ЭКСПЕРТЫ О РЕГИОНАЛЬНОЙ МИГРАЦИОННОЙ ПОЛИТИКЕ:
пример Саратовской области

Гриценко В.В.
Саратовский государственный университет
Балашовский филиал

В основу данной статьи легли результаты исследования, полученные в ходе интервьюирования участников состоявшейся 19-24 апреля 2004 года в г.Саратове Международной научно-практической конференции «Толерантность и межэтнические отношения». Конференция проходила с участием представителей Организации объединенных наций, Совета Европы, Международного Комитета Красного Креста, Министерства внутренних дел России.

В числе участников конференции были представители администрации и Управления по делам миграции ГУВД Саратовской области, Пограничной службы России, Службы занятости населения по Саратовской области, ученые Саратовского юридического института  и др. Чиновники разного ранга указанных ведомств и выступили в качестве экспертов в области миграционной политики в регионе.

Прежде чем перейти к анализу региональной миграционной политики, подчеркнем, что практически всеми экспертами отмечалась необходимость миграции в Саратовскую область, ее важность в  решении проблем, связанных с демографической ситуацией  и трудовыми ресурсами в регионе.

В последние годы в области, как и в стране в целом,  наблюдается ухудшение демографической ситуации. Причем уровень рождаемости в Саратовской области (8,2 промилле) значительно ниже среднего по стране (9,1), а коэффициент смертности – выше (16,3 промилле против 15,6 по стране).  Иными словами,  смертность превышает рождаемость в 1,8 раза. В результате население области сократилось с 2712,1 тыс. человек в 2000 г. до 2678,4 тыс. человек на начало 2002 г. Перепись 2002 г. показала цифру 2669,3 тыс. человек, что свидетельствует об устойчивости депопуляции. Следует отметить, что более шестидесяти процентов мигрантов,  поселяющих на территории Саратовской области, находятся в трудоспособном возрасте. Из них  20 % имеют высшее образование, треть – среднее профессиональное и еще треть – общее среднее.

«Возродить Россию без импорта рабочей силы нельзя, – таково мнение большинства экспертов. – Если раньше функцию воспроизводства населения выполняла российская деревня, то сегодня она сама нуждается в людях».

В то же время на фоне продолжающейся депопуляции происходит резкое сокращение значения миграционных процессов в росте населения  области. Так, регистрируемый миграционный прирост сократился более чем в 5 раз: с 9744 человек в 2000 г. до 1890 человек в 2001 г. С 1996 г. миграционный прирост перестал возмещать естественную убыль населения. В 1997 г. он компенсировал ее на 72%, а в 2002 г. лишь на 5%.  Более того, в 2003 г. в области наблюдалась миграционная убыль населения. Так, по словам начальника Управления по делам миграции Н.Н. Кузнецова, «миграционная убыль в среднем по области составила 441 человека или 0,2  на 1000 жителей». Он отметил также, что внутрироссийская миграция составляет незначительную долю в общем миграционном приросте. Причиной тому является большая по сравнению с Саратовской областью привлекательность для мигрантов с севера и востока центральной России, особенно Москвы и Московской области. Поэтому в сложившейся ситуации основными миграционными «донорами» области выступают Казахстан, Средняя Азия и Кавказ. Скорее всего, и в ближайшей перспективе они будут единственными и доступными источниками миграции для области.

Так, в 2003 г. на территории Саратовской области были зарегистрированы более 38 тыс. иностранных граждан и лиц без гражданства, из них более 80% из стран СНГ.  Подавляющее большинство мигрантов, зарегистрированных в Саратовской области как вынужденные переселенцы, – русские. Преобладание в общем потоке вынужденной миграции русских, которые имеют общую языковую, этническую и религиозную природу с местным населением, в определенной степени смягчает их взаимодействие, которое чаще всего строится по принципу «чужой– свой».

В то же время анализ этнической структуры миграции показывает, что наряду с преобладанием  русских в последние годы наблюдается тенденция увеличения в миграционном потоке доли титульных народов государств выхода. Испытывающие нужду, лишенные работы жители Центральной Азии и Закавказья, стремятся в относительно богатую и перспективную Россию, свою бывшую «метрополию». Во всяком случае,  основными причинами, по которым граждане соседних государств приезжают в Саратовскую область, экспертами, по большей части, назывались экономические. Мигранты едут в Россию в поисках заработка, нередко готовы браться за работу, на которую не находится претендентов из числа местных жителей. Чаще всего работники из ближнего зарубежья работают в сельском хозяйстве, торговле и общественном питании, строительстве. Что касается иностранных граждан из дальнего зарубежья, то, по мнению начальника Управления по делам миграции Н.Н.Кузнецова, в Саратовскую область приезжают в основном высококвалифицированные специалисты, которые возглавляют всевозможные компании, совместные предприятия, как, например, «Бош» в  г. Энгельс.

В 2003 г. в области работали всего 565 иностранных граждан, что на 13 % меньше, чем в 2002 г.  Это граждане 22-х стран, в том числе 10-ти стран СНГ (в основном Украины и Казахстана) и 12-ти стран дальнего зарубежья  (Вьетнама, Китая, Южной Кореи, Франции, Германии, Чехии, Польши и др.). В 2004 г. на работу предполагалось привлечь 775 иностранных граждан.  Причем в 2003 г. в промышленности было занято в полтора раза больше иностранных рабочих по сравнению с предыдущим годом, тогда как в сельском хозяйстве – на 31% меньше, а в сфере строительства на 62% меньше. «Таковы последствия увеличения государственной пошлины за использование иностранных работников – считают в Департаменте Федеральной службы занятости».

Актуальной проблемой для Саратовского региона по-прежнему остается  нелегальная миграция. Оценка экспертами количества незаконных мигрантов колеблется от 1 до 3 % от общей численности населения области и составляет от 26 тыс. до 80 тыс. человек. Таким образом, объемы нелегальной миграции в Саратовской области  превышают объемы легальной (38 тыс чел.)  максимум в 2 раза.  Это значительно меньше, чем скажем в некоторых субъектах РФ, входящих в состав Южного, Центрального или Севро-Западного федеральных округов.

Спрос на дешевую и непритязательную рабочую силу, безусловно, является одной из главных причин, стимулирующих миграцию в РФ, и является отличительной чертой миграционной ситуации в России, в том числе и в Саратовской области.  Существующие  экономические ниши (как правило, достаточно тяжелая, но малооплачиваемая работа овощеводов, строителей, водителей) заполняются нелегальными мигрантами из стран ближнего зарубежья.

Нелегальная миграция  напрямую связана с криминалом и преступностью в обществе. Так, согласно данным официальной статистики,  на территории области действуют около 20 этнических организованных преступных группировок (ОПГ). Больше всего чеченских ОПГ – четыре. Две из них занимаются незаконным оборотом оружия, одна – вымогательством и еще одна –  похищением людей. Таджикских ОПГ – две. Одна промышляет хищением финансовых средств, другая – незаконным оборотом наркотиков. Незаконным оборотом наркотиков занимаются и две цыганских ОПГ. Грузинских группировок также две. Одна угоняет автомототранспорт, другая занимается разбоем. Разбоями заняты  также татарская и армянская преступные группировки. И хотя, по мнению начальника ГУВД П.Сальникова, этнические ОПГ существенно не влияют на оперативную обстановку, тем не менее они требуют особого внимания.

Кроме того, любая нелегальная миграция в той или иной степени связана с незаконным использованием труда иностранных работников. В частности, несоблюдение трудового законодательства в отношении нелегальных мигрантов дает возможность оплачивать их труд ниже, чем труд россиян. В результате значительно более низкие доходы, чем те, на которые рассчитывают иностранные граждане, приезжая в Россию, нередко инициирует их участие в преступной деятельности, а обособленность существования в чужой стране способствует формированию этнических преступных групп.

Учитывая данное обстоятельство, эксперты считают, что необходим более строгий контроль работодателей, использующих иностранных рабочих, в отношении соблюдения ими правил привлечения и использования иностранной рабочей силы.  В этой связи необходимы также изменения в Административном кодексе по пересмотру системы штрафов для работодателей, использующих нелегальных иностранных рабочих. Необходимо также информировать работодателей и иностранных граждан об их правах и обязанностях.

Очевидно, что борьба с нелегальными мигрантами должна вестись, но при этом не выходить за пределы правового пространства. Чтобы сделать иммиграцию в России контролируемой (а, значит, менее преступной), напротив, необходимо устранять административные барьеры. Именно репрессивные мероприятия властей способствуют самоизоляции мигрантов, их консолидации по принципу происхождения. «Наше законодательство, по словам Н.Кузнецова, должно стремиться не к тому, чтобы ужесточить нормы, а к тому, чтобы научить мигрантов жить в соответствии с нашими законами».

На рынке труда области существует много вакансий, которые не востребованы официальными безработными. В то же время нарастающую остроту проблемы нехватки специалистов не может решить и поток нынешних мигрантов, среди которых мало необходимых работников.

Вакансии, не заполняемые местными жителями и ждущие мигрантов, сконцентрированы в следующих сферах трудовой деятельности:  

  1. высококвалифицированные рабочие и ИТР в промышленности;

  2. специалисты строительства и монтажа;

  3. квалифицированные специалисты для ТЭК;

  4. в сфере образования и обучения иностранным языкам, переводчики (острый дефицит);

  5. в структурах международного бизнеса (предприятия со смешанным капиталом, в представительствах и филиалах иностранных компаний);

  6. специалисты в области экономики и менеджмента, эффективного маркетинга.

Привлечение квалифицированной рабочей силы осложнено также тем, что в Саратовской области практически  нет вакансий с предоставлением жилья.

«В области сейчас 20 тысяч вакансий, требующих высокой квалификации. Образовательная система не в состоянии их заполнить, – сказал президент Саратовской губернской торгово-промышленной палаты М.А.Фатеев. – Нам просто необходима миграция высококвалифицированных кадров. Более того, нам необходима областная миграционная программа, в которой будут обозначены ролевые обязанности органов здравоохранения, Рострудинспекции, санэпиднадзора, а также меры по контролю условий труда».

Оценивая миграционную политику в регионе в целом, эксперты отмечали, что в области, в которой проживают представители 112 этнических групп, накоплен определенный опыт социального и межэтнического партнерства и прилагается немало усилий для межэтнической консолидации общества. По мнению представителей областного правительства, Саратовская губерния может с полным правом  претендовать на звание одного из самых толерантных субъектов Российской Федерации.

Во-первых, вот уже 8 лет в области действует договор об общественном согласии, в котором участвуют все этнические общины, международные организации и органы исполнительной власти.

Во-вторых, в области осуществляется целевая программа этнокультурного развития области, на реализацию которой в течение трех лет из областного бюджета было выделено 13 млн. рублей.

В-третьих, Саратовская область является одним из немногих субъектов РФ, где создаются благоприятные условия для тех, кто избрал этот регион своей новой родиной. Это достигается благодаря грамотной этноконфессиональной и миграционной политике.

В-четвертых, губернатор Саратовской области Д.Аяцков отличается либеральным отношением к мигрантам. В качестве аргумента приводится инициатива губернатора о готовности области принять беженцев из бывшей Югославии. Правда, идея эта полностью провалилась, так как в ходе опроса общественного мнения выяснилось, что 97% населения области решительно против этого.

И все же, несмотря на указанные наработки и достижения, проблем, связанных с мигрантами, в регионе немало. Эти проблемы, как считают эксперты, обусловлены, прежде всего, отсутствием Федеральной миграционной программы, которая бы содержала концептуальный взгляд на миграционную политику, описание системы конкретных мероприятий по ее реализации и предусматривала соответствующее финансирование.

Более того, МВД, которое теперь отвечает за миграцию, главную свою задачу видит лишь в «обеспечении контроля» и «сокращении нелегальной иммиграции». Эти направления очень важные, но явно недостаточные. Милиция, в основе деятельности которой лежат запретительно-охранительные функции,  по определению, не может отвечать за всю миграционную политику. Эту политику должен определять компетентный государственный орган, отвечающий как за работу с мигрантами внутри страны, так и с диаспорой в ближнем зарубежье.

Основные причины резкого падения регистрируемого объема миграции в 2000-2001 гг. в Саратовской области эксперты видят в несовершенстве законодательной и нормативно-правовой базы, регулирующей миграционные потоки.  Законодательство, как они полагают, не отвечает реалиям сегодняшнего дня.

Отсутствие дальновидной государственной  миграционной политики проявилось, прежде всего, в принятых в 2002 г. Государственной Думой законах  «О гражданстве РФ» и «О правовом положении иностранных граждан в РФ». Эти достаточно жесткие законы создали огромные затруднения для людей, стремящихся получить российское гражданство, в том числе и для этнических русских, вернувшихся на историческую родину после развала СССР. Известно, что президентом В.В.Путиным эти законы были срочно отправлены на доработку, и 11 ноября 2003 г. в Федеральные законы о гражданстве и о правовом положении иностранных граждан в РФ был внесен ряд существенных изменений. Тем не менее, необходимость в дальнейшей серьезной доработке, совершенствовании механизмов ��еализации указанных законов еще ощущается достаточно остро.

Так, в названных законодательных актах не учитываются интересы мигрантов, прибывающих из стран СНГ. И хотя поправками, внесенными в закон «О гражданстве РФ» в 2003 г., расширен круг лиц, для которых предусмотрен упрощенный порядок предоставления гражданства, однако  требование предварительного получения вида на жительство фактически сводит на нет весь льготный режим. Эксперты полагают, что при получении гражданства РФ следующие категории мигрантов должны быть освобождены от необходимости оформления вида на жительство:

Необходимо внести соответствующие изменения в Положение о порядке рассмотрения вопросов гражданства РФ и для сотен тысяч переселенцев, переехавших в Россию из бывших союзных республик и до, и после 1992 г., имеющих паспорта СССР образца 1974 г. Эти люди участвовали в выборах, работали в России, т.е. жили как полноценные граждане. Но они проживали и проживают в центрах временного размещения, в арендуемых квартирах, в общежитиях, у родственников и имеют только временную регистрацию, хотя фактически проживали в России постоянно.

Требование регистрации по месту жительства (прописка) поражает, вопреки Конституции, одно из важнейших прав – стать гражданином России, что по-прежнему лишает тысячи вернувшихся на родину соотечественников возможности честно и открыто жить и трудиться в России.

В законе предусмотрен упрощенный порядок получения гражданства для лиц, прибывших из бывших союзных республик, если они обратятся с ходатайством до 1.06. 2006 г. Но при этом они должны иметь постоянную регистрацию на момент 1.07.2002 г., либо получить разрешение на временное проживание. Таким образом, те, кто фактически постоянно проживал, но имел только временную регистрацию, должны будут проходить процедуру получения разрешения на временное проживание, при этом им дается достаточно сжатый срок, в который трудно уложиться  (до 1.01.2004). Те,  кто переехал в Россию в 2002 г., либо в настоящее время еще проживает в постсоветских странах, но хотел бы переехать в Россию уже в ближайшее время, не смогут воспользоваться этой нормой из-за ограниченного срока, который отведен для ее действия. Необходимо увеличить срок действия этой нормы хотя бы до 1.01.2008 г.

В законе о гражданстве предусмотрен льготный режим также для участников ВОВ. Но при этом требуется наличие регистрации по месту жительства (постоянной прописки). Учитывая возраст и заслуги данной категории лиц, которые переехали в Россию на постоянное место жительства, но во многих случаях по не зависящим от них обстоятельствам не могут получить постоянную регистрацию, а проживают имея регистрацию по месту пребывания, необходимо внести соответствующие изменения в Положение  о порядке рассмотрения вопросов гражданства Российской Федерации.

К мигрантам, принадлежащим к коренным народам России и не имеющим нигде, кроме Российской Федерации, национально-государственных образований, применимо понятие «репатриантов». Необходимо внести данное понятие в список «основных  понятий» Закона о гражданстве и предусмотреть прием в гражданство РФ репатриантов в упрощенном порядке, без оформления разрешения на временное проживание и вида на жительство.

С учетом сказанного, эксперты настаивали на том, что государству необходимо больше уделять внимания политике репатриации. «Репатриация должна стать приоритетным направлением государственной миграционной политики как на федеральном, так и на региональном уровне, – подчеркивали эксперты. В настоящий момент в государствах СНГ и Балтии проживают около 28 млн. граждан тех национальностей, которые имеют на территории РФ национально-государственные образования. Это, прежде всего, русские (около 25 млн. чел.), татары, осетины, башкиры, мордва, чуваши, представители других народов. Это огромный резерв пополнения России в целом, и Саратовской области в частности, квалифицированными и этнически близкими россиянам людскими ресурсами».

В первую очередь Россия несет моральные обязательства перед многомиллионной русской диаспорой. Необходимо позволить русским быть русскими, дать возможность русским ощутить свою принадлежность Родине  и служить ей, где бы они ни жили.

Что касается закона «О правовом положении иностранных граждан в РФ», то, по мнению экспертов,  данному закону присущи следующие недостатки.

Оценивая нормативно-законодательную базу миграционной политики в России, и в частности закон «О правовом положении иностранных граждан», эксперты выдвигали такие весьма конкретные предложения:

Эксперты – представители правоохранительных органов, выступали за то, чтобы повысить адекватную ответственность за нарушение законов.

Так, согласно Закону о правовом положении иностранных граждан, регистрация иностранного гражданина и выдача ему разрешения на временное проживание  происходит на основе миграционной карты, имеющей отметку органа пограничного контроля о въезде в РФ.  Однако миграционная карта, как указывают работники паспортно-визовых служб, не защищена от подделок; «ею торгуют на каждом углу». Наличие на миграционной карте штампа пересечения границы также не гарантирует ее подлинности.

В связи с этим, экспертами предлагаются следующие меры. Во-первых, миграционная карта должна иметь надежные степени защиты, чтобы, по возможности, исключить или свести к минимуму случаи ее подделки. Во-вторых,  за подделку миграционной карты должна быть введена уголовная ответственность.

Как указано в Законе о правовом положении иностранных граждан, в целях их учета создается центральный банк данных. С точки зрения экспертов создание и ведение единой информационной базы о всех въезжающих на территорию России иностранных гражданах представляется весьма полезной и своевременной мерой в борьбе с незаконной миграцией.

Работники правоохранительных органов сетовали, что в области есть такие владельцы жилья, которые «напрописали» к себе до 50 человек мигрантов, и при этом не несут никакой ответственности за дальнейшую их судьбу: место нахождения, вид занятости и пр. Здесь также должны быть введены какие-то регулирующие меры.

Особую озабоченность региональных властей вызывают приграничные с Казахстаном районы Саратовской области. В этой связи экспертами отмечалось то, что существующий пограничный режим на российско-казахстанской границе создает неоправданно усложненные бюрократические проблемы для населения и часто не может быть им соблюден. Имеющийся порядок пересечения границы, как правило, осложняет жизнь приграничного населения, не поддерживается им, вызывает неприятие действий власти и тем самым ускоряет миграцию местных жителей в западном направлении, способствуя обезлюдеванию приграничной полосы.  Более того, данный порядок создает стимул для развития коррупции и формирования криминогенной обстановки. В интересах России - создать в меру открытый, ориентированный на силы местных сообществ пограничный режим, отвечающий интересам населения приграничных территорий. Такой режим, к примеру, должен предусматривать введение постоянных пропусков для перехода через границу, поощрять деятельность местного самоуправления по установлению переговорного процесса с казахстанскими соседями по предотвращению и улаживанию возможных недоразумений и, конечно же, способствовать установлению правил взаимного использования трансграничных объектов инфраструктуры. Подобные меры позволили бы правоохранительным органам в большей мере сосредоточиться на предотвращении незаконной миграции, самый большой поток которой сегодня идет через российско-казахстанскую границу.

В этом направлении в области делаются первые шаги. Так, Управлением по делам миграции Саратовской области совместно с Западно-Казахстанской областью Казахстана подписаны планы взаимодействия по пресечению незаконной миграции.

В перечень «приграничных» миграционных мероприятий», по мнению представителей Саратовской области, должно войти повсеместное создание иммиграционных пограничных постов. Конструктивной мерой по пресечению незаконной миграции стало бы создание миграционной приграничной инспекции.

Одной из острых проблем региона является проблема социально-экономической и психологической адаптации иммигрантов. Несвоевременное ее решение нередко приводит к маргинализации въезжающих, выталкиванию их в криминальную сферу. Между старожильческим и приезжим населением в регионе простирается административная пропасть. В крупных городах трудовые мигранты нередко подвергаются дискриминации со стороны правоохранительных органов, которые используют для этого систему прописки и регистрации.

Временная регистрация как форма регистрации мигрантов, не имеющих собственного или муниципального жилья, а, следовательно, и  постоянного местожительства на территории РФ, на практике зачастую закрывает доступ к структурам социальной помощи и социальной защиты. Мигрантам отказывают в приеме на работу, в паспортизации подросших детей, предоставлении пособий по безработице и уходу за детьми, в ряде случаев запрещают покупку жилья и т.п. Не создавая мигрантам нормальных условий пребывания, власти тем самым теснят их в криминальную нишу, поощряют коррупцию среди чиновников.

Определенный вклад, по мнению экспертов,  в формирование миграционной политики вносит и общественное мнение. А оно, как правило, негативное по отношению к мигрантам. Самым мощным аргументом против иммиграции является то, что якобы трудовые мигранты занимают рабочие места, предназначенные коренным жителям. Утверждается, что такое «перераспределение» в пользу мигрантов ведет к росту безработицы, а увеличение предложения рабочей силы способствует сокращению средней заработной платы. Кроме того, существует мнение, что мигранты «берут» больше, чем «дают», и тем самым создают дополнительное бремя для налогоплательщиков за счет пользования социальными программами.

Такие представления, активно подогреваемое популистскими демагогами, достаточно широко распространены в общественном мнении, хотя далеко не соответствует реальности. Внешняя трудовая миграция составляет лишь 0,5% от общей численности населения, занятого в экономике, и не оказывает существенного влияния на рынок труда.  Возможно, что происходит определенное перераспределение рабочих мест в пользу мигрантов, однако последствия  этого не носят масштабного характера.

Особенно настороженно общественное мнение относится к кавказцам. При общем падении уровня жизни в обществе формируется устойчивое мнение о том, что они “оккупировали рынки” и “наживаются на нас”. По мнению некоторых экспертов, население Саратовской области выражает свое недовольство губернатором Д.Аяцковым в части решения им национального вопроса в регионе. Губернатор якобы покровительствует заселению области выходцами с Кавказа, создает режим экономического благоприятствования для приезжих, не имеющих российского гражданства. Вызывает резкое осуждение со стороны местного населения и инициатива Д.Аяцкова по созданию «этнических народных дружин», которые уже патрулируют улицы города.

Другими словами, коренное население опасается за чистоту своей культуры, склонно считать иммигрантов потенциальными преступниками, видеть в них причину роста безработицы и падения уровня жизни. Мигранты же, в свою очередь, переживая трудности культурной и социально-экономической адаптации, острее чувствуют свою этническую идентичность и противопоставляют себя новой среде.

В связи с существованием искаженных представлений о мигрантах в общественном сознании экспертами выдвигалось предложение о повышении роли СМИ в развенчании бытующих мифов. Необходимо на цифрах и конкретных примерах формировать доброжелательный климат вокруг мигрантов. Эксперты приводили следующие аргументы в пользу иммиграции. Во-первых, использовать иностранную рабочую силу с экономической точки зрения даже выгоднее, чем собственную, поскольку мигрант – это уже готовая рабочая сила, не требующая дополнительных затрат на образование и воспитание до достижения трудоспособного возраста. Во-вторых, иностранные рабочие, как правило, претендуют на те вакансии, которые не пользуются популярностью у коренного населения. Поэтому вопреки распространенному мнению, миграция не увеличивает безработицу, а наоборот уменьшает ее (это в основном касается трудовой миграции). В-третьих, мигранты являются и работниками, и потребителями. Занимая рабочие места, они одновременно увеличивают потребительск��й спрос. Это приводит к росту занятости. Более того, среди мигрантов довольно много частных предпринимателей, создающих новые рабочие места. Наконец, будучи представителями самых разных культур и традиций, мигранты создают и стимулируют развитие новых видов услуг, товаров, идут на эксперименты, усиливают специализацию, привносят элемент творчества и разнообразия.

Экспертов беспокоит низкий уровень знаний госслужащих  о миграционных процессах, этносоциальной ситуации, методах и возможностях регулирования межнациональных отношений. Высказывалось мнение о необходимости соответствующих обучающих программ для государственных служащих, направленных на расширение их знаний о различных этнокультурных группах, проживающих на территории Саратовской области: структуре их семей, культурных ценностях, религиозных верованиях, истории, языке, привычках, культуре быта, существующих в той или иной культуре предубеждениях и "табу", возможных "смещениях" культурных установок, экономических предпочтениях, политических воззрениях, манере поведения и т.п.

Заключение:

На основе интервьюирования экспертов и анализа статистических данных можно сделать следующие выводы.

Происходит снижение количества мигрантов, прибывающих на территорию Саратовской области.

Внутрироссийская миграция не является в настоящем и скорее всего не будет являться в ближайшей перспективе существенным демографическим донором для Саратовской области из-за конкуренции более привлекательного Центрального региона, поэтому следует поощрять привлечение иностранной рабочей силы, прежде всего, из стран центральноазиатского и кавказского регионов, миграционный потенциал которых остается еще достаточно высоким и выходцы из которых составляют большинство в миграционном потоке в область.

Мигранты отличаются от местного населения повышенной долей лиц, находящихся в трудоспособном возрасте, и пониженной долей лиц в возрасте старше трудоспособного, что положительно влияет на демографическую ситуацию в области.

Среди мигрантов превалируют русские, входящие в этнически однородную русскую среду, что способствует адаптации. Однако с каждым годом увеличивается доля представителей титульных народов государств Центральной Азии и Закавказья, что ведет к изменению этнокультурного баланса в регионе.

Развитие рынка труда в Саратовской области опережает миграционный поток в регион. Мигранты из стран СНГ заняты в основном неквалифицированным трудом. В то же время в области насчитывается 20 тыс. вакансий, требующих труда высокой квалификации. К сожалению, поток нынешних мигрантов, в большинстве своем не имеющих необходимого образования и соответствующего опыта работы, решить проблему нехватки квалифицированных специалистов не в состоянии.

В результате депопуляции и снижения миграционного прироста населения в Саратовской области с каждым годом все острее ощущается  дефицит трудовых ресурсов, что требует формирования поощрительной миграционной политики. В то же время приоритеты государственной миграционной политики, к сожалению, смещаются в сторону борьбы с незаконной миграцией, а не в сторону привлечения и создания условий для адаптации мигрантов. Существующие законодательные акты направлены скорее на сдерживание миграции. Налицо действие как на федеральном, так региональном уровнях ограничительной («защитительной») иммиграционной политики. Как раз это и приводит к тому, что Саратовская область теряет привлекательность для мигрантов.

Среди недостатков, устранение которых требуется в первую очередь, экспертами назывались следующие:

  1. несовершенство миграционного законодательства, его несоответствие нормам международного права;

  2. отсутствие Федеральной миграционной программы и как следствие отсутствие миграционных программ в субъектах Российской Федерации, в том числе и в Саратовской области;

  3. отсутствие дифференцированного подхода к различным категориям мигрантов;

  4. нескоординированность органов и организаций, занимающихся вопросами миграции, а также недостаточное их финансирование;

  5. низкий уровень профессиональной подготовки сотрудников органов государственной власти в области миграции.

Эксперты предложили немало конкретных способов усовершенствования миграционной политики в Саратовской области.

1. Приоритетным направлением текущей миграционной политики в регионе должна стать иммиграционная амнистия (легализация), которая могла бы стать «прорывом» в деле сокращения незаконной миграции.

2. Поскольку область нуждается не столько в гастарбайтерах, сколько в постоянных жителях, необходимо разрабат��вать целенаправленные программы по привлечению молодежи, прежде всего из соседних стран Центральной Азии.

3. Так как Саратовская область граничит с Казахстаном, целесообразно разработать комплексную программу по адаптации жителей приграничных территорий к изменившимся условиям жизни. Более того, эксперты настаивают на скорейшем принятии Государственной Думой Закона о статусе новых приграничных территорий,  о создании миграционной пограничной инспекции, также на открытии Министерством иностранных дел в приграничных регионах своих представительств.

4. Чтобы обеспечить качественный миграционный прирост, миграционная политика должна строится на принципах селективного отбора. С этой целью необходимо создание соответствующей инфраструктуры - сети центров тестирования, повышения или смены квалификации мигрантов, а также жилищное, трудовое, социальное обеспечение мигрантов.

Это станет возможным лишь при условии активизации экономического развития Саратовской области. Только в этом случае принимающая сторона сможет четко формулировать потребности в объемах и составе иммигрантов и разработать программы по привлечению квалифицированной рабочей силы из стран СНГ.

5. В целях борьбы с нелегальной миграцией необходимо повысить ответственность за нарушение законов, в том числе работодателя за прием нелегальных мигрантов. Достижению этой цели в определенной степени будет способствовать создание единого банка данных о въезжающих на территорию России иностранных гражданах, что позволит работникам паспортно-визовых служб с помощью средств электронной связи получить подтверждающую информацию о данном гражданине при оформлении ему разрешения на временное проживание.

В заключение хотелось бы отметить, что, несмотря на то, что экспертами  предлагались те или иные меры по совершенствованию миграционной политики, высказывались конкретные поправки к действующим законам, большинство из них считает, что нормативно-правовая система и структуры ее обеспечения на сегодняшний день не способствуют интеграции мигрантов в российский социум, а создают искусственные барьеры на этом пути, препятствуя легализации иммигрантов и провоцируя вольно или невольно этносоциальную сегрегацию. Другими словами, нынешняя миграционная политика по сути своей является антимиграционной и репрессивной. Поэтому частными поправками законов ситуацию не исправить: необходимо срочно менять концепцию миграционной политики. Бессмысленно жестокие законы «О гражданстве» и «О правовом положении иностранных граждан» принимались вроде бы для борьбы с нелегальной миграцией, а пострадали, в первую очередь, значительная часть жителей нашей страны и потенциальные мигранты – наши бывшие соотечественники, которые остаются во многом культурно-родственными россиянам людьми и, самое главное, – хотят жить и работать в России.