ПРОБЛЕМЫ ИНТЕГРАЦИИ МИГРАНТОВ В ГОРОДСКОЙ СОЦИУМ
(на примере Воронежа)1

Лебедева С.Г.
Воронежский государственный университет

Современный период урбанизации характеризуется появлением крупных городов с численностью около 1 млн. человек, в которых сосредотачивается все большая часть населения планеты. Данная тенденция проявилась и в России. Несмотря на то, что в целом число городских поселений между переписями 1989 и 2002 гг. впервые сократилось, это затронуло прежде всего небольшие по численности поселения. Число больших городов увеличилось2. Но несмотря на это, представители мировой общественности обращают внимание на то, что потенциал экстенсивного развития крупных городов практически исчерпан. Напротив, в них начинают концентрироваться проблемы, представляющие угрозу жизнедеятельности социума как такового, и не имеющих аналогов в городах меньшего размера. Это отчасти вызвано многослойностью современного города, которой является своеобразным центром притяжения различных социальных слоев и групп.

Городской социум прошел длительный путь развития, став неотъемлемой частью социально-политической системы любого государства. Он представляет из себя достаточно устойчивую социальную общность людей, которая характеризуется единством условий их жизнедеятельности в каких-то существенных отношениях и вследствие этого общностью культуры. Городской социум является неким единым организмом, объединяющим социальную, экономическую и культурную жизнь его жителей.

Сегодня все чаще встает вопрос изменения социального облика городов. Одной из причин данного явления, как отмечают социологи, является взаимодействия этнических общностей, или проявления политической активности того или иного этноса, в результате чего происходит постепенная трансформация социальной системы в целом3. Межэтинческое взаимодействие усилилось в результате масштабных миграционных потоков, которые наблюдались в постсовесткой России и в значительной степени влияли на социально-психологический климат того или иного пункта, в который они устремлялись. Урбанизация явилась одним из важных факторов миграции как таковой и этнической в частности на современном этапе общественного развития. Поэтому представляется весьма актуальным изучение вливания в городскую среду мигрантских групп, их влияние на трансформацию городского социума или же растворение в нем.

Воронеж является наиболее крупным городом в Центрально-Черноземном районе РФ. По плотности населения Воронежская область входит в число наиболее населенных регионов России (47 чел./км2). Воронежская область на протяжении 1990-х годов была достаточно притягательной для иммиграционных потоков, и именно положительное сальдо миграции позволяло частично компенсировать естественную убыль населения, коэффициент которой в 2000 году в расчете на 1000 человек населения составил 10,3, что значительно превышает среднероссийский показатель (6,6 промилле)4. Численность населения области на начало 2004 года составила 2353,6 тыс. человек, что на 0.9% ниже соответствующей даты предыдущего года, хотя по данным Воронежского областного комитета госстатистики естественная убыль населения на период январь-июнь 2004 года снизилась против аналогичного периода 2003 года. Но при этом необходимо отметить уменьшение на 44,7% миграционного прироста населения области5. Поэтому, принимая во внимание весьма безрадостную демографическую обстановку и не очень оптимистичные прогнозы, необходимо проводить четкую иммиграционную политику, направленную на прием и интеграцию мигрантов в социальную сферу и рынок труда.

Для выявления степени интегрированности мигрантов в 2004 г. было проведено социологическое исследование, которое подразделялось на два самостоятельных раздела. Первый был нацелен на изучение толерантности принимающего населения по отношению к различным категориям мигрантов и второй на исследование социально-правового положения мигрантов, так как смысл истинной интеграции заключается не только в получении паспорта и гражданства, а в личном стремлении мигранта и предоставляемых ему возможностей как можно быстрее стать активным членом общества.

Процесс интеграции включает в себя широкий спектр проблем, которые можно условно разделить на несколько блоков. Первый связан с механизмом определения правового статуса мигранта – это проблемы регистрации, получения вида на жительство или гражданства. Второй блок охватывает проблемы, связанные с жильем: какова ситуация на рынке жилья, общее состояние жилищного фонда. Третий блок проблем связан с трудоустройством – емкость рынка труда, востребованность тех или иных профессий и т.п. И, наконец, четвертый блок включает в себя социокультурные и исторические аспекты адаптации мигрантов. Он включает в себя вопросы, связанные с исторической традицией того или иного региона, т.е. имеется ли опыт принятия мигрантов и каков этот опыт - позитивный или отрицательный. Определение степени схожести культур или их отдельных элементов, а также выявление уровня толерантности того или иного социума.

Рассмотрим теперь каждый блок по отдельности, каким образом указанные проблемы разрешаются в центре Черноземья – в городе Воронеж. Для определения правового положения мигрантов и уровня их экономической, социальной и правовой интеграции в городской социум было проведено выборочное исследование 100 человек, которые проживают в Воронеже не более 10 лет. При опросе было выдержано практически равное соотношение мужчин (46 чел.) и женщин (54 чел.), а также одинаковое соотношение мигрантов из регионов России (51%) и других стран преимущественно ближнего зарубежья (49%). Страны выхода были распределены следующим образом - 16% прибыли из Казахстана, 11% из Узбекистана, по 4 %  - из Латвии и Украины. А также Армения и Азербайджан (по 2 %), Грузия и другие страны. Национальный состав мигрантов преимущественно представлен русскими – 74%. Карта национальностей оказалась достаточно пестрой, но другие народности представлены эпизодично. Среди мигрантов можно встретить украинцев, армян, татар и многих других, но это не доминирующая часть.

Большинство переехавших семей состоит из 2-3 человек (60%). Практически все имеют хотя бы одного трудоспособного члена семьи. Возрастной состав опрашиваемой группы оказался следующим: 29 человек – в возрасте от 20 до 30 лет, 29 человек в возрасте от 40-50 человек. 10 человек в возрасте от 30 до40 лет, после 50 – 24 человека. Также можно отметить достаточно высокий уровень образования. 43 процента имеют высшее образование, 23 процента – незаконченное высшее и такой же процент -- среднее профессиональное.

Уровень сложности проблем, вставших перед мигрантами в связи с переездом, был определен следующим образом: покупка жилья – 52 %, поиск работы – 46%, получение прописки и регистрации – 45 %, устройство детей в детский садик и школу – 19 %, получение медицинской помощи 18 %получение гражданства – 11 %. 14 % респондентов особых сложностей не имели.

На сегодняшний день 63% уже не имеют особых проблем, связанных с переменой места жительства, т.е. можно говорить о том, что им удалось весьма успешно адаптироваться к новым условиям жизни. При этом 73 человека считают, что у них решена жилищная проблема. 53 владельца жилья купили его за собственные деньги. 10 мигрантам помогли родственники, троим – местные власти. Встречаются варианты помощи работодателя, деньги в кредит, наследство и другое. Миграционная служба не помогла в жилищном вопросе ни одному из респондентов, попавших в выборку. Сами чиновники объясняют это тем, что Управление по делам миграции имеет незначительные возможности в расселении лишь вынужденных переселенцев, да и то вне территории города.

Многим респондентам удалось решить жилищную проблему практически сразу (37%), причем 4 человека из них изначально не были информированы об условиях проживания. Основная сложность при решении жилищной проблемы возникла у мигрантов из-за отсутствия денег (25%), один человек отметил, что не может приобрести жилье, пока не разрешит вопросы гражданства.

До конца неразрешенными вопросы жилья остаются у 27% респондентов. Данная категория надеется решить эту проблему за счет кредита /«деньги взаймы» (10%), при помощи родственников (7%), 2 процента имеют шанс получить жилье по месту работы.

Таким образом, по данному блоку жилищных проблем, связанных с интеграцией мигрантов с городской социум можно говорить об относительно высоком интеграционном уровне.

Следующий блок был связан с проблемами трудоустройства

65 процентов респондентов на сегодняшний день работают, но лишь 49% из них оценивают свою работу как постоянную, причем 37 % из этих 49 выполняют квалифицированную работу. Из тех, кто в настоящий момент работает почти все (51% из 65%)  имеют запись в трудовой книжке. 10 человек работают по устной договоренности. 2 человека отметили, что иметь запись в трудовой книжке им мешает отсутствие регистрации и прописки. Легально по ведомости получают зарплату 44 процента опрошенных, 12 человек получают зарплату «в конверте». 5 мигрантам удалось открыть свое собственное дело.

Четверть респондентов нашли работу при помощи своих родственников, 31 процент смогли устроиться самостоятельно. По два человека нашли работу при посредничестве кадровых агентств и служб занятости. 14 процентов из 65 испытывали трудности при устройстве на работу. Больше чем половине из них отказывали из-за отсутствия прописки и регистрации. 4 человека не могли трудоустроиться  из-за проблем с гражданством.

В данной связи можно привести один пример, который поведал респондент из Узбекистана. Он отметил, что почти все мигранты –узбеки испытывают трудности в поисках работы, которые в основном вызваны отношением местных властей. Так летом 2003 г. в очень трудной ситуации оказались его коллеги строители, которые уже не в первый раз были приглашены для отделочных работ. Бригада зарегистрировалась по месту ведения стройки в Советском районе г. Воронежа и подписала договоры-подряды с работодателями. Спустя некоторое время бригадира пригласили в паспортно-визовую службу района с документами на всю бригаду и неожиданно аннулировали полученную ранее регистрацию, не объясняя причин. В конце концов, общими усилиями к октябрю удалось разрешить данную ситуацию. Бригада отстояла свое право на официальную работу, но в течение всего лета они были вынуждены работать практически на незаконных основаниях под угрозой депортации.

В прошлом году в Воронеже также скандальную огласку получила деятельность ООО "Агрополк", предлагавшего работу переселенцам с Северного Кавказа и из Средней Азии. Люди, поверившие ее посулам, буквально попали в кабалу, работая на строительстве без заключения договоров и записей в трудовых книжках, с грубейшими нарушениями норм охраны труда, при этом не получая регулярно заработную плату. На все попытки протеста следовал ответ: "Не нравится - уходите, найдутся другие"6.

Таким образом, можно сделать вывод, что неурегулированным остается вопрос о трудовых мигрантах. По данным УПДМ ГУВД Воронежской области на 20.12.2003г. было выдано 1419 разрешений на работу иностранным гражданам, разрешений на привлечение и использование иностранной рабочей силы – 234, а на учете в миграционной службе состоит 380 работодателей, использующих ИРС. Но в данном секторе по информации Управления по делам миграции все же очень активно используются нелегальные мигранты, что создает неблагоприятный социальный фон в городе.

Также весьма остро стоит проблема профессиональной интеграции. Чаще всего переселенцы страдают по причинам непризнания квалификации и профессиональной подготовки, чувствуют себя невостребованными. Большинство переселенцев вынуждены браться за работу, несоответствующую их квалификации в стране выезда.

Следующий блок проблем связан с правовым статусом мигранта.

На момент проведения опроса 89 процентов имели российское гражданство. При этом оставшиеся 7, которые имеют гражданство других стран, прибыли в Воронеж не только в последние годы и трое из них не намерены добиваться получения гражданства РФ. Оставшиеся 4 процента на сегодня не имеют вообще никакого гражданства.

Среди мигрантов, имеющих российское гражданство, 51 процент родились и жили в России. Четвертая часть, получивших гражданство после переезда в Воронеж (21%) и в консульских отделах (19%), особых процедурных проблем, связанных с его получением не отметили. Но почти все подчеркнули, что для его получения потребовалось огромное количество справок и документов (25%). Девять процентов столкнулись с противоречивостью информации, которую порой получали непосредственно от чиновников, чью некомпетентность отдельно подчеркнули несколько человека. Также были зафиксированы отдельные случаи вымогательства взяток (4%).

Для оставшихся 11 процентов «неграждан» России вопрос получения гражданства стоит лишь для половины. Эта группа обозначила три пути получения гражданства – женитьба / замужество с гражданином РФ, сбор и сдача необходимых для этого документов, и посредничество миграционной комиссии. Проблемы, с которыми сталкивается эта категория мигрантов, во многом соответствуют выше обозначенным: это большое количество справок и документов и противоречивость информации, трудоустройство, оформлением различных пособий, страховок и пенсий. Некоторые испытывают сложности со стороны милиции, трудности при оформлении различных сделок.

В целом, 69 процентов мигрантов удовлетворены своим правовым положением. Но при этом интересно заметить, что из них 12 процентов, отвечая на вопрос о том, что если бы им представилась возможность начать все сначала, то они бы никуда не поехали. Еще 2 процента из 69% выразили желание перебраться в другой регион России, а 5 человек затруднились ответить.

Мигранты, переехавшие в Воронеж в последние два года и столкнувшиеся с новыми Законами «О гражданстве» и «О правовом положении иностранных граждан», имеют схожие проблемы при получении гражданства и регистрации. Из 30 человек, участвовавших в выборке, 23 имеют паспорта РФ. Из них 8 человек непосредственно столкнулись с проблемой гражданства – четверо после переезда в Воронеж. Трое из восьми респондентов оформили гражданство уже после принятия закона об иностранцах.

Из семи человек, не имеющих гражданства, трое даже не собираются его принимать, мотивируя это тем, что этот процесс весьма сложен, запутан и у них нет острой необходимости тратить на это время. Из тех же, кто намерен получить российское гражданство, наметили для себя такие пути как замужество / женитьба, дача взяток  и т.п.

Только у двоих имеется вид на жительство и особых проблем от отсутствия гражданства у мигрантов этой категории не существует. 2 человека из них также не имеют и регистрации, т.е. по сути живут нелегально.

В целом, можно сделать вывод, что новый закон об иностранных гражданах не улучшил ситуацию и не разрешил тех проблем, с которыми сталкивались мигранты.

Наконец, последний блок затрагивает вопросы толерантности населения по отношению к мигрантам. Сами мигранты в большинстве своем не испытывают дискриминации со стороны местного населения. Но с проявлением нетерпимости все-таки столкнулись 14 процентов респондентов, из которых 3 процента являются русскими по национальности. Наибольшие проблемы у этой группы людей возникали при устройстве детей в детский сад (школу), а также при получении гражданства и регистрации.

Оценка уровня толерантности самими мигрантами со стороны различных групп местного населения выглядит следующим образом.

Таблица 1.

Оценка мигрантами уровня толерантности различных групп населения г. Воронеж


дружелюбное безразличное не очень хорошее
1. со стороны местных жителей 64 28 8
2. со стороны коллег по работе 67 12 1
3. со стороны местных властей 12 68 17
4. со стороны милиции 10 63 24

Мигранты намного выше оценивают  уровень толерантности по отношению к себе, нежели сами жители. Изучение уровня толерантности населения по отношению к мигрантам на сегодняшний день является важной составляющей при формировании региональной миграционной политики. Реальное понимание и умелое корректирование отношения старожильческого населения к пришлому может во многом способствовать успешной реализации социально-экономических программ. При этом необходимо заметить, что из-за сокращения численности трудоспособной части населения необходимо привлечение дополнительной рабочей силы. По оценке Управления по делам миграции ГУВД Воронежской области в 2003-2004 гг. областной экономике требовалось более 3000 иностранных граждан, из которых 1400 человек были нужны предприятиям Воронежа7.

О достаточно высоком уровне интегрированности мигрантов в городскую среду свидетельствует высокий процент контактов местного населения с ними. Более, чем две трети жителей имеют среди мигрантов знакомых, друзей, сослуживцев, родственников, поэтому не удивительно, что около 80% опрошенных считают, что в Воронеже проживает достаточно большое количество мигрантов. Но, несмотря на то, что у большинства респондентов в мигрантской среде существуют знакомые, на прямой вопрос об отношении к ним треть выразила безразличное отношение, а четверть сочувствие. Причем степень доброго отношения несколько выше у населения, нежели у молодого поколения. Треть опрошенных студентов затруднились дать ответ на поставленный вопрос.

Причем сочувствие вызывают далеко не все мигранты. Респонденты достаточно избирательно подошли к ответам на вопросы, связанные с конкретизацией кто именно вызывает у них сочувствие, страх, опасения и почему. Процент сочувствующих всем мигрантам весьма невелик – одна десятая всех опрошенных. Около 40% респондентов не имеют предпочтений, Четверть не дали конкретных ответов, причем среди студенчества этот процент несколько выше (35 человек к 24).

Откровенное сочувствие и желание помочь вызывают русские мигранты, т.к. они были вынуждены под давлением внешних обстоятельств сменить место жительства. Среди причин сочувствия можно найти такие объяснения как «наши соотечественники», «братья славяне» и т.п. Высокий процент сочувствия к «русским» мигрантам прослеживается при ответе на вопрос «С каким из перечисленных утверждений Вы согласны». Ответ принимать «преимущественно русских» получил 70% поддержку.

Данные исследования позволяют говорить о достаточно высоком уровне тревожности у населения. Причем та половина, которая конкретизировала свои страхи, большей частью называла с��еди наиболее опасных категорий «лиц кавказской национальности». У взрослого населения этот процент суммарно составляет около 40%, у студентов немного ниже – 31%. Эти цифры позволяют говорить о существовании в городе устойчивого стереотипа, который сложился согласно социологическим опросам почти на всей территории Российской Федерации – так называемой «кавказофобии».

При этом большинство респондентов считают, что местное население г. Воронежа относится к мигрантам безразлично (Табл.2), а треть опрашиваемых оценили это отношение как враждебное.

Таблица 2

Характеристика отношения населения г.Воронеж к мигрантам


Личное отношение Население / студенты (%) Оценка отношения населения Население / студенты (%)
Сочувствие, готовность помочь 26,4 / 7,8 4,7 / 0
Дружелюбно 4,7 / 3,9
Безразлично 29,2 / 43,2 54,7 / 50
Отрицательно, недружелюбно, (враждебно) 14,2 / 12,7 29,2 / 32,4
Не задумывались (затруднились ответить) 24,5 / 34,3 6,6 / 13,7

При этом важно заметить, что респондентам оказалось легче отвечать на вопросы, связанные с негативными сторонами присутствия мигрантов. Лидерами среди предложенных ответов были следующие: «распространение некачественных товаров» (36,8 / 44,1%), «повышение уровня преступности» (35,8 / 56,9%), «распространение антисанитарии и болезней» (23,6 / 34,3%). Эти ответы во многом соответствуют определению респондентами основного рода занятий мигрантов –торговля, криминальный бизнес и нищенство.

В целом, обстановка в городе Воронеж может быть охарактеризована, как достаточно стабильная. Уровень толерантности по отношению к мигрантам относительно велик, хотя и существуют весьма устойчивые стереотипы, связанные с высокой долей криминальности мигрантской среды и доминированием в ней «лиц кавказской национальности». Толерантный потенциал студенческой молодежи, несмотря на то, что уровень сочувствия у студентов несколько ниже, чем у населения, тоже позволяет рассчитывать на возможность проведения разумной иммиграционной политики, призванной обеспечить демографический пробел и экономические ниши в производстве и сельском хозяйстве. Причем молодое поколение менее эмоционально относится  к мигрантам. Их подход более взвешен. При сравнении уровня толерантности студентов и населения можно заметить, что ответы, которые касались личного отношения, характеризовали студенческую массу, как менее терпимую. Но ответы, связанные с мерами администрации и правами мигрантов выявили более высокую степень позитивного отношения. Молодое поколение более критично и требовательно подходит к данной проблеме, не считая ее личным делом мигрантов.

Также хотелось бы отметить низкий уровень доверия к местным органам власти и Управлению по делам миграции ГУВД в частности, как со стороны мигрантов, так и со стороны местного населения. При этом важно подчеркнуть, что наиболее эффективная помощь при обустройстве оказалась именно со стороны родственников (41%). При этом, несмотря на то, что 11 человек обращались за помощью в миграционную службу, помощь удалось получить только 3 мигрантам. Что касается местных органов власти, то помощь получили лишь 7 граждан из 20 просителей. Служба занятости оказала помощь только трем мигрантам. Помощь миграционной службы заключалась в оформлении документов и выплате некоторой материальной помощи для двух человек, а также в предоставлении юридической консультации. Местные органы власти двоим переселенцам помогли получить жилье, троим найти работу, двоим оказали материальную помощь и помогли оформить документы. В целом, данная картина наглядно демонстрирует почти полное отсутствие взаимосвязи переселенцев и специализированных служб, призванных содействовать интеграции мигрантов.

Подводя итоги, можно отметить, что уровень интегрированности мигрантов в городскую среду можно оценить чуть выше среднего. В силу того, что основная масса мигрантов представлена русскими, то процесс интеграции протекал достаточно безболезненно в психологическом плане. Основные трудности носили финансовый и бюрократически-технический характер. Можно определить следующие факторы, способствующие интеграционному процессу: географическая расположенность Воронежа и области в Европейской части России, благоприятные природно-климатические условия, относительная общественно-политическая стабильность, этническая однородность (население в основном представлено русс��ими), а также то, что подавляющая масса мигрантов до переезда также проживала в городской среде.

Интеграционный опыт мигрантов в городе Воронеж протекает достаточно безболезненно и относительно проще по сравнению с другими более полиэтничными регионами России. Но в связи с меняющейся международной обстановкой, активизацией учебной миграции из Восточной Азии необходимо разрабатывать интеграционную политику в отношении мигрантов на региональном уровне, используя опыт европейских государств, которые сегодня столкнулись с проблемой межкультурных различий местного населения и мигрантов. Мировой опыт показывает, что интеграция в новый социум не сиюминутное действие, это процесс многолетний, заканчивающийся во втором, минимум в третьем поколении.


1Исследование выполнено в рамках проекта Центра миграционных исследований по грантам Фонда Макартуров и Фонда Форда.

2 Население России 2002. Десятый ежегодный демографический доклад. М.,2004, с.25
http://demoscope.ru/weekly/knigi/ns_r02/sod_r.html

3 Денисова Г. С. Социальная субъектность этноса (концептуальный подход) // http://www.i-u.ru/biblio/archive/denisova%5Fsoc/

4 Программа экономического и социального развития Воронежской области на 2002-2006г. Общая характеристика // http://www.investern.ru/chapter_1_1.asp

5 Число родившихся увеличилось на 4,2% и составило 10,2 тыс. младенцев. Коэффициент рождаемости вырос с 8,3 до 8,8 промилле. Смертность населения составила 22,6 тыс.человек, что на 3,1% ниже аналогичного периода 2003г. Общий коэффициент смертности снизился с 19,6 до19,3 промилле. // Сообщение областного комитета государственной статистики о социально-экономическом положении Воронежской области за январь-июнь 2004г. // http://www.vrn.ru/obstat/sozial_12.shtml

6 Литвинцев Г. Соб. корр. "Российской газеты" Воронежская область 2003 г. http://migrant.sobkor.ru/stop/index.html

7 Аналитическая справка о привлечении и использовании иностранной рабочей силы за период 2001-2002 гг. по Воронежской области // Из материалов Управления по делам миграции ГУВД Воронежской област