МИГРАЦИОННЫЕ УСТАНОВКИ НАСЕЛЕНИЯ УКРАИНСКИХ СОСТАВЛЯЮЩИХ ЕВРОРЕГИОНОВ «БУГ» И «КАРПАТЫ»

После официального провозглашения желания Украины приобрести ассоциированное членство в Европейском Союзе Президентом страны была утверждена стратегия ее интеграции в Евросоюз. Одним из центральных направлений включения Украины в европейские экономические структуры выступает приграничное сотрудничество. В Европе приграничные связи осуществляются в рамках Еврорегионов. Главной их задачей является создание прозрачных границ для свободного движения населения, товаров, услуг и капитала. В западном приграничье Украины в настоящее время функционируют Еврорегионы «Буг» (Волынская область) и «Карпаты» (Закарпатская, Ивано-Франков-ская, Львовская и Черновицкая области).

Логично предположить, что и реальная, и потенциальная миграция украинских Еврорегионов являются прообразом миграции населения Украины в целом на ближайшую перспективу.

С целью выяснения мнений населения о состоянии и перспективах интеграции Украины в европейские структуры, а также определения его установок на переселение и труд за рубежом, в 1999 г. в украинских составляющих Еврорегионов «Буг» и «Карпаты» было проведено выбо-

рочное социологическое обследование в рамках темы «Приграничное сотрудничество и рынок труда в областях, входящих в Еврорегионы «Буг» и «Карпаты». Опросы проводились при участии работников местных органов управления, массив анкет – 475.

Интеграция Украины в Европу в оценках населения западного приграничья Украины

Одной из основных целей интеграции Украины в Европу является интенсификация приграничного сотрудничества, использование экономического опыта стран Центральной Европы. По мнению абсолютного большинства опрошенных (92,7%), создание и функционирование Еврорегионов «Буг» и «Карпаты» является благом для Украины. Вместе с тем, более чем каждый третий опрошенный (35,5%) считает, что существуют непреодолимые преграды для существования и успешного развития данных регионов. Почти половина (47,1%) этих преград, по мнению опрошенных, сосредоточена в экономической сфере, на долю исторических причин приходится 21,6%, политических – 12,8%, культурных – 11,8% и национальных – 6,8%. Однако основная часть опрошенных все-таки считает, что существование таких регионов вполне возможно, хотя и сопряжено с рядом трудностей.

Еврорегионы «Буг» и «Карпаты» пока еще не стали индикатором социально-экономической ситуации в их украинских составляющих. 47,2% опрошенных, характеризуя функционирование Еврорегионов «Буг» и «Карпаты», использовали такое выражение как «это – то, чего не видно» (30,5%) и «это – то, что появляется редко». Вместе с тем, с функционированием и развитием Еврорегионов «Буг» и «Карпаты» 60,5% опрошенных связывает улучшение сотрудничества в сфере туризма, 57,2% – в сфере культуры, и почти половина (48%) – в сфере охраны окружающей среды. Вклад Еврорегионов в развитие экономики украинского приграничья, согласно данным опроса, существенно меньше. Так, с функционированием и развитием Еврорегионов «Буг» и «Карпаты» улучшение хозяйственной ситуации в своем районе связывает 20,1% опрошенных, улучшение собственного финансового положения – только 11,8%, снижение уровня преступности в своем районе – 5,3% опрошенных. По мнению респондентов, в будущем вклад Еврорегионов в санацию социально-экономической ситуации в западном приграничье Украины возрастет, причем наиболее существенным он будет в районах проживания респондентов (в 3,4 раза по сравнению с существующим уровнем), собственное финансовое положение респондентов возрастет в 4,7 раза по сравнению с настоящим.

Хотя создание Еврорегионов базируется на принципе невмешательства региональных властей в компетенцию центральных органов власти, связанные с Еврорегионами «Буг» и «Карпаты» надежды на быстрое оздоровление социально-экономической ситуации в их украинских составляющих обусловили то, что большинство (56,5%) опрошенных допускают представление Еврорегионов на международной арене без консультаций с государствами-участниками.

Расширение содержательно понятия гражданства, отказ от отождествления его с принадлежностью к определенной стране позволяет использовать возросшую информационную емкость этого термина для вхождения Украины в европейские политические и экономические образования. Естественно, в стране, лишь недавно приобретшей независимость, понимание гражданства исключительно как гражданства своей страны не может не быть доминирующим. И все же расширенная трактовка этого понятия (гражданин мира, Европы, своего Еврорегиона) приобретает в��е больший размах. Так, если гражданином Украины себя назвало 71,1%, то гражданином своего Еврорегиона – 1,2%, Европы – 4,7%, мира – 12%. Сужение гражданства до границ района (1,7%) и поселения (8,9%) было не очень распространенным. Еврорегионы «Буг» и «Карпаты» как свою малую родину уже назвало 10,6% опрошенных.

Установки на переселение за рубеж на постоянное место жительства

Как показало обследование, из общего числа опрошенных желание переселиться за рубеж на постоянное место жительства выразили 14,9%, еще 20,4% не определились с планами выезда. Наиболее часто как желаемые страны вселения внешними потенциальными мигрантами назывались Германия (20,2%), США и Канада (16%), Польша (8,5%), Россия и Беларусь (6,4%).

Мужчины по сравнению с женщинами в большей степени, хотя и незначительно, ориентированы на смену места жительства. В частности, доля желающих переселиться за границу на постоянное место жительства среди мужчин составила 16,3%, среди женщин – 13,7%; доли не выработавших четкой установки были практически одинаковыми (20,2% и 20,6%). Средний возраст не желающих переселяться за рубеж – 42 года, желающих это сделать – 38,4 года, не выработавших пока определенных планов – 35,2 года. Обследование выявило заметные повозрастные различия в миграционных установках населения (табл. 1). Общая тенденция такова: с возрастом доля отрицательно относящихся к перемене постоянного места жительства увеличивается и, напротив, падает доля желающих переселиться, а также не определившихся с выбором. Обращает на себя внимание тот факт, что среди молодого населения (до 30 лет) удельный вес не выработавших четкой установки в миграционных намерениях наиболее высок по сравнению с другими возрастными группами и составляет более трети опрошенных молодых возрастов. Что касается положительных установок на переезд, то резких различий между отдельными возрастными группами не наблюдается: доля желающих сменить постоянное место жительства у людей до 45 лет составляет 15,6-17,7% опрошенных этого возраста, в более старших возрастах немного ниже – 10-13,7%.

Таблица 1. Повозрастные различия установок на переселение за рубеж на постоянное место жительства, %

Возраст,лет Установка на переселение Всего
положительная отрицательная невыработанная
до 24 15,8 50 34,2 100
25-29 16,3 48,8 34,9 100
30-34 17,7 58,8 23,5 100
35-39 15,2 62,1 22,7 100
40-44 17,7 63,3 19 100
45-49 13,7 75,3 11 100
50-59 10,2 76,3 13,5 100
60 и ст. 13,6 77,3 9,1 100

Уровень образования населения также влияет на формирование его миграционных установок. Полученные нами данные показывают, что на переселение за рубеж на постоянное место жительства в наибольшей мере ориентировались опрошенные с полным общим средним образованием и ниже (табл. 2). В составе данной группы, по сравнению с другими образовательными группами, доля лиц с положительной (а также невыработанной) установкой на переселение была наибольшей.

Таблица 2. Уровень образования респондентов и их установки на переселение за рубеж на постоянное место жительства, %

Образование Установка на переселение Всего
отрицательная положительная невыработанная
Полное высшее 67,8 9,9 22,3 100
Неоконченное высшее, высшее, среднее специальное 69,6 13,6 16,8 100
Профессионально-техническое 56,8 27 16,2 100
Полное общее среднее и ниже 48,3 27,6 24,1 100

Высокая ориентация на переселение была свойственна также опрошенным с профессионально-техническим образованием; в данной образовательной группе отмечался наименьший удельный вес не выработавших установки на переезд.

Наибольший удельный вес не желающих переселяться за рубеж на постоянное место жительства был в группе лиц с неоконченным высшим, базовым высшим и средним специальным образованием.

Нами также было исследовано влияние уровня благосостояния населения на формирование его миграционных намерений. Среди респондентов с невыработанной установкой на переселение отмечалось наиболее высокое благосостояние. В составе данной группы доли опрошенных с низким («денег не хватает») и очень низким («денег не хватает на самое необходимое») уровнем жизни были меньшими, чем в составе респондентов с отрицательной (соответственно на 15,3% и 3,6%) и положительной (соответственно на 37,8% и 13%) установками на переселение за рубеж. Удельный вес опрошенных со средним благосостоянием («на самое необходимое денег хватает») в данной группе был выше соответствующих показателей групп опрошенных с положительной и отрицательной установками на переезд; удельный вес опрошенных с высоким («в основном денег хватает, можем даже кое-что откладывать») благосостоянием ощутимо больше.

Опыт выездов на работу за рубеж способствует повышению ориентированности на переселение туда на постоянное место жительства. В составе респондентов, когда-либо выезжавших на работу за рубеж, доля желающих уехать навсегда в 1,5 раза больше, чем в составе никогда не работавших за границей; доля не выработавших установки на переселение за рубеж на постоянное место жительства в первой из указанных групп респондентов в 2,3 раза выше, чем во второй. Между установками на переселение за рубеж на постоянное место жительства и на труд за рубежом существует прямая зависимость (табл. 3).

Таблица 3. Взаимосвязь установок на переселение за рубеж на постоянное место жительства и на труд за рубежом, %

Установка на труд за рубежом Установка на переселение Всего
отрицательная положительная невырабо-танная
Отрицательная 89,9 5,6 4,5 100
Невыработанная 68,6 7,9 23,5 100
Положительная 55,8 19,4 24,8 100
Удельный вес ориентированных на долгосрочную работу в составе опрошенных с положительной установкой на труд за рубежом 24,7 74,5 45,7 100

Так, удельный вес не желающих переселяться за рубеж на постоянное место жительства наибольшего значения достигал и в группе не желающих выезжать на работу за рубеж; доля желающих переселиться за рубеж на постоянное место жительства наиболее высока в группе желающих работать за рубежом и, прежде всего, среди желающих выезжать на долгосрочную работу за границу. Доля не определившихся с внешними миграционными планами высоких значений достигала среди опрошенных с невыработанной и положительной установками на труд за рубежом.

Установки населения на труд за рубежом

У населения приграничных районов ориентация на работу за рубежом выглядит естественно. В нашем обследовании удельный вес желающих работать за границей составлял 67,1%; 11,8% опрошенных с трудовыми намерениями не определились. Специфика приграничья проявляется также в относительно небольшой доле желающих выезжать на долгосрочную работу за рубеж среди лиц с положительной установкой на труд за рубежом (39,7%). Влияние приграничного положения проявляется также в достаточно высокой доле тех, кто раньше выезжал на работу за границу (15,8%). В составе опрошенных с положительной установкой на труд за рубежом доля тех, кто имел опыт выездов на работу за границу, была больше, чем в целом по массиву опрошенных на 32,2%. Данное превышение получилось в основном за счет высокого показателя среди ориентированных на долгосрочную (несколько лет) работу за рубежом: в их составе доля тех, кто выезжал раньше на ра��оту за границу, составила 28,3%; соответствующий показатель среди ориентированных на краткосрочную (несколько месяцев) работу за границей был практически таким же, как в целом по массиву опрошенных. Особенно низкой (4,2%) была доля тех, кто выезжал ранее на работу за границу, среди опрошенных с отрицательной установкой на труд за рубежом. Как и в других регионах страны, в западном приграничье ведущую роль среди факторов формирования положительной установки на труд за рубежом играют большие заработки: на них указало 54,5%. Ориентации на работу за рубежом способствуют также высокий уровень безработицы в западном приграничье, трудности нахождения работы вообще и по специальности – в частности. Среди опрошенных более половины (52,5%) уже предпринимали попытки найти работу за рубежом, однако большинство делали это как бы между прочим, нецелеустремленно. Наиболее притягательными с точки зрения трудоустройства странами для респондентов являются Польша (32% опрошенных), а также Германия (11,8%), Чехия (7,4%) и любая другая европейская страна (13,6%). В США и Канаду смогли бы поехать работать, реально оценивая свои возможности, 9,1% опрошенных, в Россию и Белоруссию – 7,1%.

По мнению 36,1% опрошенных, для облегчения трудоустройства за границей в первую очередь необходимы общедоступные курсы изучения иностранных языков; 25,9% считают, что этому может способствовать организация курсов профессиональной подготовки и переподготовки, 24,5% – частных посреднических агентств по трудоустройству за границей, 13,5% – периодические и информационные издания. По группам респондентов с различными установками на труд за рубежом резких различий в приоритетах указанных мероприятий не наблюдается (табл. 4).

Таблица 4. Мероприятия по облегчению трудоустройства за границей
(по мнению опрошенных с разными установками на труд за границей), %

Установка на труд за рубежом Мероприятия Всего
организация общедоступных курсов изучения иностранных языков организация курсов профессиональной подготовки и переподготовки издание периодически необходимых информационных материалов содействие работе посреднических агентств по трудоустройству за границей
Отрицательная 38 26 16 20 100
Положительная 34,4 26,7 12,5 26,4 100
Невыработанная 45 20 17,5 17,5 100
Удельный вес ориентированных на долгосрочную работу в составе опрошенных с положительной установкой на труд за рубежом 35,4 33,6 11,2 19,8 100

Обследование не выявило существенных различий в ориентированности на работу за границей между мужчинами и женщинами. Более того, распространенное мнение о нерешительности женщин при выработке ими установок на труд за рубежом в наших обследованиях не нашло подтверждения. Правда, среди желающих работать за рубежом мужчин доля ориентированных на долгосрочную работу была значительно выше, чем среди женщин.

Средний возраст респондентов с отрицательной установкой на труд за рубежом (47,9 года) выше, чем у респондентов с невыработанной и положительной установками (40,9 и 38,3 года соответственно). Ори-ентированные на долгосрочную работу за рубежом незначительно моложе тех, кто настроен на краткосрочную работу там. Повозрастные вариации ориентированности на работу за рубежом приведены в табл. 5. Наиболее высока настроенность на работу за рубежом в возрастных группах до 45 лет. В частности, среди 25-34 летних доля желающих выехать на работу за границу составила 83,5%. В старших возрастных группах ориентированность на работу за рубежом относительно низка.

Таблица 5. Повозрастные различия в установках на труд за рубежом, %

Возраст, лет Установка на труд за рубежом Всего Удельный вес ориентированных на долгосрочную работу в составе опрошенных с положительной установкой на труд за рубежом
отрицательная положительная невыработанная
до 25 13,2 71 15,8 100 33,3
25-34 9,3 83,5 7,2 100 49,4
35-44 14 78 8 100 33,3
45-54 28,9 53,1 18 100 39,7
55 и ст. 64,9 24,3 10,8 100 33,3

Городские жители, по сравнению с сельскими, в большей степени ориентированы на работу за рубежом. В частности, удельный вес ориентированных на долгосрочную работу за рубежом среди опрошенных с положительной установкой на труд за рубежом в городах в 1,98 раза больше, чем в сельской местности; доли опрошенных с отрицательной и невыработанной установками на труд за рубежом в составе городских жителей меньше, чем в сельских (соответственно в 1,2 и в 1,1 раза).

Местные уроженцы более склонны к работе за рубежом, чем неместные. Так, доля опрошенных с положительной установкой на труд за рубежом среди местных уроженцев составила 70%, а среди неместных – 63,5%. Однако среди желающих работать за границей местных уроженцев доля ориентированных на долгосрочную работу ниже, чем среди настроенных на долгосрочную работу за рубежом неместных уроженцев: 38,3% и 44,2% соответственно. Различий во влиянии длительности проживания в месте нынешнего постоянного жительства неместных уроженцев на их установки на труд за рубежом не выявлено: во всех трех анализируемых группах (с положительной, отрицательной и невыработанной установками) средняя продолжительность непрерывного проживания неместных уроженцев составила 13 лет. Различия средней продолжительности непрерывного проживания ориентированных на краткосрочную и долгосрочную работу за рубежом у неместных уроженцев также были несущественными.

Проведенное обследование показало, что в наибольшей мере на труд за рубежом ориентированы респонденты с профессионально-техничес-ким образованием (табл. 6). В их составе удельные веса не желающих выезжать на работу за рубеж и не выработавших установки на труд там были существенно ниже, чем среди опрошенных в других образова-тельных группах. Высокой была также ориентированность на долгосрочную работу за границей у респондентов с профессионально-техническим образованием. Достаточно высока настроенность на работу за рубежом и у опрошенных с неоконченным высшим, базовым высшим и средним специальным образованием. Опрошенные с полным высшим и полным общим средним образованием в относительно меньшей степени ориентированы на труд за рубежом: доля не желающих выезжать на работу за границу в этих группах в 2,5-2,6 раза выше, чем среди респондентов с профессионально-техническим и с полным общим средним образованием.

Таблица 6. Уровень образования респондентов и их установки на труд за рубежом, %

Образование Установка на труд за рубежом Всего Удельный вес ориентированных на долгосрочную работу в составе опрошенных с положительной установкой на труд за рубежом
отрицательная положительная невыработанная
Полное высшее 24,5 64,4 11,1 100 40,3
Неоконченное высшее, высшее, среднее специальное 17,6 70,2 12,2 100 28,3
Профессионально-техническое 9,4 83,3 8,3 100 53,3
Полное общее среднее и ниже 23,3 62 11,7 100 53,8

Отсутствие работы в месте постоянного жительства неизбежно вызывает необходимость ее поисков в других районах страны, а также за рубежом. Именно этим может быть объяснена очень высокая ориентированность на работу за рубежом у временно не работающих, которая приближается к таковой у бизнесменов (табл. 7).

На общем фоне высокой ориентированности на работу за рубежом жителей украинских составляющих Еврорегионов «Буг» и «Карпаты» выделяются группы работников медицинского и строительного профиля. Среди опрошенных медицинских работников доля желающих выехать на работу за рубеж составляла 88,9%, строителей – 82,6%;
по другим профессион��льным группам данный показатель составляет 61-67%.

Таблица 7. Установки на труд за рубежом по отдельным группам занятых, %

Группы занятых Установка на труд за рубежом Всего Доля ориентированных на долгосрочную работу за рубежом*
отрицательная положительная невыработанная
Бизнесмены 11,1 77,8 11,1 100 42,9
Студенты, ученики 23,1 69,2 7,7 100 66,7
Работающие по найму в частном секторе 11,6 69,2 19,2 100 66,7
Работающие по найму в государственном секторе 19,5 67,7 12,8 100 40
Временно не работающие 18,2 76,4 5,6 100 40,5
Другие 36,5 54 9,5 100 26,5

* Среди опрошенных с положительной установкой на труд за рубежом.

Между благосостоянием опрошенных и их ориентацией на работу за границей прослеживается следующая зависимость: с улучшением благосостояния удельный вес желающих выезжать на работу за границу (а в их составе – и удельный вес желающих выезжать на долгосрочную работу) увеличивается и, напротив, падает доля не желающих этого (табл. 8). Так, доля намеренных выезжать на долгосрочную работу в составе опрошенных с положительной установкой на труд за рубежом среди относительно обеспеченных («в основном денег хватает, можем даже кое-что откладывать») составила более двух третей.

Таблица 8. Самооценки уровня благосостояния и установки на труд за рубежом, %

Уровень благосостояния Установка на труд за рубежом Всего Доля ориентированных на долгосрочную работу*
отрицательная положительная невыработанная
В основном денег хватает, можем даже кое-что откладывать; 18,8 68,9 12,3 100 45,2
           
на самое необходимое денег хватает          
Денег не хватает 21,8 67,8 10,4 100 41,9
Денег не хватает на самое необходимое 22,1 64,8 13,1 100 33

* В составе опрошенных с положительной установкой на труд за рубежом.

Обследование также выявило четкую зависимость между самооценками уровня благосостояния (по сравнению с окружающими) и установками на работу за рубежом. Данные таблицы 9 наглядно показывают, что, чем выше такие самооценки, тем ниже доля отрицательно настроенных на труд за границей и еще не определившихся с планами.

Таблица 9. Самооценки уровня благосостояния (по сравнению с окружающими)
и установки на труд за рубежом, %

Оценка собственного благосостояния по сравнению с окружающими Установка на труд за рубежом Всего Удельный вес ориентированных на долгосрочную работу за рубежом*
отрицательная положительная невыработанная
Лучше, чем у окружающих 8,3 91,7 0 100 63,9
Так же, как и у других 20,2 69,3 10,5 100 35,9
Хуже, чем у окружающих 29,6 54,4 16 100 59

* В составе опрошенных с положительной установкой на труд за рубежом.

Прослеживается четкая зависимость между изменением уровня благосостояния и миграционными трудовыми намерениями населения. Так, удельный вес опрошенных с положительной установкой на труд за рубежом среди тех, у кого благосостояние значительно ухудшилось, составил 60,8%, ухудшилось – 70,4%, не изменилось – 73,5%, улучшилось и значительно улучшилось – 76,5%. Обратная взаимосвязь между долей не выработавших установки на труд за рубежом и изменением благосостояния за последние 5-6 лет выражена слабее. Наиболее высок (28,6%) удельный вес не желающих выезжать на работу за рубеж среди тех опрошенных, чье благосостояние за последние 5-6 лет значительно ухудшилось. Однако среди опрошенных с положительной установкой на труд за рубежом, благосостояние которых за последние годы значительно ухудшилось, удельный вес ориентированных на долгосрочную работу довольно высок (45,2%). Выше значение данного показателя было только у тех, чье благосостояние за последние 5-6 лет улучшилось и значительно улучшилось.

* * *

Формирование общих европейских структур (финансового рынка, рынка ценных бумаг, рынка труда, единого экономического пространства, единого миграционного пространства и т.п.) в Западной и Центральной Европе происходит быстрыми темпами. Выгоды от интеграции в Европе очень велики, поскольку экономически развитые страны задают ритм и направления интеграции и тем самым «ведут» менее развитые. В то время как кандидаты для вступления в Европейский Союз еще могут надеяться получить что-то от европейского «пирога», для бывших республик Советского Союза перспективы менее благоприятны, и Украина не является исключением. Ей, скорее всего, в ближайшем будущем не удастся стать кандидатом в Европейский Союз.

Невключенность Украины в процесс европейской интеграции не может не вызывать определенной обеспокоенности в широких слоях населения, прежде всего, проживающего в западном приграничье. Низкая эффективность функционирования Еврорегионов в западном приграничье Украины порождает мнения о преждевременности их образования.

С нашей точки зрения, выход из данной ситуации заключается в разработке новых парадигм интеграции, их прикладном апробировании, разработке научных обоснований внешней социально-экономической политики и, прежде всего, такой важнейшей ее составляющей как миграционная политика.

ХОМРА Александр Ульянович,
доктор географических наук,
зав. отделом социально-экономической и демографической безопасности
Национального института проблем международной безопасности
при Совете национальной безопасности и обороны Украины