ЭКСПОРТ РАБОЧЕЙ СИЛЫ ИЗ УЗБЕКИСТАНА

Узбекистан относится к странам с быстро растущим населением. В последние годы демографический рост замедлился, но трудовые ресурсы продолжают увеличиваться высокими темпами, как следствие демографической ситуации прошлых лет. За 10 лет их численность выросла на 2648 тыс. человек или на 26,5% при среднегодовых темпах прироста 2,4%. Это означает, что рынок труда находится под достаточно большим демографическим давлением. В этих условиях страна объективно заинтересована в расширении экспорта рабочей силы в другие страны.

Исторический аспект проблемы

В Узбекистане трудовая миграция существовала всегда как внутри страны (например, так называемые "гектарщики", выезжающие в южные регионы для выращивания лука, риса и т.д.), так и выходила за ее пределы, в другие республики СССР. Последняя происходила как в организованных формах (трудовые "вахты" в Нечерноземье, Казахстане, работа на новостройках Советского Союза по общественным призывам, оргнабор рабочих и др.), так и неорганизованно (в основном, торговля плодоовощной продукцией).

Существовала, в ограниченных размерах, и зарубежная трудовая миграция, причем инициатором поездки на работу за границу выступал не работник, а государство в лице его органов управления или производственных структур. По мере необходимости специалисты конкретных профессий в порядке кадровой помощи развивающимся странам или обмена специалистами родственных предприятий с устойчивыми внешнеэкономическими связями направлялись на работу за рубеж. В Узбекистане в таких миграциях участвовали квалифицированные геологи, специалисты водного хозяйства (ирригаторы, мелиораторы и т.д.), врачи, строители. При этом государственные органы монопольно определяли не только численность направляемых на работу граждан, но и их качественные характеристики - пол, возраст, образование, профессию, как правило, партийность, благонадёжность и т.д.

Организационно-правовая база трудовой миграции

Право граждан суверенного Узбекистана на профессиональную деятельность за границей провозглашено и закреплено в Законе Республики Узбекистан о занятости населения (первая редакция, февраль 1992 года). Принятием данного закона расширены рамки трудовой деятельности граждан, сделаны первые шаги на пути интеграции страны в мировое хозяйство и международные рынки труда. Во второй редакции Закона о занятости населения (май 1998 года) дано более широкое толкование права граждан Узбекистана на внешнюю трудовую деятельность. Для сравнения приведем обе редакции соответствующего положения.
Первая редакция закона (февраль 1992 года).

Статья 12. Право на профессиональную деятельность за границей

Граждане Республики Узбекистан имеют право на профессиональную деятельность в период временного пребывания за границей. Порядок защиты прав и интересов таких граждан определяется Законодательством Республики Узбекистан.1.
Вторая редакция (май 1998 года).

Статья 13. Трудовая деятельность граждан Республики Узбекистан за пределами страны и иностранных граждан в Республике Узбекистан

Граждане Республики Узбекистан имеют право на трудовую деятельность, самостоятельный поиск работы и трудоустройство за пределами территории Республики Узбекистан.

Трудовая деятельность граждан Республики Узбекистан за пределами страны и иностранных граждан в Республике Узбекистан осуществляется в порядке, установленном законодательством2.

Как видим, за 90-е годы в правовом обеспечении профессиональной деятельности за границей произошли определённые подвижки, обусловленные углублением рыночных преобразований в стране, а также современными реалиями экономической жизни. Согласно Закону в первой редакции, граждане Узбекистана были лишены права на самостоятельный поиск и трудоустройство за рубежом.

Дальнейшее развитие трудовых миграционных процессов потребовало создания специальной организационно-правовой базы в этой области. Началом ее становления явилось принятие Постановления Кабинета Министров Республики Узбекистан № 353 от 14 июля 1993 года "О регулировании ввоза и вывоза рабочей силы", нацеленное на реализацию прав граждан Узбекистана на профессиональную деятельность в других странах, государственное регулирование и координацию работы в вопросах трудоустройства граждан, защиту их прав и интересов за рубежом. На основе данного Постановления при Министерстве труда было создано Республиканское Агентство по делам трудящихся-мигрантов с правом юридического лица, действующее на основе хозяйственного расчёта. Были также утверждены Положение об этом Агентстве, Положение о порядке лицензирования трудовой деятельности, определены процедура оформления виз и выездных документов граждан, выезжающих на работу за рубеж, порядок оказания им правовой помощи и защиты в стране трудоустройства.

Современное состояние трудовой миграции

Современный период трудовой миграции отличается от предыдущих и масштабами, и характером, и составом участников. По нашим оценкам, сделанным совместно с Минтрудом, в настоящее время трудовой миграцией в Узбекистане охвачено не менее 600-700 тыс. человек. Наиболее активными её участниками являются студенты, молодые специалисты, квалифицированные работники. Основной поток трудящихся - мигрантов направляется в Россию, относительно небольшая часть - на Украину (в основном, это - крымские татары).

Граждане Узбекистана также работают в таких удалённых от него странах мира, как США, Израиль, Греция, европейские страны. Многие из трудовых мигрантов, занимающихся челночным бизнесом, выезжают в этих целях в Объединенные Арабские Эмираты, Турцию, Иран.

В то же время в Узбекистан на работу приезжают граждане других стран, в частности - Турции, Кореи, но численность их невелика. Узбекистан является в основном отправляющей страной, где вывоз рабочей силы значительно превосходит её ввоз.

В отличие от ряда стран СНГ в Узбекистане организованная трудовая миграция пока не получила широкого развития. На государственном уровне она осуществляется с 1994-1995 годов, то есть, с самого начала функционирования в системе Минтруда специального подразделения. За шесть лет его существования (1995- 2000годы) было отправлено на работу всего 4,7 тыс. человек, что не соответствует большому спросу населения на внешнюю занятость. Организованная отправка граждан Узбекистана осуществляется, главным образом, в южную Корею (4604 человек). Из других стран можно выделить США (56 человек). Небольшая часть мигрантов отправляется на работу за границу по частным контрактам: за 6 лет было направлено около 50 человек (0,9% от всего числа выехавших), в основном, в ОАЭ.

В развитии организованной зарубежной трудовой миграции в Узбекистане до 2000 года не наблюдалось чёткой тенденции роста, и лишь в 2000 году произошел заметный сдвиг: за год было отправлено 1,8 тыс. человек.

В стране действует государственная монополия на вывоз рабочей силы за границу, легальная частно-посредническая деятельность в этой сфере отсутствует, поэтому основная часть трудовой миграции осуществляется в опосредованных формах - через гостевые визы, туризм, челночные поездки и т.д.

Масштабы неформальной трудовой миграции трудно определить, так как она не проходит через какие-либо формы учета. Можно делать лишь косвенные оценки. Так, США, например, ежегодно выдают гражданам Узбекистана не менее 5 тыс. гостевых виз. Если учесть, что 75-80% выехавших по ним являются трудовыми мигрантами, то только в США ежегодно выезжают на работу около 4 тыс. человек.

А это только часть неорганизованной зарубежной трудовой миграции, так как люди выезжают также на работу в Германию, Грецию, Турцию, другие страны.

Спрос населения на работу за границей велик: по оценкам Минтруда, в настоящее время численность желающих выехать на работу и состоящих на учете в системе Минтруда превышает 25 тыс. человек. Фактические объемы зарегистрированной трудовой миграции поглощают только небольшую часть этого спроса, поскольку имеются большие затруднения с заключением долговременных договоренностей с зарубежными странами о вывозе рабочей силы. Во многих случаях длительные переговоры по этим вопросам так и заканчиваются на стадии договоров о намерениях; ряд заключенных договоров предусматривает лишь небольшие квоты на принятие работников из Узбекистана.

Результаты обследования внешней трудовой миграции

Для изучения состояния занятости граждан Узбекистана за пределами СНГ и стран Балтии нами совместно с профессором О.Б. Атамирзаевым было проведено специальное исследование. Источником информации послужили данные Министерства труда Республики Узбекистан, материалы интервью с организаторами трудовой миграции в республике (3 интервью), данные анкетного опроси (40 человек). Проинтервьюированы либо сами участники зарубежной трудовой миграции, либо члены их семей, предоставившие о них информацию, поскольку некоторые трудовые мигранты на момент обследования продолжали работать за границей. Некоторые из них (12 человек) были опрошены в самолете рейса Нью-Йорк - Ташкент в июне 2000 года, (они возвращалась домой после окончания сроков работы или на побывку). Кроме того, было опрошено 123 человека, занятых челночным бизнесом, который правомерно отнести к одной их форм трудовой миграции. Всего было опрошено 166 человек.

Опрошенные трудовые мигранты были разделены на 3 группы:

Сведения о составе организованно направленных на работу по контрактам были получены нами путем интервьюирования организаторов отправки на работу за границу.

По данным Республиканского агентства по делам трудящихся-мигрантов среди выехавших на работу за границу по линии Министерства труда преобладают узбеки (82%), а также корейцы (15%). Среди выезжающих в зарубежные страны по частному контракту узбеки составляют немногим более половины, остальную часть составили на лица самых разных национальностей.

Выезжающие - в основном молодежь в возрасте до 30 лет, преимущественно мужчины самого разного уровня образования. Отправка на работу за рубеж осуществляется и из г. Ташкента, и из регионов, в основном, на строительные работы и различные виды деятельности, не требующие профессиональной подготовки.

По данным опроса организаторов отправки мигрантов самой главной причиной, побуждающей людей с высоким уровнем образования и квалификацией соглашаться на непрестижные виды трудовой деятельности, являются относительно высокие заработки. Из-за них многие контрактники стремятся выехать на работу за границу повторно. Так, в Южной Корее в месяц можно заработать до 1000 долларов, против 20-30 на родине. Тем не менее, даже при такой разнице в заработной плате имеются случаи возвращения трудовых мигрантов до окончания срока договора из-за тяжелых условий труда, болезней и пр.

Другая группа опрошенных - непосредственные участники зарубежной трудовой миграции (40 человек). Из них 21 человек работал по контрактам, 19 - нелегально. Распределение по полу примерно одинаковое: 19 мужчин, 21 женщина, возраст - преимущественно старше 35 лет. Все мигранты - местные уроженцы, преобладают узбеки (40%) и русские (42,5%).

Большинство респондентов ранее не работали за границей, для них это - первая трудовая поездка (67,5%); треть (32,8%) уже выезжали за границу на заработки или занимались челночным бизнесом в ближнем и дальнем зарубежье. Из "дальних" стран отмечены Таиланд, Германия, США, Объединенные Арабские Эмираты, Италия, Турция.

По длительности пребывания за границей респонденты распределились следующим образом: 40,0% находились там до полугода, 12,5% - от 6 месяцев до года, 27,5% - от одного до двух лет, 20,0% - более 2 лет. Среди последних некоторые работали по 5-6 лет с перерывами.

Анализ данных опроса показывает, что трудовая миграция во многих случаях становится семейным бизнесом. Более половины опрошенных указали, что за границей работают или работали другие члены его семьи или их родственники.

Основные побудительные мотивы трудовой миграции - материальные: желание хорошо заработать (55,0%), низкая заработная плата (17,5%) и отсутствие работы на родине (17,5% опрошенных).

Почти половина респондентов получила информацию о заграничной работе через родных и знакомых (45,0%); достаточно большое число трудовых мигрантов нашло информацию самостоятельно, из них двое через Интернет.

Разброс трудовых мигрантов по странам достаточно широкий, но большинство мигрантов работает в США (62,5%). И хотя, на этот показатель, несомненно, повлиял опрос 12 респондентов (это составляет почти треть всех опрошенных в самолете рейса Нью-Йорк - Ташкент), рейтинг США с точки зрения больших возможностей трудоустройства и получения высоких заработков в Узбекистане остается одним из самых высоких. Из других стран выезда в нашем опросе можно выделить лишь Южную Корею.
Почти никто из опрошенных трудовых мигрантов не работает по своей специальности и профессии, даже среди выехавших по контрактам. Исключение составляют респонденты, работающие в других странах по направлениям или командировкам своих узбекских организаций. Таких оказалось 3 человека. Все они имеют высшее образование, возраст - от 40 до 50 лет. Среди них - доктор медицинских наук, работает в США несколько лет хирургом, его супруга, кандидат экономических наук, работает там в банке, оба проработали в США уже 6 лет; кроме этого они работали и в других странах (Австралия, Канада). В Индии работает по своей специальности женщина 47 лет. Всего в обследованном массиве лица, работавшие за границей по своей специальности, составили 15,0%.

Половина респондентов работала или работает за рубежом в сфере услуг (50,0%); услуги самые разнообразные. Значительная часть мигрантов находит работу в частных фирмах, где занимается в основном неквалифицированным трудом. Всего 3 человека (7,5% респондентов) получили работу по найму в государственных учреждениях по контракту.

Трудовые мигранты из Узбекистана, хотя и заняты на выезде в основном не престижными, неквалифицированными, малооплачиваемыми видами работ, вполне довольны своими за��аботками. Так ответили 70% респондентов. Это неудивительно, поскольку на родине уровень заработной платы крайне низкий.

Однако обращает на себя внимание тот факт, что почти четверть респондентов несколько разочарованы заработками, отметив, что они оказались меньше ожидаемых. Кроме того, каждый третий среди тех, кого опросили в самолете рейсом Нью-Йорк - Ташкент (все они контрактники), указали в анкете на дискриминацию в оплате труда. За такую же работу американцам платят в полтора - два раза больше, чем эмигрантам. Каждый второй в этой группе опрошенных указал на чрезмерно высокую стоимость жизни в США, имея в виду прежде всего дороговизну жилья.

Из прочих трудностей жизни за границей респонденты отметили языковый барьер (41,7%), дефицит общения (33,3%), тоску по детям (16,7%).

Высокая плата за жилье "облегчает" доходы многих трудовых мигрантов из Узбекистана, так как почти половина из них (47,5%) снимают квартиры и лишь небольшая часть живет у родственников и знакомых.

Большой экономией в расходах является возможность жить у работодателя. В числе опрошенных таких оказалось 16 человек (из них 11 - горничные и домашняя прислуга, 1 выполняет ремонтно-строительные работы, 2 работают в частной фирме и 1 - на государственном предприятии).

Несмотря на немалые трудности жизни на чужбине, большинство трудовых мигрантов намерено и дальше продолжать работу там.

Большое внимание в исследовании было уделено вопросам нелегальной трудовой миграции. Было выявлено, что основные ее потоки направлены в США, Турцию, Грецию, а основными каналами являются гостевые и туристические визы.

По данным обследования 75-80% получивших гостевые визы по частным приглашениям, выезжают на работу, которую им, как правило, уже нашли друзья и родственники. В нашей выборке оказалось19 нелегальных мигрантов.

Мужчины нелегально трудились, в основном, на строительных работах, в торговле, ресторанах, частных фирмах, на сборе урожая цитрусовых в Греции, а женщины работали горничными, нянями, уборщицами в семьях. В США, например, они за полгода сумели накопить по 5-6 тыс. долларов (оплата такого типа работников варьирует от 200 до 300 долларов в неделю при условии бесплатного питания и проживания в семьях). Однако все респонденты отметили плохие условия работы, а также непрестижность работы прислуги в эмиграции.

Следует отметить, что значительная часть трудовых мигрантов-мужчин имеет долговременные планы легализации своего положения с перспективой получения вида на жительство и гражданства (80-90% опрошенных мужчин). Виды работ, выполняемых нелегальными мигрантами, также не отличаются большим разнообразием. Несмотря на высокий уровень образования (75-80% респондентов с высшим и средним специальным образованием), почти никто не работает по специальности, довольствуясь той работой, которую удается найти.

Анализ опросных листов позволяет выделить среди трудовых мигрантов из Узбекистана две основные категории:

Соотношение между этими категориями составляет ориентировочно 70% и 30%. То есть примерно для трети трудовых мигрантов выездная работа за рубежом является своего рода трамплином для эмиграции.

Одной из широко распространенных форм нелегальной трудовой миграции в Узбекистане является так называемая маятниковая или челночная миграция. На первых порах построения новой модели экономического развития в Узбекистане этот вид миграции получил относительно широкое распространение. В стране образовался слой мобильных, предприимчивых людей, ориентированных на челночную торгово-посредническую деятельность. В челночном бизнесе активно участвует титульное население Узбекистана. Вообще маятниковая трудовая миграция близка природе узбекского народа, который исторически проживал на главных перекрестках Великого Шелкового Пути и в основной своей массе занимался мелким торговым бизнесом. Поэтому, при возникновении соответствующих условий, этот вид деятельности был положительно воспринят местным населением.

К настоящему времени масштабы челночной миграции несколько уменьшились: часть челноков разочаровалась в тяжелом бизнесе, который не всегда приносит адекватные доходы; другая часть, накопив в челночной торговле первоначальный капитал, вложила его в другие сферы деятельност��.

Национальный состав челноков по данным нашего обследования достаточно разнообразный: преобладают узбеки - 67,4%, 8,2% составляют русские, 7,4% - корейцы, 6,5% - таджики, 5,7% - татары, лица других национальностей (казахи киргизы, уйгуры и т.д.) - 4%.

Заграничной трудовой маятниковой миграцией в основном занимаются люди зрелого возраста: среди опрошенных 60,9% приходится на лиц в возрасте 31-50 лет.

Примечательно, что среди коренного населения челночным бизнесом активно занимаются женщины. Их доля среди опрошенных составила более половины - 53,1%.

Основными странами, куда осуществляются маятниковые торговые поездки, являются Турция, Объединенные Арабские Эмираты; кроме того, достаточно интенсивно челноки ездят в Иран и Китай. Интенсивность поездок довольно высока: 26,8% опрошенных выезжают 5 - 6 раз в год, 21,1% - 6 раз и более, один раз в месяц -10,6% респондентов.

Сдерживающие факторы трудовой миграции

В условиях Узбекистана действуют факторы, тормозящие развитие трудовой миграции в стране.

Правительство, монополизировав внешнюю сферу занятости населения, не оказывает достаточной поддержки, даже на организационном уровне, Республиканскому агентству по делам трудящихся - мигрантов.

Государством не используются возможности для расширения как потенциальных партнеров по трудовой миграции, так и квот на вывоз рабочей силы по контрактам, а ведь, как уже отмечалось, потребность населения в такого рода трудовой деятельности очень высока. По нашей оценке предложение не менее чем в 15-20 раз превышает спрос. По сути дела, республика имеет только одного партнера за рубежом - Южную Корею, на которую приходится 95-96% официального экспорта рабочей силы. Это создает объективные предпосылки для возникновения и развития нелегальных форм экспорта - через туристические фирмы, общества с ограниченной ответственностью и т.д. Эта деятельность носит криминальный или полукриминальный характер, что не позволяет хотя бы приблизительно определить ее реальные масштабы. Несомненно одно: люди, работающие за границей нелегально, социально не защищены, не имеют поддержки со стороны государства. Кроме того, доходы от нелегального экспорта рабочей силы поступают не в бюджет, а подпитывают теневую экономику.

Кроме указанных, к сдерживающим развитие трудовой миграции факторам относятся отсутствие у населения республики достаточного опыта для выхода на международные рынки труда, низкая конкурентоспособность национальной рабочей силы. Рынки труда наиболее развитых стран Западной Европы и США являются труднодоступными для мигрантов из стран Центральной Азии в связи с селективностью и ограничительным характером иммиграционной политики здесь, относительно низкими квотами на трудоустройство иностранных граждан. В этих условиях поддержка трудовой миграции в Узбекистане на государственном уровне чрезвычайно важна.

По мнению самих мигрантов, основными препятствиями для заграничной маятниковой трудовой миграции являются: постоянный рост инфляции (54,4% ответивших так), высокие таможенные пошлины (45,5%), большие налоги на прибыль (34,1%). Отмечаются также отсутствие сервиса для реализации товара (13,0%), взяточничество (3,2%), отсутствие конвертации национальной валюты 4,9%).

Указанные трудности, вероятно, будут сдерживать челночный бизнес и в будущем. На вопрос: "Будете ли Вы и дальше заниматься челночным бизнесом?" около четверти опрошенных дало уверенные положительные ответы; остальные или сомневаются, или твердо уверены в обратном.

Выводы и предложения

Итак, трудовая миграция населения Узбекистана экономически выгодна и стране, и самим ее участникам.

С ее помощью обеспечивается приток твердой валюты в страну, в определенной мере уменьшается напряженность на рынке труда, особенно в таких густонаселенных регионах, как, например, Ферганская долина. Кроме того, укрепляется предпринимательский потенциал страны, возрастает число мобильных, предприимчивых людей, имеющих практический опыт выхода на международные рынки труда. Тем самым, трудовая миграция стимулирует предпринимательство, способствует развитию малого бизнеса, торговли. Немалая часть мигрантов, возвратившихся домой с хорошими деньгами, вкладывает их в открытие своего дела или уже функционирующей структуры.

Зарубежные трудовые миграции, как легальные, так и нелегальные, экономически выгодны и самим мигрантам с точки зрения повышения уровня благосостояния их семей. Выезжая за пределы республики на работу нелегально или официально по договорам и контрактам, мигранты зарабатывают гораздо больше, чем у себя на родине. Наиболее успешным из них удается не только поддерживать свои семьи, но создать собственный бизнес, который будет приносить прибыль в будущем. Результаты обследования 2001 года наглядно показали, что у очень многих предпринимателей Узбекистана, особенно среди относительно молодого населения, в формировании первоначального капитала большую роль сыграла трудовая миграция в самых различных её видах. Исходя из этого, государство должно проявлять большую заинтересованность в расширении возможностей выхода рабочей силы на мировые рынки труда. В этой с вязи следует разработать Концепцию внешней занятости населения, в которой должны быть отражены политика государства в данном вопросе, определены принципы, цели, задачи, направления организации временной возвратной трудовой миграции, разработаны механизмы государственного воздействия и контроля.

Формируя принципы и цели государственной политики в сфере внешней занятости, целесообразно исходить из необходимости выработки путей и методов цивилизованной интеграции населения в мировое сообщество и в мировой рынок труда.

В обобщенном виде основными целями и задачами политики внешней трудовой миграции должно стать следующее:

Концепция также должна предусматривать социальную защиту своих граждан, работающих за рубежом или желающих получить там работу. При этом государство должно исходить из того, что процесс международного трудового обмена в условиях перехода к рынку является объективно существующей реальностью, которую нельзя игнорировать. Чем глубже, стремительнее будет продвижение к рынку, тем интенсивнее эти процессы будут развиваться, тем острее будет необходимость своевременной и адекватной реакции со стороны государства.

Следует признать, что рынок услуг в сфере занятости, в том числе внешней, в Узбекистане крайне ограничен. Исходя из этого, Концепция внешней занятости населения Узбекистана должна предусматривать легализацию частно-посреднической деятельности по трудоустройству своих граждан за границей. Такая деятельность фактически существует, но нелегально, в связи с чем трудящиеся лишаются необходимой социальной защиты, а государство - соответствующих бюджетных поступлений. При этом лицензирование частно-посреднической деятельности и контроль за её осуществлением должны закрепляться за государственными органами. Только на такой организационно-правовой основе можно обеспечивать надежную социальную защиту граждан, работающих за границей и избежать криминализации этой сферы.

Учитывая, что объемы трудовой миграции увеличиваются, расширяется география трудовых связей, Узбекистану, видимо, целесообразно присоединиться к Международной конвенции о защите прав всех трудящихся - мигрантов и членов их семей, принятой Генеральной Ассамблеей ООН в резолюции 45/158 от 18 декабря 1990 года. Она является основой обеспечения правовой защиты наших граждан, выезжающих на работу за границу.

При формировании политики внешней занятости именно государство должно стать системообразующим регулятором организационного трудоустройства своих граждан за границей, активно влиять на структуру эмиграционных потоков, сообразуясь с интересами страны. В этих целях необходимы: развитая нормативно-правовая база временной трудовой миграции, комплексный механизм её регулирования, чётко действующий институт лицензирования и контроля за деятельностью посреднических организаций, расширение договорно-правой базы, постепенное формирование более современного типа временной трудовой миграции, характерного для развитых стран.

Одним из приоритетных направлений, требующих государственного вмешательства совместно с международными организациями, имеющими свои представительства в Узбекистане (УВКБ ООН, ОБСЕ), является разработка и создание эффективного механизма борьбы с нелегальной миграцией, которая чревата развитием организованной преступности. По опыту других стран в этих целях следует создавать при МВД, МИД и других министерствах, занимающихся иммиграционными делами, информационно-аналитические и научно-исследовательские структуры. В процессе своей работы они должны выявлять состояние, оценивать уровень и направленность миграционного давления на систему общественной безопасности.

Несмотря на то, что трудовая миграция в Узбекистане имеет определенное правовое обеспечение, требуется дальнейшая работа в этом направлении, так как быстро во��росла конкуренция между странами, вывозящими свою рабочую силу. Поиск путей расширения соглашений с другими странами осуществляется только Министерством труда. При большей заинтересованности государства такую работу могли бы проводить и Министерство Иностранных Дел и его структуры на местах и практически каждое министерство, поскольку они имеют определённые контакты с другими странами и могут выйти на потенциальных работодателей. В настоящее время имеются сдвиги только по линии Министерства здравоохранения, которое начало отправку своих работников в Саудовскую Аравию. Уже сейчас, по примеру других стран, для организованного продвижения своего трудового потенциала на зарубежные рынки труда можно учреждать в других странах представительства Узбекистана или Региональные представительства (например, городов Ташкента или Самарканда) с целью оказания содействия своим гражданам в поисках работы. Это представляется вполне реальной и конкретной мерой. Подобный опыт уже имеет мэрия Москвы, основавшая своё представительство в Кувейте.

Трудовую миграцию в Узбекистане необходимо также укрепить организационно. В стране целесообразно создавать более масштабную структуру по отправке рабочей силы за рубеж, чем ныне действующее Республиканское агентство по делам трудящихся-мигрантов. По примеру других стран, можно создать Департамент внешней занятости населения и соответствующий организационно-управленческий механизм. В настоящее время работа в этом направлении уже ведется. В 2001 году Республиканское агентство по делам трудящихся-мигрантов преобразовано в Агентство по вопросам внешней трудовой миграции Министерства труда, с расширенными штатами и функциями. В частности, это Агентство будет осуществлять лицензирование трудовой деятельности иностранных граждан.

Результатом указанных мер будет создание необходимой инфраструктуры для обеспечения реализации Концепции трудовой миграции и внешней занятости населения страны, что позволит коренным образом изменить ситуацию с экспортом рабочей силы из Узбекистана.

МАКСАКОВА Людмила Петровна,
доктор экономических наук,
академик Академии труда и занятости Республики Узбекистан,
зав. отделом демографии и рынка труда
Института макроэкономических и социальных исследований
Госкомпрогнозстата Республики Узбекистан