ПОЕЗДКИ ЗА ГРАНИЦУ КАК СТРАТЕГИЯ ВЫЖИВАНИЯ В УСЛОВИЯХ
ПЕРЕХОДНОГО ПЕРИОДА: ОПЫТ УКРАИНЫ

Интенсивность, направленность, характер внешней миграции населения Украины в начале 90-х годов существенно изменились по сравнению с предшествующим периодом. Были сняты существующие ранее ограничения в реализации права человека на свободное передвижение. Экономический кризис, падение уровня жизни значительно усилили мотивацию населения к миграции, прежде всего – экономической. Поездки за границу с целью заработка в сфере мелкой торговли, временного трудоустройства приобрели широкое распространение, стали важной стратегией выживания для многих семей в сложных условиях переходного периода. По данным некоторых социологических опросов, постоянно выезжали за границу с целью улучшения своего материального положения 5% украинцев, время от времени осуществляли такие поездки свыше 20%.

Распространенность подобных поездок, социально-экономическая их значимость обусловили необходимость детального изучения и осмысления этого явления, его причин и последствий. В 1994-1995 годах Национальным институтом стратегических исследований в содружестве с Центром «Социальный мониторинг» была предпринята попытка исследования внешних миграционных поездок граждан Украины.

Исследование проведено в рамках проекта Экономической Комиссии по Европе ООН, который охватывал, наряду с Украиной, Польшу и Литву.

Методика исследования

Исследования проводились по методике, получившей название этносоциологической. Она была разработана при изучении миграции населения Мексики Дугласом Мессеем и отличается широким использованием качественных методов исследования, таких как этнографичес-кие наблюдения, углубленные интервью в виде жизнеописаний мигрантов, разносторонний анализ географических, демографических, исторических, социально-экономических и других данных о регионах выхода миграции и т. д.

В отличие от достаточно многочисленных социологических опросов, которые были направлены, главным образом, на выявление миграционных настроений, (то есть, в сущности, – отношения людей к ситуации в собственной стране), предметом данного исследования стали уже совершенные миграционные поездки за рубеж и их последствия на микро- (для материального благосостояния семей, семейных отношений), и макроуровне (для социально-экономического развития населеннных пунктов регионов страны в целом).

В исследовании использовалось весьма широкое определение миграционной поездки, учитывающее реалии миграционной ситуации в Украине в середине 90-х годов. Анализировались все поездки за рубеж, совершенные с целью повышения благосостояния, то есть независимо от длительности, направления, оснований для выезда. Объектом изучения были и краткосрочные торговые или трудовые выезды в составе туристических групп или по частным приглашениям. Строго говоря, они миграцией не являются, однако, являясь массовым видом мобильности населения страны, оказывают значительное воздействие на материальное и социальное положение семей, уровень цен и доходов, снабжение товарами широкого потребления.

Для проведения исследования были избраны три населенных пункта: столица г. Киев, жители которого, согласно статистическим данным, активно выезжают за границу, и где, вследствие специфики столицы, распространены выезды высококвалифицированных специалис-тов (так называемая «утечка умов»); г. Черновцы, центр пограничной области с пестрым национальным составом населения, где развита приграничная миграция и откуда происходила значительная эмиграция евреев на постоянное место жительства за границу; село Прилбычи Яворовского района Львовской области (региона с мононациональным населением), жители которого активно принимают участие в межгосударственных поездках и где существуют давние традиции трудовой миграции. Такой подбор пунктов опроса позволил изучить миграционное поведение населения различных типов поселений.

Информация собиралась путем опроса семей, в которых хотя бы один из членов имел опыт международных миграционных поездок с целью заработка. Для поиска респондентов в Киеве и Черновцах использовалась короткая предварительная анкета, опрос проводился по случайной выборке. Города были районированы в зависимости от времени и характера застройки, для каждого из выбранных районов разрабатывался специальный маршрут, двигаясь по которому интервьюер должен был опросить определенное количество респондентов.

В предварительной анкете, кроме основного вопроса о наличии у членов семьи опыта международной миграции, содержались вопросы о ��оставе семьи, возрасте, основном занятии ее членов. Это позволило впоследствии сравнить по данным параметрам семьи, члены которых выезжали за границу, и семьи, у которых опыт миграции отсутствовал.

В Киеве предварительные анкеты были заполнены в 991 семьях, в Черновцах – в 449. Если ответы на предварительную анкету свидетельствовали о наличии в семье мигрантов, интервьюер предлагал заполнить основную анкету. Поскольку количество отказов было весьма значительным, частично респонденты подбирались методом «снежного кома». Это метод был единственным, примененным при опросе в селе Прилбычи.

Основная анкета состояла из 23 таблиц, включающих по 10-15 вопросов каждая. Она заполнялась интервьюером со слов одного из членов семьи, который давал информацию о семье в целом. Анкета содержала вопросы о поло-возрастном составе, образовании и основном занятии членов семьи, уровне доходов и их источниках, жилищных условиях, собственности и т. д.

Таблицы, непосредственно посвященные миграции, касались первой и последней поездок за границу с целью заработка. В них вносились сведения о всех членах семьи, совершивших такие поездки. В связи с тем, что, кроме поездок на Запад, значительное распространение получили поездки на заработки в страны «нового» зарубежья, прежде всего, в Россию, соответствующие таблицы анкеты были продублированы для «старого» и «нового» зарубежья. Однако позднее стало ясно, что такое разделение было искусственным, поскольку существенных отличий в характере поездок в зависимости от их направления отмечено не было. Кроме того, отдельная таблица содержала информацию о последней длительной (больше месяца) поездке на заработки, если таковая имела место.

Ряд таблиц был посвящен источникам информации о возможностях выезда за рубеж, опыту организации зарубежных поездок, обстоятельствам пребывания за границей, субъективным оценкам результатов миграции, миграционным планам на будущее и т. д. Собранная с их помощью информация позволила выяснить дополнительные детали миграционных поездок.

В Киеве основные анкеты были заполнены в 200 семьях, в результате чего информация была собрана о 663 лицах. В Черновцах исследовано 120 семей (395 человек). В селе Прилбычи Львовской области исследованием были охвачены также 578 человек в составе 120 семей.

Одновременно с обработкой полученных в ходе опроса данных собиралась и анализировалась информация, касающаяся исторического, социально-экономического, демографического развития избранных для исследования объектов, материалы углубленных интервью некоторых респондентов, собственные наблюдения исследовательской группы.

Как в связи с небольшим количеством анкет, так и в связи с высоким процентом отказов, опрос не может считаться репрезентативным. Однако методика этносоциологического исследования изначально не ставит такой задачи, делая упор на изучении качественных, а не количественных характеристик явления.

Исследование выявило широкую распространенность поездок за границу с целью заработка во всех пунктах опроса. Выяснилось, что как минимум одного мигранта, совершившего хотя бы одну поездку за рубеж с целью заработка, имеют в своем составе 27% семей в Киеве, 38% в Черновцах.

Распространенность, география и мотивация поездок

До 1986 года анкетой были зафиксированы лишь единичные выезды за границу, а география стран назначения была весьма ограниченной. Выезжали за рубеж преимущественно командированные туда специалисты и военнослужащие с семьями в части советской армии за границей. В соответствии со спецификой зарубежных поездок, характерных для закрытого общества, определялся и состав мигрантов. Это были преимущественно мужчины с высоким образовательным уровнем. В связи с этим, среди жителей села «зарубежных» мигрантов в этот период практически не было.

Когда «железный занавес» поднялся, зарубежные поездки стали доступны широким слоям населения. Большинство респондентов предприняло свой первый выезд за границу в 1987-1991 годах. На смену эпизодическим длительным командировкам пришли кратковременные частые выезды. Состав мигрантов расширился, среди них увеличилась доля женщин и молодежи. Значительное число выезжавших отправлялись за границу с целью мелкой торговли. Вследствие разницы цен и валютных курсов, продажа в соседних странах дешевых советских товаров, приобретение там товаров широкого потребления с последующей перепродажей их на родине (где потребительский рынок страдал от дефицита многих необходимых вещей) были привлекательны для многих сограждан, стремившихся улучшить свое материальное положение.

В последующие годы экономическая мотивация таких поездок значительно усилилась в результате разразившегося в Украине экономического кризиса. В то же время, в связи с приближением внутренних цен на товары и транспортные услуги к мировым, доходность торговых поездок снизилась. Как следствие этого, быстрое расширение круга торговцев в 1992-1994 годах прекратилось, зато увеличилось количество людей, которые выезжали за границу в целях торговли неоднократно, возросло также количество выездов с целью трудоустройства.

В годы, непосредственно предшествовавшие опросу, получили также распространение торговые и трудовые поездки в бывшие советские республики, прежде всего, в Россию. Эти поездки были идентичны по характеру поездкам с целью заработка в западном направлении, однако их совершалось меньше, нежели поездок на Запад, несмотря на то, что их было легче осуществить.

География выездов из Украины оказалась достаточно разнообразной и последовательно расширяющейся. В начале 90-х годов среди стран назначения появились весьма отдаленные государства разных континентов: США, Китай, Арабские Эмираты. Однако основной поток мигрантов, по данным опроса, стабильно направлялся в Польшу и Россию.

Согласно ответам респондентов, основной причиной миграционных поездок было желание улучшить или сохранить на прежнем уровне свое материальное положение. Причем необходимо отметить, что, по мере ухудшения экономической ситуации в стране, последняя из указанных причин приобретала все большее распространение.

Определенное воздействие на развитие миграции оказала растущая безработица, или, вернее, невозможность найти работу, обеспечивающую достаточный заработок. В наибольшей степени этот мотив прослеживался в регионах, где проблема занятости населения стоит особенно остро, а именно – в Черновцах и в Прилбычах. В Киеве, кроме общих для всех регионов экономических причин, достаточно весомы были причины профессионального характера.

«Челночные» торговые поездки

Самой распространенной формой поездок оказалась кратковременная международная мобильность (поездки сроком до 7 дней) с целью покупки/продажи и транспортировки через границу небольших партий товаров. Эти поездки в основном осуществлялись в составе туристических групп (так называемые «шоп-туры») по приобретенным в специальных фирмах туристическим ваучерам или по частным приглашениям иностранных граждан, приобрести которые также не представляло особого труда. Практически единственной побудительной причиной для таких поездок было желание улучшить свое материальное положение. Главной страной назначения на момент проведения опроса являлась Польша, после которой с большим отрывом шли Румыния, Турция, Германия.

Подобные поездки получили название «челночных». На них приходилось от трети последних выездов респондентов в Прилбычах до 70% в Черновцах. Жители последних практиковали торговые поездки наиболее интенсивно. Черновцы, благодаря своему приграничному положению, развитым транспортным связям, традициям торгового города стали в середине 90-х годов важным центром «челночной» торговли. Отсюда привезенные из-за границы товары перевозились по всей Украине, транспортировались в Россию и Беларусь. На каждого опрошенного здесь респондента приходилось в среднем по 8 краткосрочных зарубежных выездов (в Киеве – 6, в Прилбычах – 3). Пять и более поездок совершили почти 40% мигрантов, опрошенных в Черновцах. У каждого четвертого оказалось на счету свыше десяти поездок. Более того, 10% мигрантов совершили свыше 20 «челночных» выездов за границу. В некоторых случаях интервал между выездами не достигал недели. Характерным для Черновцов было и то, что во многих семьях миграционные поездки практиковались несколькими их членами.

В соответствии с интенсивностью и частотой поездок «челноки» были разделены нами на две группы – «любителей» и «профессионалов». В первую вошли мигранты, на счету которых были лишь единичные торговые поездки, совершенные в свободное от основной работы время. Для этой группы «челночный» бизнес не являлся решающим источником дохода, им занимались эпизодически, рассматривая его как дополнительный заработок. Напротив, «профессионалы» выезжали за рубеж часто и регулярно, трудовые отношения по прежнему месту работы либо прекратили совсем, либо сохраняли их лишь формально, избрав поездки за товаром основным занятием и источником дохода. Подавляющее большинство «любителей» были женщинами, тогда как среди «профессионалов» преобладали мужчины.

Настоящий бум «любительских» торговых поездок за рубеж пришелся на конец 80-х-начало 90-х годов. По мере роста цен и насыщенности потребительского рынка товарами зарубежного производства на фоне падения покупательной способности населения Украины конкуренция в среде «челночных» торговцев возрастала и привела к тому, что «любители» постепенно стали вытесняться «профессионалами». Чтобы удержаться в бизнесе, обеспечить прибыль, последние наращивали объемы перевозимых товаров и количество поездок, налаживали устойчивые прямые контакты с производит��лями в стране назначения, практиковали оптовую продажу привезенного товара реализаторам, расширяли географию поездок. По данным анкеты прослеживается очевидная корреляция между количеством совершенных мигрантом поездок и прибылью, полученной от последней поездки: с увеличением количества поездок она увеличивалась.

Поездки сроком до 4 недель

К другому типу миграционного поведения можно отнести поездки длительностью в 1-4 недели. В отличие от выездов сроком на несколько дней, они не были вызваны исключительно коммерческими причинами. Такие трудовые миграции часто имели целью трудоустройство, установление более тесных деловых и неформальных контактов в странах пребывания. Наибольшее распространение такие поездки получили среди жителей села Прилбычи – 43% выездов, в Киеве – 39%, в Черновцах они составили лишь 19% общего количества поездок.

В трудоизбыточном западноукраинском регионе отхожие промыслы крестьян имеют давнюю историческую традицию, сформировавшуюся еще в XIX веке. В советский период, в связи с невозможностью свободного выезда из страны, поездки на заработки ограничивались исключительно восточным направлением. В последние годы крестьяне с Львовщины, продолжая выезжать на заработки в Центральную и Южную Украину, в Россию, активно выезжают на работу в другие страны, прежде всего в Польшу. Такие поездки связаны преимущественно с временной, сезонной работой в сельском хозяйстве или строительстве. Они осуществляются в основном регулярно, несколько раз в год (например, на посадку рассады, затем на прополку, на сбор урожая), и играют роль важного источника пополнения семейного бюджета.

В городах характер поездок за рубеж сроком на 1-4 недели несколько отличается. Часть из них – поездки горожан на заработки во время отпуска, которые также связаны, прежде всего, с работой в сельском хозяйстве или на строительстве. Другая часть – командировки или кратковременная работа за рубежом ученых, высококвалифицированных специалистов, творческих работников. В наибольшей степени такой тип поездок характерен для Киева, крупного научного и культурного центра страны.

Долгосрочные поездки

К третьему типу миграционных поездок можно отнести выезды сроком свыше месяца. Опыт длительных поездок оказался у респондентов небольшим – примерно четвертая часть всех поездок, причем в основном они не превышали 2-3 месяцев. Анкетой зафиксированы лишь единичные случаи поездок, сроки которых были больше 3 месяцев.

От кратковременных выездов длительные поездки отличаются значительно более широким спектром побудительных мотивов, стран назначения, преимущественно трудовым характером миграции. Мигранты из Прилбычев работали во время длительных поездок в 82% случаев, из Киева и Черновцов – в пятой части поездок; трудовые мигранты данного типа старше по возрасту, среди них преобладают мужчины.

Для Киева долгосрочные поездки – это преимущественно поездки ученых, преподавателей, людей искусства для работы по специальности. Сюда можно отнести также выезды студентов и аспирантов на учебу. Для поездок этого типа характерна выраженная профессиональная мотивация, хотя экономические соображения также не менее важны. Мигранты, выезжающие, прежде всего, с профессиональными целями, в основном направляются в такие развитые страны как США, Германия. При длительных поездках часто устанавливаются достаточно крепкие профессиональные и личные контакты, заключаются договоренности о следующих поездках. Часто миграция специалистов носит регулярный характер и является для них весьма ощутимым источником доходов, имеющим в условиях крайне скудного финансирования сферы науки и культуры в Украине важнейшее значение для выживания. К сожалению, регулярные выезды такого типа нередко приводят к эмиграции на постоянное проживание, то есть выступают начальной стадией «утечки умов».

Долговременные выезды лиц с более низким уровнем образования совершаются преимущественно с целью трудоустройства, прежде всего, в строительстве и сфере услуг, и характеризуются исключительно экономической мотивацией. Они обусловлены отсутствием работы на родине или недостаточным для обеспечения прожиточного минимума размером заработной платы. На момент опроса поездки совершались, прежде всего, в Польшу и Россию. Такой тип поездок в наибольшей степени присущ сельским жителям, но совершаются они также и горожанами, причем особенно распространены в Черновцах.

К сожалению, трудоустройство украинских граждан за границей происходит фактически нелегально. Большинство трудящихся-мигрантов выезжают из страны, используя личные приглашения иностранных граждан, то есть не заключают соответствующего контракта и не имеют разрешения на работу. Данные, полученные в ходе опроса, подтвердили, что, работая за рубежом, украинцы выполняют тяжелую, неквалифицированную работу, их рабочий день ненормирован, бытовые условия плохие, социальные и правовые гарантии отсутствуют. Нередко рабочие становятся жертвами недобросовестности работодателей, рэкета, не имея возможности из-за своего полулегального положения обратиться за защитой к правоохранительным органам страны пребывания.

Отличительные черты мигрантских семей

Исследование подтвердило, что стратегия выживания путем заработков за границей получила распространение в семьях, характеризующихся определенными общими чертами. Предварительная анкета, с помощью которой подбирались респонденты для основного опроса, позволила сравнить социально-демографические характеристики семей, имевших и не имевших мигрантов в своем составе.

Семьи, имевшие опыт миграции с целью заработка, оказались относительно более молодыми, не отягощенными большим количеством малолетних детей или лиц старшего возраста, состоящими преимущественно из людей трудоспособных. Среди активных мигрантов (то есть совершивших последнюю зарубежную поездку в два предшествующих опросу года) свыше половины составили 20-34-летние. Миграционная активность женщин увеличивается с возрастом, наиболее активными оказались 35-50-летние. Мужчины и женщины среди мигрантов представлены примерно одинаково, с небольшим преобладанием мужчин.

Образовательный уровень мигрантов чрезвычайно высок. Лица с высшим образованием среди активных мигрантов составили 51% в Черновцах, 40% в Киеве. В сельской местности преобладали лица со средним и средним специальным образованием, то есть также наиболее образованная часть сельского населения. В целом образовательный уровень семей, в составе которых были мигранты, был заметно выше такового у семей, где мигрантов не было. Таким образом, к миграционным поездкам за границу, как средству решения материальных проблем, прибегает, в первую очередь, более продвинутая в образовательном отношении часть населения.

Показательным является также различие между мигрантскими и немигрантскими семьями по уровню официальной занятости. Нигде не работавших либо безработных (по условиям анкеты эти понятия различались) в семьях мигрантов оказалось в 3 раза больше, нежели в семьях, где опыт зарубежных поездок отсутствовал. Особенно высок удельный вес не занятых в общественном производстве среди собственно мигрантов. Он составил от 14 до 28% в разных пунктах опроса. Заметим, однако, что эти цифры отражают уровень формальной незанятости. Учитывая высокую скрытую безработицу, можно предположить, что фактически незанятость много выше.

В ходе исследования обнаружилось, что очевидная связь между миграцией и незанятостью имеет двойную природу. Если безработицу можно рассматривать как один из побудительных мотивов миграции, то формальная незанятость часто является результатом сознательного выбора в пользу более доходных поездок за границу и означает, что такие поездки стали основным занятием человека.

Социально-экономическая эффективность поездок

Поскольку подавляющее большинство опрошенных семей, прибегая к поездкам за границу, руководствовалось, прежде всего, желанием повысить свое благосостояние, значительное внимание в исследовании было посвящено анализу последствий миграции с точки зрения уровня жизни семей мигрантов.

В среднем доход семей в карбованцах (протовалюта Украины в 1994-1995 годах) на момент опроса оказался несколько ниже официального прожиточного минимума. Однако, кроме него, семьи получали также доход в иностранной валюте. Его средняя величина на одного члена семьи составила в Черновцах 86,5, в Киеве 78 долларов США в месяц. По курсу «черного рынка», определявшего в 1994-1995 гг. покупательную способность иностранной валюты в Украине, валютный доход почти в 6 раз превышал величину дохода в национальной валюте, и, следовательно, был для опрошенных семей основным.

Учитывая, что речь идет о семьях, члены которых совершали поездки за границу в целях заработка, можно считать, что поездки являлись основным источником валютного дохода. По данным опроса, доход от поездок в среднем составлял от 28 до 44% дополнительных доходов взрослых членов опрошенных семей. Средний доход от последней поездки за границу достигал в Черновцах 322 доллара, в Киеве – 207, в Прилбычах – 181 доллар США. Учитывая низкий уровень откровенности при ответах на вопрос о доходах, реальные суммы, заработанные в результате поездок за рубеж, скорее всего, были больше.

Крайне интересные результаты дало сравнение величины дохода, а также наличия в семьях домашней техники, автомашины, других показателей благосостояния в зависимости от основного занятия главы семьи. Оказалось, что наиболее высоким материальный уровень был у семей, где глава не работал (официально), являлся безработным, студентом или в качестве основного занятия указал индивидуальную трудовую деятельность. Это те семьи, где глава занимался миграционными поездками «профессионально». Семьи, где главы принадлежали к группам «среднего» класса в предшествующие годы (руководители, специалисты с высшим образованием и т.п.), по уровню доходов и имеющейся в распоряжении собственности значительно им уступали. Важно также отметить, что в целом уровень благосостояния семей мигрантов оказался существенно выше среднестатистического для украинских семей.

С целью выяснения, является ли это следствием миграции, или, наоборот, выезжают за рубеж в основном более состоятельные люди, мы рассмотрели показатели благосостояния семей в зависимости от количества совершенных миграционных поездок и количества мигрантов в семье. Оказалось, что наиболее высокими являлись доходы в семьях, где были зафиксированы свыше 10 миграционных поездок, то есть выезды с целью заработка за границу совершались регулярно и, в значительном количестве случаев, несколькими членами семьи. Выявилась также зависимость уровня валютного дохода от типа миграционных поездок, совершаемых членами семьи. Во всех пунктах опроса с увеличением длительности миграционных поездок было отмечено уменьшение подушевого дохода семей в карбованцах и увеличение его в иностранной валюте.

О значении поездок за границу для благосостояния семей свидетельствуют данные о том, что до 25% различных видов бытовой техники, 2/3 квартир, приобретенных в собственность в Киеве, почти все жилье в Черновцах, каждый пятый дачный участок куплены за счет заработков за рубежом. На деньги, заработанные в результате зарубежных поездок, были приобретены две из каждых трех машин, находящихся в собственности семей в Черновцах, третья часть машин в Киеве. Автомобиль имела в собственности почти половина семей мигрантов в Черновцах, свыше трети – в Киеве, причем более половины автомобилей мигрантов в Черновцах, 12% – в Киеве были пригнаны из-за границы. По этому показателю, как и по оснащенности различными видами бытовой техники, семьи мигрантов значительно выигрывали в сравнении со среднестатистическими городскими семьями.

Таким образом, зарубежные поездки позволили мигрантам сохранить или даже повысить уровень материального благосостояния семей в условиях экономического кризиса. В связи с этим, преобладающая часть мигрантов (практически 95 процентов во всех регионах) оценили результаты своих зарубежных поездок однозначно положительно. В первую очередь, ими отмечалось благоприятное влияние поездок на материальное положение: 97% ответов в Прилбычах, 80% в Киеве, 87% в Черновцах. Таким образом, важнейшим следствием международной трудовой миграции является предотвращение обнищания населения и, следовательно, снижение социальной напряженности в обществе.

Позитивное влияние оказывает трудовая миграция и на ситуацию на рынке труда. Во-первых, занятость населения зарубежными поездками способствует уменьшению превышающего спрос предложения рабочей силы внутри страны. Во-вторых, «челноки» создают рабочие места для тех, кто непосредственно на заработки за границу не ездит: реализаторов, водителей, охранников и другой обслуги рынков. Так, например, по подсчетам Черновицкого городского центра занятости, на момент опроса на Калиновском рынке и вокруг него были заняты до 15 тыс. человек, или почти 10% из 165 тыс. трудоспособного населения города.

Велика роль миграций, прежде всего «челночных», с точки зрения товарного насыщения потребительского рынка в Украине. Точных данных об объемах привезенных мигрантами товаров не существует. Свою оценку мы построили на количестве пересечений границы с торговыми целями и разрешенных к вывозу на момент опроса суммах валюты. Так, в 1994 году было зафиксировано 5 млн. пересечений гражданами Украины границы с Польшей, Словакией, Венгрией и Румынией в направлении на выезд. По данным ряда социологических опросов, проведенных в пунктах пересечения западной границы Украины, в 1993-1994 годах с целью торговли выезжали за рубеж около 40% пересекавших границу граждан Украины. Таким образом, в течение года на западном участке границы было совершено примерно 2 млн. торговых выездов. Учитывая, что до октября 1995 года разрешалось вывозить из страны сумму до 500 долларов США, можно предположить, что только в пяти соседних странах украинскими торговцами было куплено и ввезено в страну товаров на сумму в 1 млрд. долларов. (Затраты на проживание и питание в странах пребывания мы сочли возможным не учитывать, поскольку, как показало наше исследование, они были минимальными.) Эта сумма была сравнима с шестой частью розничного товарооборота, десятой частью стоимости импорта. Учитывая, что расчеты были более чем приблизительны и сознательно занижены (не учитывались торговые поездки в южном направлении, авиа- и морским путем, сумма валюты рассчитывалась от минимальной), в реальности она, по-видимому, была еще больше.

Социальное значение сделанных «челноками» инъекций товаров тем больше, чем в более плачевном состоянии находится производство товаров широкого потребления отечественной промышленностью. Именно благодаря «челнокам» традиционный для советских времен дефицит товаров широкого потребления не только не усугубился в начальный период реформ, но и был преодолен.

Кроме товаров, из-за границы мигранты «привозили» и нематериальные ценности, такие как знакомство с функционированием рыночного хозяйства, коммерческие навыки, знание иностранных языков, новые взгляды и потребности. «Челночные» поездки стали важнейшим источником накопления опыта предпринимательства, дефицит которого был в Украине еще более серьезным, нежели недостаток товаров. Они же способствовали и накоплению капитала, необходимого для начала предпринимательской деятельности. Из числа наиболее успешных «челноков» вырастали собственники различных фирм, торговых точек, авторемонтных мастерских и т. д. Свое «дело», согласно результатам исследования, создали 13% респондентов в Киеве, 22% в Черновцах (сведения собирались как о зарегистрированном официально, так и незарегистрированном бизнесе). Среди предпринимателей было свыше 60% коммерсантов, 20% занимались производственной деятельностью и строительством, почти столько же предоставляли посреднические услуги, в том числе – в организации поездок за границу. По данным анкеты, для создания собственного «дела» свыше половины бизнесменов использовали средства, заработанные благодаря поездкам за границу.

К сожалению, значение международной миграции для развития частного сектора экономики не так велико, как могло бы быть. Доходы от миграции используются в основном не для развертывания самостоятельного предпринимательства, а идут на потребление. Более полному использованию накоплений мигрантов для развития бизнеса препятствует в целом неблагоприятный для этого законодательный и налоговый климат в Украине.

Достойна внимания функция временной миграции на заработки, как альтернативы эмиграции на постоянное жительство. К сожалению, в последние годы Украина стабильно теряет население в связи с эмиграцией. Однако значительная часть граждан Украины, где неблагоприятные экономические условия действуют как сильный фактор «выталкивания», ограничивается временными поездками, которые позволяют в большей или меньшей степени решать материальные проблемы своих семей. Желание выехать на постоянное место жительства за границу выразили лишь 10% членов исследованных семей в Черновцах, 6% в Киеве, меньше 1% в Прилбычах, то есть эмиграционные устремления в семьях мигрантов были распространены заметно меньше, нежели среди жителей Украины в целом (по данным ряда социологических опросов 1993-1995 годах – 13-15%). Более того, доля желающих эмигрировать была обратно пропорциональна количеству совершенных за границу поездок.

Вместе с тем, поездки на заработки связаны с рядом издержек. Прежде всего следует отметить, что «челночная» торговля является питательной средой для теневой экономики, нередко сопряжена с правонарушениями.

Осуществляя выезды за границу, мигранты, большинство из которых, как уже говорилось выше, является высоко образованными лицами, утрачивают квалификацию, трудовые навыки. Особенно неблагоприятны в этом смысле последствия для молодежи. Для людей, истративших на «челночные» поездки ту часть жизни, которая обычно уделяется учебе, овладению профессией, имеет определяющее значение для становления личности, весьма реальной является угроза оказаться в будущем на обочине жизни, без образования, профессии, жизненных перспектив.

Неизбежные в поездках за границу (особенно частых и длительных) повышенные физические и психологические нагрузки, некачественное питание, ночевки на вокзалах крайне неблагоприятно влияют на здоровье мигрантов. Ухудшение состояния здоровья, как результат поездок за рубеж, отметили 12% опрошенных в Черновцах, 8% в Прилбычах, 4% в Киеве. У многих мигрантов, находившихся на момент опроса в расцвете физических сил и не задумывавшихся о влиянии на организм условий жизни «челноков», проблемы со здоровьем, к сожалению, возникнут в будущем.

Неоднозначны также результаты заполнения «челноками» потребительского рынка иностранными товарами с точки зрения экономических реформ в Украине. В сложных условиях переходного периода украинские предприятия, производящие товары широкого потребления, не выдерживают конкуренции с дешевыми привозными товарами, теряют потребителей и рынки сбыта, вынуждены сокращать производство (а, стало быть, и рабочие места) со всеми вытекающими из этого негативными социально-экономическими последствиями. Как это ни парадоксально, «челночная» торговля в определенной степени способствует воспроизводству тех проблем в экономике, которые ее породили.

С момента проведения исследования прошло свыше четырех лет, что в наше время бурных переме�� является длительным сроком. Украинское общество значительно изменилось, вместе с ним изменилась и картина миграционных перемещений граждан Украины. Некоторые полученные нами результаты устарели. Вместе с тем, пятилетняя дистанция позволяет оценить справедливость других, сделанных в ходе исследования выводов. Анализ миграционных поездок, ставших в связи со своей массовостью одним из характерных признаков первой половины 90-х годов в Украине, способствует лучшему пониманию проблем и противоречий переходного периода, поисков путей их разрешения.

МАЛИНОВСКАЯ Елена Анатольевна,
кандидат исторических наук,
государственный эксперт Национального института проблем международной безопасности
при Совете национальной безопасности и обороны Украины