - включая обладателей разрешений сроком до 12 месяцев) и с видом на жительство (постоянным разрешением), занятых в прибыльных видах деятельности.
16. За исключением безработных.

Приложение 6-б. Численность иностранной рабочей силы в центрально- и восточноевропейских странах, 1980-1998 (тыс. чел.)

  1990 1991 1992 1993 1994 1995 1996 1997 1998
Албания - - - - - - 0,4 0,7 -
Болгария 1,8 - - - - - - - -
Чехия 17 95,5 29,8 14,5 51,6 72,1 111,9 143,2 130,7 111,2
Венгрия 18 28,9 31,2 15,7 17,9 20,1 21 19,2 14 21,4
Румыния 19 - 0,7 1,3 1,8 2,5 3,2 3,9 4,7 -
Словакия 20 - - - - 2,7 2,7 2,8 - -
Россия 21 - - - - - - 292,2 241,5 -

Источники: корреспонденты OECD SOPEMI, Национальные статистические службы.

Примечания:
17. До 1992 г. - бывшая Чехословакия. Данные относятся к численности на 31/12, за исключением 1992 г. и 1996 г. (30/6). Источник: Федеральное министерство внутренних дел и Министерство по делам труда и общества в OECD, 1997 г. Включая лиц из Словакии (после 1993 г.). Данные за 1997 г. - на 30/6.
18. Цифра за 1996 г. - за первую половину года. Действующие разрешения на работу.
19. Общее число обладателей разрешений на работу.
20. Общее число обладателей разрешений на работу, по данным Министерства труда и Службы занятости Словакии в OECD, 1997 г.
21. Источник: Федеральная миграционная служба, 1998 г.

Приложение 7-а. Численность иностранной рабочей силы, въехавшей в западноевропейские страны, 1980-1998 (тыс. чел.)

  1981 1985 1990 1995 1998
Австрия 1 - 34 103,4 15,4 15,4
Бельгия 3,5 1,9 - 2,7 -
Дания 2 - - 2,8 2,2 3,2
Франция 33,4 9,7 22,4 13,1 -
Германия 43,9 33,4 138,6 270,8 275,5
Ирландия 3 - - 3,4 4,3 5,6
Люксембург 4 - 6,9 16,9 16,5 -
Испания 5 - - 51,2 100,3 -
Швейцария 6 35,3 25,4 46,7 27,1 -
Великобритания 7 - - 55 51 68

Источники: корреспонденты OECD SOPEMI, Национальные статистические службы.

Примечания:
1. Данные за все годы включают исходные разрешения на работу для обоих прямых потоков из заграницы и для первого включения иностранцев, уже живущих в стране, в австрийский рынок труда. За счет изменения административной практики, данные с 1986 г. и позже не сравнимы с предыдущими годами. Существует разрыв в данных с 1994 г. в связи с вступлением Австрии в EEA. После 1994 г. разрешения на работу были необходимы только гражданам стран, не входящих в ЕС.
2. Разрешения на жительство, выданные для устройства на работу. Граждане северных стран не включены.
3. Выданные и продленные разрешения на работу для граждан стран, не входящих в ЕС.
4. Данные включают и прибывающих иностранных работников, и жителей, впервые допущенных на рынок труда.
5. Выданные разрешения на работу. 1996 г. - условно.
6. За исключением сезонных и приграничных работников.
7. Данные исследования рабочей силы.
8. С 1 января 1994 г. гражданам стран EEA, таких как Австрия, Исландия, Швеция, Норвегия и Финляндия, не нужно разрешение на работу в странах ЕС.

Приложение 7-б. Численность иностранной рабочей силы, въехавшей в центрально- и восточноевропейские страны, 1980-1998 (тыс. чел.)

  1990 1991 1992 1993 1994 1995 1996 1997 1998
Болгария 9 - 0,1 0,1 - 0,1 0,3 0,3 0,2 0,2
Чехия 10 - - - - - - 47,5 - -
Венгрия 11 28,9 31,2 15,5 19,5 18,6 18,4 14,5 18 22,6
Польша 12 - 4,3 12 9,6 11 10,5 13,7 17,5 -
Румыния 13 - 0,7 0,6 0,5 0,7 0,7 0,7 1 1,3
Словакия 14 - - - - 4,5 3 3,3 3,8 3,7

Источники: корреспонденты OECD SOPEMI, Национальные статистические службы.

Примечания:
9. Новые и продленные разрешения на работу.
10. Действующие разрешения на работу, выданные иностранцам.
11. Цифра за 1994 г. объединяет данные за период с 1/1/92 по 30/6/94, по данным Совета Европы, ноябрь 1994 г. Разрешения на работу выданы максимум на 1 год. Источник данных за 1997 г. - Венгерский Национальный Центр труда.
12. Количество индивидуальных разрешений на работу.
13. Новые разрешения на работу, выданные иностранным гражданам.
14. Выданные разрешения на работу. Гражданам Чехии не нужно разрешение на работу в Словакии.

ЩЕРБАКОВА Наталья Ивановна,
координатор программ по миграции
московского бюро Международной Организации Труда (МОТ)