РАЗЛИЧНЫЕ ВИДЫ ТРУДОВОЙ МИГРАЦИИ В БЕЛАРУСИ:
МАСШТАБЫ, НАПРАВЛЕНИЯ И ПУТИ РЕГУЛИРОВАНИЯ

Трудовая миграция населения является отражением тех социально-экономических процессов, которые происходят в обществе. В Республике Беларусь этот вид миграции получил импульс к развитию с началом последнего десятилетия и постепенно наращивал свой потенциал.
В данной работе анализ современных трудовых миграций в Беларуси проведен на базе официальной статистики, а также на материалах социологических исследований, проведенных при участии автора.

Трудовая миграция на основе официальных договоров

Масштабы трудовых миграций в стране, как по въезду, так и по выезду систематически растут. Так, например, за 1999-2000 годы в Беларусь на работу по контракту прибыло 4004 человек против 225 человек в 1995 году. Отметим, что данный процесс охватил в настоящее время все области республики. Данные таблицы 1 дают представление о географии потоков и их объемах по областям страны.

Таблица 1. Численность трудовых мигрантов в Беларуси в 1999-2000 годах

Области Прибывшие на работу на основе официальных договоров Выбывшие на работу на основе официальных договоров
человек % человек %
Республика Беларусь, всего 4004 100 8190 100
в том числе:
Брестская обл. 2961 73 610 7
Витебская обл. 128 4 1137 14
Гомельская обл. 73 2 52 1
Гродненская обл. 155 5 106 2
г. Минск 293 7 5357 65
Минская обл. 327 8 2 -
Могилевская обл. 67 1 926 11

Лидером по приему мигрантов является Брестская область, куда из приграничных районов Украины прибывает основная их масса (73%), в основном оседающая в приграничных районах Брестской области. Такая направленность потока обусловлена разными темпами реформирования экономики Беларуси и Украины, более тяжелой финансовой ситуацией в последней, безвизовым режимом въезда в Беларусь и, конечно, - соседством стран. Остальная часть въезжающих распределяется следующим образом: 15% приходится на наиболее промышленно развитые регионы - г. Минск и Минскую область, заметная часть оседает на загрязненных в результате Чернобыльской катастрофы территориях, испытывающих острую нехватку кадров. Из стран СНГ, кроме Украины, в Беларусь приезжают на работу граждане Армении (13%) и Российской Федерации (3,8%). Из других стран в Беларусь традиционно приезжают с торговыми целями вьетнамцы (около 1%). (рис. 1)

Постепенно увеличиваются объемы потоков мигрантов, выезжающих из Беларуси на заработки в другие страны: в 1999-2000 годах из страны выехало 8190 человек против 2000 человек в 1995 году. Потоки выезжающих трудовых мигрантов направлены как в ближнее, так и в дальнее зарубежье. Но, как и прежде, основной поток направлен в Россию (43%) (рис. 2). В последние годы удельный вес этого потока в общих миграционных перемещениях значительно снизился (с 60%), что связано с ростом потоков в США, Молдову, Узбекистан и т.д.

Поскольку самый массовый поток мигрантов из Беларуси идет в Россию, рассмотрим подробнее, кто и по каким причинам ищет здесь работу. Как показало исследование, за последние 6 лет в Россию выезжало в среднем за год 1,3-1,5 тыс. человек.
География потоков рабочей силы из Беларуси в Россию носит ярко избирательный характер: они направлены, главным образом, в Западную Сибирь (более 80%) и Центральный район (около 9%), остальные распределяются между Восточно-Сибирским, Северо-Кавказским и Северным районами России.

Рисунок 1. Распределение трудовых иммигрантов в Беларусь по странам исхода в 1997 - 2000 годы, %

Среди въезжающих в Россию трудовых мигрантов преобладают рабочие массовых профессий преимущественно физического труда (около 94%), из них заняты на сельскохозяйственных работах около 45%, в строительстве - около 30%. Трудовая миграция, связанная с умственным трудом, представлена слабо - около 6%. Образовательный уровень выезжающих в Россию работников довольно высок: около 80% имеют среднее и среднеспециальное образование, 10% - высшее. Подавляющее большинство выехавших - мужчины (97%).

Мигранты, приезжающие по договорам из России в Беларусь тоже в основном заняты на работах, связанных с применением физического труда, - в строительстве и сельском хозяйстве (табл. 2).

Рисунок 2. Распределение трудовых эмигрантов из Беларуси по странам въезда в 1997 - 2000 годы, %

Таблица 2. Трудовая миграция из Беларуси в Россию и из России в Беларусь в 1995-2000 годы, человек

Потоки и занятия 1995 1996 1997 1998 1999 2000
Всего выехало из Беларуси в Россию 1335 759 1306 2004 1492 1493
из них для работы, связанной преимущественно с применением:
физического труда 1335 753 1299 1908 1399 1326
умственного труда - 3 5 96 93 167
Всего прибыло из России в Беларусь 19 21 71 88 70 52
из них для работы, связанной преимущественно с применением:
физического труда 3 7 4 16 10 31
умственного труда 16 14 67 72 60 21

Формирование общего рынка труда в рамках Программы совместной деятельности по унификации законодательства в социально-трудовой сфере и сближению уровней социальных гарантий граждан Беларуси и России, высокая мобильность белорусов, географическая близость стран, реальная возможность найти работу, безвизовый режим и, что немаловажно, знание языка - будет способствовать и в дальнейшем росту трудовой миграции из Беларуси в Россию. Об этом свидетельствуют и социологические опросы, проведенные в ходе регистрации желающих выехать за рубеж и создания соответствующей базы данных. На вопрос "В какой стране вы хотели бы работать?" больше 50% опрашиваемых отвечали - "в России". Люди согласны были ехать на любые работы, главное - чтобы неплохо и вовремя платили за работу.

Анализируя профессиональную структуру выезжающих в другие страны приходим к выводу, что она один к одному повторяет структуру выезжающих в Россию. Подавляющее большинство мигрантов (около 92%) выезжают на работы, связанные с физической деятельностью, - строительные и сельскохозяйственные (посадка и уборка урожая, разнорабочие на ферме и т.д.), на временные работы по благоустройству территорий, на предприятия с вредными и тяжелыми условиями труда в промышленном производстве, а также в сферу обслуживания (работа в гостиницах уборщиками, посудомойками, прачками и т.д., а также домработницами). Большинство иммигрантов, несмотря на образование (среднее, базовое среднее специальное, а иногда и высшее) преимущественно заняты ручным, наименее привлекательным, тяжелым и плохо оплачиваемым трудом. Такие рабочие места, как правило, не пользуются спросом у местного населения.

Трудовые мигранты, занятые на выезде умственной деятельностью, составляют лишь немногим больше 8% их общей численности. Из 407 выехавших - 321 (80%) - преподаватели и воспитатели, 7 - медицинские работники, 1 научный работник с ученой степенью, 4 работника искусства (1 режиссер), 2 - инженерно-технических работника; выезжали они главным образом в Россию и США, значительны потоки также в Украину и Узбекистан (табл. 3).

Таблица 3. Распределение трудовых мигрантов, выехавших из Беларуси на работу за границу, по странам следования и роду занятий в 2000 году, человек

Страна следования Выехало всего В том числе на работы:
преимущественно умственного труда преимущественно физического труда
Всего 4886 407 4479
из них:
Россия 1493 165 1328
США 1438 60 1378
Украина 557 27 530
Узбекистан 477 7 470
Молдова 247 13 234
Чехия 134 - 134
Греция 77 2 75

Анализируя распределение трудовых мигрантов по возрасту, можно сделать вывод, что выезжают для трудоустройства за границу, люди более молодых возрастов, чем приезжают. Так, в 1999 году более половины (57%) выехавших из Беларуси составили молодые люди до 24 лет, в то время как более трети прибывших - лица старше 40 лет (табл. 4).

Таблица 4. Распределение трудовых мигрантов по возрасту в 1999 году, человек, %

Возраст, лет Выехали из Беларуси Прибыли в Беларусь
человек % человек %
Всего 3304 100 2198 100
в том числе:
до 24 1884 57 560 25,5
25-29 371 11,2 289 13,1
30-39 517 15,6 582 26,4
40-49 437 13,2 507 23
50 и старше 95 3 263 12

До сих пор мы анализировали "верхушку айсберга", то есть легальную занятость (по заключенным трудовым контрактам), но, конечно же, далеко не вся выездная деятельность осуществляется на основе договоров и, следовательно, регистрируется органами статистики. Большинство трудовых мигрантов, выезжающих в страны СНГ, работают без официального разрешения, а в страны дальнего зарубежья значительная часть мигрантов выезжает по туристической визе и трудоустраивается там самостоятельно. Установить точную цифру незаконной трудовой миграции практически невозможно, но реально, по крайней мере, выяснить миграционные намерения населения страны путем социологических обследований и опросов.

Состав, ориентация и мотивация потенциальных трудовых мигрантов

В течение четырех лет автор данной статьи работал в фирме по трудоустройству за рубеж "Имплоймент" и, поскольку фирма находилась при научно-исследовательском институте, была разработана анкета, для заполнения обращавшихся. (Интересная деталь: фирма уже почти четыре года не работает, однако, до сих пор сюда звонят люди, и мы продолжаем, теперь уже телефонный, опрос.) За период 1994-2000 годов была создана база данных, включающая 1812 опрошенных. (табл. 5)

Таблица 5. Численность и профессиональный состав желающих выехать на работу за рубеж, человек

Профессии * Зарегистрировано и внесено в базу данных Телефонный опрос
1995 1996 1997 1998 1999 2000
Всего опрошенных 316 412 408 256 240 180
Строительные специальности, всего 127 136 142 120 125 90
из них:
инженер-строитель 20 35 16 10 20 25
отделочник 5 - 8 13 - 4
каменщик 55 56 50 35 50 21
автокрановщик 5 1 - 6 4 3
монтажник 12 11 22 5 - -
прораб-строитель 4 1 5 - - -
сантехник 5 - - 11 - 7
прочие строительные профессии 27 31 41 39 51 28
Другие специальности:
электронщик 15 5 14 3 5 5
инженер-механик 8 6 2 9 4 8
инженер-технолог 11 15 14 2 4 5
водитель автобуса 6 4 10 3 3 11
водитель трамвая 1 1 5 - - 2
повар 8 10 8 9 7 -
медсестра 5 3 5 3 12 -
артист 1 4 - 2 - -
милиционер 3 - - 9 1 -
тракторист 12 14 21 8 10 -
тренер по плаванию 7 3 - - - 1
фрезеровщик 27 13 - 13 15 12
слесарь-сборщик 18 10 14 5 - -
преподаватель в школе 30 35 4 - - -
столяр 10 6 8 7 9 3
плотник 13 4 8 - - 3
токарь 11 14 6 11 - -
бульдозерист 2 1 - - 2 -
Прочие 43 128 147 52 33 40

* Профессии записаны со слов респондентов

Как видно из данных таблицы 5, значительную долу среди респондентов составили строители: от 30 до 50% (в зависимости от года регистрации). Среди лиц строительных специальностей весомую группу представили высококвалифицированные каменщики - от 23 до 40% в общей численности строителей. В основном они желали выехать на строительные работы в Россию, Украину, а также в Чехию, Германию, Польшу. Из других профессий массово представлены инженерно-технические работники, которые согласны работать и не по специальности. В большинстве своем они также хотели бы работать в России. Небольшой контингент лиц интеллектуального труда - преподаватели, артисты, тренеры, те же инженерно-технические работники, электронщики - ориентированы на работу как в ближнем, так и в дальнем зарубежье; главное для них - "приличный" заработок. Медсестры, как правило, настроены на работу домработницами, нянями в странах дальнего зарубежья.

Анкетный опрос продемонстрировал, что круг стран, куда хотят выехать трудовые мигранты, пока не очень широк и разнообразен. Из стран дальнего зарубежья предпочтение в основном оказывалось США и Израилю, из европейских государств - Польше, Чехии, Германии и др. Но все-таки основная масса (более 50%) ориентированы на работу в России. В этом нет ничего удивительного, так как здесь большую роль играет общность языка, знание традиций, близость территорий, более дешевый проезд и т.д.

Нам представляется интересным заострить внимание на том, как изменился за 8 лет рейтинг государств, в которые желают выехать трудовые мигранты (рис. 3). Как видим, в начале 90-х годов одной из наиболее популярной стран въезда была Польша, затем предпочтения сдвинулись в пользу Германии и Чехии, США. Но во все годы наиболее желанной страной для трудовых мигрантов, особенно для строителей, остается Россия.

Как видно из таблицы 6, работать за рубежом, в основном, стремятся люди молодых и зрелых трудоспособных возрастов. При этом возрастная группа 18-20 лет представлена слабо, так как молодежь в основном выезжает по студенческим проектам, о чем будет сказано ниже. Возрастные группы 21-25 и 25-29 лет имеют значительный удельный вес, но наиболее представлена группа 30-40 летних. Это, в основном, уже профессионально зрелые люди, знающие жизнь, имеющие семью, и отсутствие работы, либо низкий заработок на родине вынуждают их искать работу за рубежом. Группа населения 46 лет и старше, хотя и ориентирована на трудовую миграцию, менее активна по сравнению с предыдущими; ни один человек старше 50 лет в фирму не обращался.

Рисунок 3. Привлекательность стран трудоустройства по оценкам респондентов,%

Таблица 6. Распределение зарегистрированных трудовых мигрантов по возрастам в 1994 - 2000 годах, человек, %

Возраст, лет 1994-1995 1996 1997 1998 1999 2000 За весь период
всего в % к итогу
18-20 10 12 2 5 - 1 30 2
21-25 42 50 54 40 42 30 258 14
25-29 54 68 62 51 49 41 325 18
30-35 75 91 134 81 90 50 521 29
36-45 89 110 96 50 29 31 405 22
46-50 46 81 60 29 30 27 273 15
Итого: 316 412 408 256 240 180 1812 100

Более 90% зарегистрированных и заполнивших анкету - мужчины. Женщин по поводу трудоустройства обращалось мало, но те, которые обращались, как правило, значительно активнее мужчин и почти все - с высшим образованием.

Основной мотив выезда у потенциальных миг��антов - желание заработать, прокормить семью. Учитывая тот факт, что около 80% населения страны находится на грани бедности, такая мотивация не удивительна. Об этом свидетельствуют ответы респондентов на вопрос: "Что привлекает Вас в работе за границей?":

Итак, как видим, трудовая миграция является способом выживания людей в сложных экономических условиях.

Из нематериальных мотивов можно выделить желание повысить свой профессиональный уровень (7%). Так в основном отвечали люди интеллектуального труда - инженерно-технические работники, преподаватели, тренеры, электронщики, которые считают, что работа за границей дает им возможность повысить не только благосостояние, но и вырасти профессионально.

В сфере решения проблем трудовой миграции одним из ключевых факторов является своевременная достоверная информация о возможности выезда в ту либо иную страну, официальных требованиях этих стран, фирмах по трудоустройству и т.д. В настоящее время главными информаторами являются сами люди, так называемый "беспроволочный телефон". Информация передается из "уст в уста" и зачастую является недостоверной или устаревшей. Это и стало причиной того, что в течении трех лет после закрытия фирмы "Имплоймент" нам поступают телефонные звонки из самых разных концов Беларуси, в том числе - из сельской местности, с просьбой оказать услуги по трудоустройству за рубежом (а ведь фирма функционировала в Минске). Кстати сказать, фирмы данного профиля, в основном, сосредоточены в Минске, в областных центрах, а, тем более, в районных, их гораздо меньше. Зачастую люди не знают, каким фирмам можно доверять: в прессе чаще всего негативно отзываются о фирмах-посредниках, уличая их в обмане населения. Такие сведения формируют недоверие человека к подобным организациям, и многие считают, что столичная фирма надежнее. На вопрос, который мы задаем обращающимся к нам сейчас: "Откуда Вы узнали наш телефон, ведь фирма давно не работает?", отвечают, как правило, одинаково: рассказали соседи, друзья, знакомые и т.д. И это неудивительно, ведь официальная информационная сеть почти не развита. О возможностях трудоустройства можно узнать лишь в миграционных службах, да из некоторых газет. Сами фирмы-посредники, зачастую из-за стесненных средств, рекламу о себе в периодической печати, а, тем более, на телевидении дать не могут. Как видим, тут есть над чем подумать государственным органам.

Молодежная трудовая миграция

В конце 90-х годов появился новый вид трудовой миграции - студенческая. Как видно из данных таблицы 7, число студентов, выезжающих на работу в летнее время за рубеж, быстро растет. Этот новый вид трудовой миграции связан с активизацией деятельности фирм, занимающихся трудоустройством белорусских студентов на время летних каникул в США и некоторые страны Западной Европы (Великобританию, Норвегию, Ирландию и т.д.), поскольку для выезда студентов существует облегченный визовый режим. Выезжает студенческая молодежь в основном на сельскохозяйственные сезонные работы, (например, посадка и уборка урожая), работу на фермах, в сфере гостиничного сервиса, услуг и досуга. Основными целями трудовой миграции для студенческой молодежи, кроме улучшения материального положения, являются изучение иностранных языков, знакомство с чужой культурой, желание испытать себя и т.д. Возможность трудоустройства студентов обусловливается уровнем владения иностранным языком, умением водить автомобиль, наличием средств на проезд и включает непременное условие: быть студентом какого-нибудь учебного заведения. В основном на работу за границу уезжает молодежь в возрасте до 24 лет. В связи с этим, нелишне заметить, что есть страны, которые принимают молодежь только до 20 лет (Например, Великобритания). Немногочисленные лица старше 25 лет - это, в основном, сопровождающие студенческих групп.

Таблица 7. Численность и возраст белорусских студентов, выехавших на работу за границу в летнее время в 1997-2000 годы, человек

  1997 1998 1999 2000
Всего 963 1351 1242 2176
в том числе в возрасте:
до 24 лет 952 1333 1164 2136
25-29 лет 8 15 70 39
30 лет и старше 3 3 9 1

Несмотря на то, что численность отправляемых на работу за границу студентов в летнее время с каждым годом растет, желающих поехать во много раз больше. Социологическое обследование , проведенное среди студентов 8 ВУЗов г. Минска, свидетельствует о том, что большинство студентов ориентированы выехать за рубеж на работу временно, с обязательным возвращением в Беларусь. Так, на вопрос "Если Вы хотите уехать за границу, то навсегда или временно?", ответы респондентов распределились следующим образом:

Основные страны, в которые студентам хотелось бы поехать, - США, Канада, Германия, Англия и т.д.

На вопрос о целях выезда большинство студентов, в отличие от более старшего поколения (для которого главное - заработать, прокормить семью), ответили, что они желают посмотреть мир, увидеть новое (54,5%), заработать деньги и вернуться на Родину (44,7%), продолжить образование за рубежом (31,8%). Как видим, для молодых людей, еще не обремененных семьей, нематериальные факторы предпочтительнее материальной выгоды, хотя желание заработать присутствует и у них. На наш взгляд, данный вид трудовой миграции очень важен, его нужно всемерно развивать, так как молодые люди получают возможность, не только улучшить свое материальное положение, но и расширить свой кругозор, испытать себя в другом деле, изучить иностранный язык и т.д. Очевидно, назрела необходимость разработать государственную молодежную программу, которая бы открыла новые возможности и большую доступность для широкого круга студентов выезжать в летнее время за границу для работы по трудовому контракту.

Интеллектуальная трудовая миграция

В данной работе нам представляется важным заострить внимание еще на одном виде международной трудовой миграции - интеллектуальной. В последнее десятилетие, в связи с либерализацией режима выезда и въезда и устранения "закрытости" научных сообществ, большое распространение получили зарубежные стажировки научных работников, вузовских преподавателей, аспирантов, обучение студентов в университетах и других научных центрах. В 1996-1998 годах в Беларуси подобных временных выездов было зарегистрировано более 2,2 тыс. Они связаны, главным образом, с выполнением обязательств по контрактам и зарубежным грантам: стажировку за границей прошли более 0,3 тыс. научных работников и 1,1 тыс. преподавателей . Мировой опыт показывает, что такие временные поездки за рубеж в ряде случаев можно рассматривать, как первый шаг, ведущий затем к отъезду на постоянное место жительства. Иными словами, интеллектуальные временные трудовые командировки могут в дальнейшем привести, как в этом случае принято говорить, "к утечке умов". Анализ статистических данных показал, что в настоящее время количество эмигрировавших ученых пока не превышает 0,2 % от общего числа научных работников страны и, тем не менее, значение каждого человека, относимого к этой группе, чрезвычайно велико. Потери могут иметь негативные последствия для экономического развития страны, внешней безопасности государства, создать угрозы его обороноспособности. Согласно расчетам американских социологов, стоимость подготовки одного высококвалифицированного специалиста научно-технического профиля обходится стране-донору от 400 до 800 тысяч долларов . С учетом того, что в среднем за год в эмиграцию из Беларуси уезжает 50 научных работников, имеющих ученую степень доктора или кандидата наук, страна ежегодно теряет 20-40 млн. долларов, и это без учета упущенных выгод от их научной и прочей деятельности.

В потоке интеллектуальных мигрантов высок удельный вес молодых людей в возрасте, наиболее пригодном для вступления в брак и деторождения. Это, естественно, ведет к снижению рождаемости среди данной социально-профессиональной группы. Следовательно, нарушается демографический режим воспроизводства интеллектуального потенциала общества.

Как показывает мировой опыт, миграция научных работников в размере до 1% считается нормальным показателем , поэтому по сравнению с Российской Федерацией в Беларуси проблема "утечки умов" пока не стоит так остро. И хотя прогнозы о лавинообразной "утечке умов" из страны пока оказываются несостоятельными, этот процесс уже сейчас оказывает и может оказать в долгосрочной перспективе огромное влияние на ее социально-экономическую и демографическую безопасность. Причем в конкретных условиях Беларуси основной угрозой может стать именно отток молодых научных сотрудников, аспирантов и студентов, которые стажировались за рубежом, получили определенный жизненный опыт и знание языка. О такой возможности свидетельствуют социологические обследования , которые показали, что в качестве основных факторов, обусловивших желание ученых работать за рубежом, являются: низкий престиж науки на родине(30,6%), неуверенность в завтрашнем дне (11,6% респондентов назвали это как основную причину и 44,6% как одну из причин), невозможность реализовать себя (как основная причина - 14,6% и как одна из причин - 43,4%), высокий уровень жизни и оплаты труда за рубежом (как основная причина - 55,7% и как одна из причин - 34,6%). На вопрос "Имеете ли Вы планы уехать за границу навсегда или на время?", ответы респондентов распределились следующим образом:

Анализируя ответы респондентов, приходим к выводу, что в ближайшей перспективе следует ожидать роста временной интеллектуальной миграции. Важно отметить, что оценить однозначно временную интеллектуальную миграцию очень сложно. С одной стороны, этот вид миграции является важным с точки зрения повышения квалификации, обогащения научного опыта, облегчения процесса интеграции в мировое сообщество и т.д. С другой - наносит урон интеллектуальному уровню населения страны выезда, ухудшает не только качество трудовых ресурсов, но и социально-демографические характеристики всего населения, способствуя депопуляции (выезд молодежи, пусть даже на короткий срок - 1-2 года - зачастую отодвигает время рождения детей, дети появятся на свет уже в другой стране). И, самые главные, по мнению автора, негативные последствия - значительное сокращение интеллектуальной базы воспроизводства научных кадров, снижение в долгосрочной перспективе демографической сбалансированности научного потенциала, который практически не поддается восстановлению. Имеющийся мировой опыт решения этой проблемы заключается в необходимости государственного регулирования данных процессов при помощи различных инструментов - правовых, экономических, организационных и т.д.

Регулирование трудовой миграции

По нашим расчетам, несмотря на быстрое сокращение общей численности населения республики, его трудоспособная часть в течение 2001-2005 годов еще будет расти: прирост за пятилетие составит более 240 тыс. человек. Рост трудоспособного населения будет происходить на фоне заметного высвобождения занятых из народного хозяйства (чтобы поднять рост производительности труда за пятилетие на 145-150%, необходимо высвободить из народного хозяйства до 300 тыс. человек). Учитывая, что уже в настоящее время около 12% экономически активного населения заняты в неформальном секторе экономики и 2,2% (по отношению к экономически активному населению) составляет регистрируемая безработица, ясно, что трудовая миграция в перспективе может явиться тем амортизатором, который снимет напряженность на рынке труда страны.

Для этого уже в настоящее время необходимо целенаправленное государственное регулирование потоков трудовой миграции. По нашему мнению, оно должно осуществляться посредством использования взаимосвязанных систем законодательного, экономического и оперативного (организационно-хозяйственного) регулирования. При этом законодательные методы обеспечивают формирование соответствующей правовой основы разрешающего или запрещающего характера, регулируют общественные отношения, связанные с демографическим развитием общества, и опираются на основной закон страны - Конституцию Республики Беларусь.

В области трудовой миграции законодательство должно быть направлено на создание условий и увеличение масштабов обмена рабочей силой с другими государствами. Для этого государством формируется необходимая правовая база в сфере внешней трудовой миграции, создаются условия для экспорта и импорта рабочей силы. Начало развитию такой правовой базы в Беларуси положили законы, принятые в 1993 году: "О порядке выезда из Республики Беларусь и въезда в Республику Беларусь граждан Республики Беларусь" и "О правовом положении иностранных граждан и лиц без гражданства в Республику Беларусь". Начиная с 1994 года, в Беларуси налажен учет трудящихся мигрантов, выезжающих из республики и въезжающих в нее. В 1998 году в Беларуси был принят Закон "О внешней трудовой миграции", в котором установлен порядок выезда граждан Республики Беларусь для трудоустройства за границу, привлечения иностранной рабочей силы в Беларусь и определены правовые нормы защиты трудящихся мигрантов. Принято также Положение о порядке выдачи субъектам хозяйствования специальных разрешений (лицензий) на привлечение иностранной рабочей силы и на осуществление деятельности, связанной с трудоустройством граждан республики за границей.

Этими документами обеспечиваются права трудовых мигрантов, защита национального рынка труда от неконтролируемого притока иностранной рабочей силы, смягчение напряженности на внутреннем рынке труда за счет трудоустройства белорусских граждан за границей, а также осуществляется поддержка государственных и коммерческих структур, стремящихся самостоятельно выйти на мировой рынок труда.

В настоящее время заключены межправительственные соглашения о временной трудовой деятельности и социальной защите граждан, работающих за пределами своих государств, с Россией, Казахстаном, Литвой, Польшей, Украиной, Молдовой, Арменией. Готовятся для подписания подобные договоры с Югославией, Германией, Чехией, Словакией, Кыргызстаном, Монголией, Китаем и др.

В 1998 году с целью координации деятельности органов государственного управления в области миграции создана и функционирует Межведомственная комиссия по вопросам миграции при Совете Министров Республики Беларусь. Осуществляет организационно-техническое обеспечение деятельности указанной Комиссии Комитет по миграции. По инициативе и при непосредственном участии Межведомственной комиссии по вопросам миграции была разработана и в апреле 1998 года одобрена Правительством Государственная миграционная программа до 2000 года. В настоящее время уже утверждена и реализуется Государственная миграционная программа на 2000-2005 годы, в которой большое внимание уделено проблемам трудовой миграции населения.

В сложившейся кризисной социально-экономической и демографической ситуации все более важную роль начинает играть механизм экономического воздействия на миграционные процессы, создающий мотивационные стимулы для оптимизации миграционных процессов, в данном случае - трудовой миграции. Например, в деле привлечения в республику высококвалифицированных кадров большую роль играет соответствующая жилищная политика, рост уровня жизни населения, налоговые и жилищные льготы, ссуды, кредиты и т.д.

Роль государства как экономического регулятора трудовой миграции заключается в определении целей, национальных приоритетов, выработке механизма их реализации, а также - в выборе регуляторов, обеспечивающих получение системного эффекта. Иными словами, деятельность государства в области трудовой миграции должна быть связана, в первую очередь, с созданием условий для решения имеющихся здесь проблем. Вместе с тем, анализ показал, что в настоящее время на работу за рубеж в основном отправляют частные фирмы, а деятельность государства ограничивается выдачей лицензий данным фирмам (лицензия выдается сроком на 5 лет) и контролем за тем, чтобы мигранты заключали с работодателями договора-контракты (в которых оговариваются условия оплаты, жилья, сверхурочной работы, социальное страхование на случай болезни и т.д.). Как видим, государство пока лишь регламентирует деятельность трудовых мигрантов и мало чем конкретно может им помочь. Этим зачастую пользуются нечистоплотные дельцы, обманывая доверчивых людей и выманивая у них последние деньги. Вместе с тем, если само государство не может в настоящее время обеспечить всему экономически активному населению, желающему работать, рабочие места и хорошо оплачиваемую работу, то оно должно максимально способствовать трудовой миграции в другие страны. Это позволит снизить напряженность на отечественном рынке труда, даст возможность людям выжить в непростой социально-экономической обстановке, а государство получит дополнительную валюту.

Изучение мирового опыта показало, что сейчас почти во всех странах мира основным методом государственного регулирования социальных процессов является разработка национальных программ, которые содержат концептуальные положения, определяют стратегические и тактические цели регулирования на различных этапах реформирования экономики, определяют национальные приоритеты. Кроме того, такие программы содержат многовариантные прогнозы численности населения, критериальные оценки национальной, экономической и демографической безопасности и т.д. Основной источник финансирования Программ - государственный бюджет, являющийся существенным рычагом воздействия на миграционные процессы. Бюджетно-налоговая, ценовая и денежно-кредитная политики определяют государственные расходы на развитие миграционной политики (исходя из доли ВВП), налоги, квоты, субсидии, пособия, льготы, доплаты и т.д. Выделенные средства используются для стимулирования миграционной активности или противодействия нежелательным миграциям (например, для снижения притока мигрантов, депортации нелегальных трудовых мигрантов).

Опыт развитых стран также свидетельствует о том, что регулирование миграционных процессов необходимо тесно увязывать с мероприятиями, направленными на социально-экономическую и экологическую стабилизацию. Пренебрежение хотя бы одной составляющей ведет к неустойчивости не только демографической, но и социально-экономической .

Третья составляющая (организационная) выполняет корректирующую функцию внутри периода. Организационно-административная форма регулирования предполагает как прямые административные указания, имеющие обязательный характер, так и координацию экономической политики в соответствии с курсом, выбранным в программах, а также осуществляет мониторинг трудовых миграционных процессов. Принципиальная особенность государственного регулирования должна состоять в том, что оно не только выполняет воспитательную, пропагандистскую функцию, формирует общественное мнение и определенный социальный климат, нормы и стандарты миграционного поведения, но и создает условия для их реализации, учитывая как индивидуальные, так и общегосударственные интересы.

Преломление результатов наших социологических исследований сквозь призму регулирования трудовой миграции показывает, что отличительной особенностью современного периода является значительное усложнение социально-экономических мотивов этого процесса. Все большее влияние в трудовой миграции приобретают общесоциальные факторы, такие, как желание улучшить уровень жизни, получить образование, повысить квалификацию. Появление новых форм занятости дает возможность более широкого выбора видов труда, способствует увеличению подвижности населения. С другой стороны, низкая конкурентоспособность рабочей силы, незнание языка, традиций, быта и т.д. снижают трудовую подвижность в дальнее зарубежье. Появление безработицы, отсутствие рынка жилья, необходимость прописки и т.д. уменьшают трудовые потоки в страны СНГ. Особую сложность представляет необходимость учета и согласования интересов разных уровней: индивидуальных и семейных, групповых и общественных, локальных, региональных и общегосударственных, экономических, социально-политических, экологических и т.д.

Принципиальная особенность государственного регулирования трудовой миграции заключается в воздействии на человеческое поведение. Отсюда следует, что прямое регулирование трудовой миграции возможно лишь в ограниченных случаях. Методы прямого воздействия применяются чаще всего в форме нормативно-правовых рычагов: установление законодательных рамок (квот) для трудовых мигрантов в стране приема; депортации нелегальных трудовых мигрантов, институт прописки и т.д. (рис.4). Методы косвенного регулирования имеют разнообразные формы в зависимости от объекта регулирования, отработанности различных форм воздействия на индивида, задач, стоящих перед органами власти в части оптимизации трудовых потоков. Организационно применяя те или иные регуляторы, государство оказывает влияние на миграционное сознание индивида, а через него - на его поведение путем стимулирования принятия решений о выборе мест приложения труда. Как показал анализ, методы косвенного регулирования чаще всего базируются на экономическом стимулировании. Государство использует для этого собственные финансовые, материальные и иные ресурсы (например, способствует росту уровня жизни для привлечения населения в трудонедостаточные районы), расширяет рынок жилья, возможность получения образования, выдает ссуды, кредиты и т.д. При этом исходными предпосылками трудовой миграции является разница между уровнем дохода имеющихся у индивида в стране проживания и ожидаемых в стране иммиграции, возможность найти хорошо оплачиваемое рабочее место, повысить образование либо квалификацию. Важно отметить, что длительность проживания трудового мигранта зачастую зависит от степени реализации его ожиданий.

Рисунок 4. Механизм регулирования трудовой миграции

Главным инструментом государственного регулирования трудовой миграции должны стать демографические программы, где наряду с другими демографическими компонентами (рождаемость, смертность, миграция постоянного населения и т.д.) важное внимание должно быть уделено трудовой миграции. Демографические программы, основанные на демографических прогнозах, должны быть увязаны со всеми сторонами жизни общества - экономическими, социальными, экологическими, политическими и т.д. При этом они должны стать отправной точкой всех крупных народнохозяйственных программ, а цели и задачи демографического и народнохозяйственного развития должны быть скоординированы как на макроуровне, так и в территориальном разрезе. В частности, программы должны предусматривать создание новых и сохранение имеющихся перспективных рабочих мест. Особое внимание в них должно быть уделено оптимизации миграционных процессов, и в том числе, - трудовой миграции, как важной составляющей рынка труда страны. При этом прогноз потоков трудовой миграции на перспективу важно разрабатывать, исходя из тщательного анализа сложившейся ситуации на рынке труда, спроса и предложения рабочей силы, уровня реальной и скрытой безработицы, численности трудовых ресурсов и их прироста (сокращени��) в перспективе, занятости по отраслям и сферам конкретного сектора экономики, перспективных расчетов балансов трудовых ресурсов по республике и областям страны и т.д. Только знание реальной ситуации на рынке труда страны позволит создать необходимые регуляторы для оптимизации трудовой миграции как по въезду, так и по выезду.

Особые мероприятия в Программе должны быть разработаны для легализации трудовой миграции. Для этого необходимо:

Для оптимизации молодежной (студенческой) трудовой миграции государству необходимо создавать и в дальнейшем развивать как государственные, так и альтернативные фирмы при высших и средних учебных заведениях. С целью облегчения возможности выезда за рубеж малообеспеченным студентам по трудовому контракту в летнее время следует предусмотреть меры по оказанию материальной помощи, предоставлению кредитов, займов и т.д.

Для регулирования временной интеллектуальной миграции, которая может в дальнейшем способствовать "утечке умов" из страны, на наш взгляд, необходимо:

ТИХОНОВА Людмила Ефимовна,
доктор экономических наук,
доцент Белорусского государственного университета