Новая миграционная политика России: впечатляющие результаты
и новые проблемы

Ж.А. Зайончковская

The reasons which have caused the adoption of a new migration legislation policy course of Russia are considered in the paper. Author discusses the changes in the migration legislation; the first results of new policy received in 2007. The significant attention have given to the new challenges which have arisen in connection with the new legislation. The data on monitoring of the new migration legislation received in research IОМ and OSCE in Russia are used in the paper. The author took part in this research. The paper is designed on the basis of IOM/OSCE research on monitoring of new migratory legislation implementation.

В начале 2007 г. Россия сделала решительный шаг в сторону либерализации миграционной политики, введя в действие новые правила регистрации мигрантов и выдачи разрешений на работу иностранным работникам. Этот шаг имеет такое же принципиальное значение для жизни страны, как и закон о свободе въезда и выезда, принятый в 1993 г. и обрушивший "железный занавес".

Между обозначенными двумя событиями прошло почти полтора десятилетия, в течение которых направление миграционной политики России и ее приоритеты не единожды менялись. В первые годы после распада СССР внимание фокусировалось на приеме вынужденных мигрантов из зон конфликтов, вспыхнувших на постсоветском пространстве, а также приеме репатриантов из бывших союзных республик. Двери России в это время, можно сказать, были открыты настежь как для эмигрантов, так и для иммигрантов. Свободная иммиграция привела к появлению и быстрому увеличению незаконной миграции и сопряженным с ней проблемам - разным формам трудовой эксплуатации, принудительного труда, обманной вербовки и торговли людьми, наркотрафика и др. Тогда страна бросилась в другую крайность, перейдя к жестко ограничительной политике, стержнем которой стал миграционный контроль. Этому способствовало и настороженное отношение к иностранцам со стороны населения, привыкшего раньше жить в условиях закрытой страны.

В 2002 г. было введено в действие жесткое законодательство, которое возвело труднопреодолимые барьеры на пути законного пребывания и трудоустройства иностранных граждан. Имеется в виду Федеральный Закон Российской Федерации "О правовом положении иностранных граждан в Российской Федерации" от 25 июля 2002 г. Легитимное пространство для мигрантов стало крайне узким. В результате жесткие меры дали обратный результат. Чрезмерное ограничение легитимного пространства, вытесняя мигрантов в неправовое поле, способствовало еще б?льшему развитию незаконной миграции и формированию мафиозных сетей в миграционной сфере. Регистрируемая же миграция резко уменьшилась, что противоречило интересам России, переживающей демографический кризис.

Настоятельность поворота миграционной политики в сторону протежирования иммиграции становилась все более очевидной. Президент Путин в своей речи на заседании Совета Безопасности 17 марта 2005 г. назвал стимулирование миграционных процессов "нашей важнейшей задачей", актуальность которой была также подтверждена в Послании Президента Федеральному Собранию в мае 2006 г. В том же году, наконец, было принято новое законодательство, развивающее эту линию.

Почему необходимо увеличение иммиграции?

Проблема иммиграции возникла в тесной связи с демографическим кризисом. Демографы единодушны относительно будущего населения России. И демографы ООН, и Росстат, и исследователи прогнозируют быстрое сокращение его численности. Согласно среднему варианту последнего прогноза Росстата, выполненному в 2007 г., население России к 2026 г. уменьшится до 135,6 млн человек, при условии некоторого прогресса в рождаемости (повышении коэффициента суммарной рождаемости с 1,32 до 1,62) и в средней продолжительности жизни (подъема с 60,3 до 61,8 года у мужчин и 73,2 до 75 лет у женщин), а также увеличении нетто-иммиграции со 156 тыс. человек в 2007 г. до 469 тыс. человек в 2025 г. Если же будут пролонгированы современные тенденции рождаемости, смертности и иммиграции, численность населения страны может упасть до 125 млн человек. Прогноз ООН определяет население России на конец 2025 г. в 130 млн человек.

Хотя население России убывает с 1992 г., этот процесс до 2007 г. не затрагивал трудоспособные возрастные контингенты. Напротив, на фоне нисходящей тенденции общей численности населения его трудоспособная часть росла, причем весьма заметно, вследствие благоприятного соотношения входящих в трудоспособный возраст и выходящих за его пределы поколений. В 2006 г. этот рост закончился и начался период стремительной естественной убыли трудоспособного населения. Вначале, в 2007 г., убыль была сравнительно небольшой - около 300 тыс. человек, но уже в 2008 году это будет в 2 раза больше, а в 2010-2019 гг. сокращение превысит 1 млн человек ежегодно. В сумме в ��ериод до 2026 г. естественная убыль трудоспособного населения России, если оно не будет пополняться мигрантами, превысит 18 млн человек. При сравнении этой величины с численностью занятых в экономике России, составляющей 69 млн человек, чрезвычайная серьезность ситуации становится очевидной.

Такой обвал ресурсной составляющей рынка труда за столь короткий период невозможно возместить за счет технического прогресса и переструктуризации экономики, для которых характерны более плавные изменения. Не спасают и надежды (даже если они сбудутся!) на повышение рождаемости в связи с современной активной демографической политикой страны - ведь дети, которые выйдут на рынок труда в ближайшие два десятилетия, уже родились. Безусловно, необходимо мобилизовать имеющиеся внутренние резервы, но этот источник тоже не может быть основным. Все это приводит к выводу о необходимости увеличения иммиграции, особенно ее трудовой составляющей, чтобы дефицит на рынке труда не стал тормозом развития экономики страны.

Можно с уверенностью утверждать, что в ближайшей перспективе труд будет одним из самых дефицитных, если не самым дефицитным ресурсом в России, а миграция приобретает, без преувеличения, судьбоносное значение для ее развития. От того, насколько страна справится с задачей привлечения необходимого количества иммигрантов, самым непосредственным образом зависят темпы ее экономического роста, а, следовательно, уровень жизни населения, его пенсионное обеспечение, социальная стабильность, региональные пропорции развития, наконец, размеры страны и ее целостность.

Ожидаемое резкое сжатие трудового потенциала выводит иммиграционную составляющую на уровень стратегического направления миграционной политики России. Следовательно, перспективная миграционная политика России - это, прежде всего, иммиграционная политика.

Диссонирующий миграционный тренд

Согласно оценке, проведенной Росстатом, миграционный прирост населения, полученный Россией за 14 лет, прошедшие между переписями, за 1989 и 2002 гг., составил 5,6 млн человек. Это в 2,3 раза больше, чем за аналогичный по продолжительности предшествующий период. В последние годы происходило быстрое снижение миграционного тренда, после того как в 1994 г. он достиг максимума (Рис. 1). Нисходящий миграционный тренд и огромное количество незаконных мигрантов находится в явном противоречии с потребностью страны в мигрантах, свидетельствуя о несостоятельности недавно проводимой миграционной политики, ее фиаско.

Fig. 1. Net migration of Russia, 1970-2005, thousands


Однако тренды регистрируемой миграции скорее отражают трудности правового оформления мигрантов, чем реальные потоки. Опираясь на исследовательские оценки, общее количество иммигрантов, находящихся в России, можно оценить примерно в 7 млн человек. Большая часть из них (от 3,5 до 4,5 млн) - это трудовые мигранты, нанятые неофициально. Наличие в стране большого количества незаконных мигрантов подтвердила и последняя перепись населения 2002 года, которая зафиксировала на 2 млн больше мигрантов, чем показывала их регистрация. Масштабы необходимой в будущем иммиграции приводят к заключению, что Россия и в первой половине XXI века останется одним из самых привлекающих государств в мире.

Изменения в миграционном законодательстве

Главное направление происшедших изменений состоит в сильном упрощении регистрации иностранных граждан по месту пребывания, а также правил трудоустройства.

Ранее, чтобы получить право на пребывание в России, иностранный гражданин обязан был в течение 3-х дней зарегистрироваться по месту жительства. Регистрация производилась в милиции, соответствующий штамп ставился в паспорт. Регистрация могла быть совершена только с согласия всех лиц, постоянно проживающих по тому адресу, по которому регистрируется мигрант. Для этого требовалось не просто соответствующее заявление, но личная явка в милицию как ответственного владельца или съемщика жилого помещения, так и всех в нем проживающих лиц. Именно регистрация (прописка) в том виде, как она осуществлялась, была главным камнем преткновения на пути законного пребывания в России и официального трудоустройства. Бюрократические барьеры, связанные с регистрацией, оказались практически непроходимыми для большинства мигрантов.

Принимая во внимание, что наличие регистрационного штампа в паспорте было обязательным условием трудоустройства, не приходится удивляться буквально расцвету различных криминальных сервисов по продаже "адреса", равно как и криминализации милиции на миграционной почве. Только зная прежний порядок, можно по достоинству оценить произошедшие перемены.

Летом 2006 г. были приняты новые законодательные документы, коренным образом изменившие миграционный режим в России. В��-первых, были внесены существенные изменения в закон "О правовом положении иностранных граждан" и принят новый закон "О миграционном учете иностранных граждан и лиц без гражданства в Российской Федерации" Оба закона вступили в силу с 15 января 2007 года.

Новый порядок сильно упростил процедуру регистрации для временно пребывающих на территории страны, каковыми и является основная часть мигрантов. Для этой категории мигрантов отменена разрешительная регистрация по месту жительства со штампом в паспорте. Она заменена уведомительной регистрацией по месту пребывания. Лицо или организация, принимающая мигранта, должны сдать заявление по установленной форме, где в качестве места пребывания мигранта может быть указан не обязательно адрес места жительства. Альтернативой может быть адрес места работы или посреднической фирмы. Заявление можно сдать не только в милицию, но и отправить по почте в местное управление миграционной службы. Корешок от заявления со штампом о его приеме является удостоверением легального пребывания мигранта. При этом до минимума сокращен перечень требуемых для постановки на учет документов. Нужны лишь паспорт и миграционная карта. Впервые со времен существования паспортной системы введена модель, отобравшая у милиции разрешительную функцию регистрации мигрантов. Впервые также временно пребывающему в России не требуется регистрационный штамп в паспорте. В 2 раза - до 180 дней - удлинен срок временного пребывания, который может быть продлен до 1 года.

Не менее решительно изменен порядок трудоустройства мигрантов. Ранее разрешение на найм иностранной рабочей силы выдавалось работодателю. Это ставило мигрантов в зависимое положение от работодателя, провоцировало развитие неправовых практик трудового найма, обманной вербовки, рабского труда, торговли живым товаром.

Теперь разрешение на работу в виде трудовой карты выдается лично мигранту, а не работодателю, как раньше. Мигрант получил право свободного поиска работы, а работодатель - свободного найма иностранного гражданина, имеющего разрешение на работу. Таким образом, ликвидирована "привязка" работника к работодателю и созданы условия для свободного перемещения на рынке труда иностранной рабочей силы.

Перемены пока коснулись только мигрантов, приезжающих в Россию на безвизовой основе из стран СНГ. Рабочую силу из стран СНГ Россия рассматривает как приоритетную для себя, поэтому преференции в ее отношении естественны.

Квотированный порядок выдачи разрешений на работу сохранен, но требования к квотированию расширены. Теперь квоты должны устанавливаться в зависимости от профессии, специальности, квалификации мигрантов, страны их происхождения, а также по регионам России. При этом квоты не распространяются на квалифицированных специалистов, трудоустраивающихся по своей специальности, и это тоже новшество. На 2007 г. были установлены две квоты: для иностранных граждан из безвизовых стран (6 миллионов разрешений) и для иммигрантов, прибывающих в визовом порядке в целях осуществления трудовой деятельности (308,8 тыс. приглашений). Огромная квота для безвизовых стран на 2007 год позволила провести легализацию большинства накопившихся незаконных мигрантов из этих стран. В этих целях была проведена разовая акция по выдаче дубликатов миграционных карт мигрантам, просрочившим сроки пребывания или потерявшим миграционные карты. Вместе с тем, пока что механизм квотирования в условиях России не является эффективным методом управления трудовым миграционным потоком. Возможность расчета квот в условиях современного российского рынка труда - быстро меняющегося, импульсивного, в значительной части находящегося в тени - проблематична.

Первые обнадеживающие итоги новой политики

Итоги первого года действия новой политики дают полные основания говорить о впечатляющем позитивном эффекте. Во-первых, впервые были получены довольно достоверные данные об общем количестве иммигрантов, в том числе о количестве трудовых мигрантов. В течение 2007 г. было зарегистрировано 8 млн въездов на временное пребывание и выдано 1,8 млн трудовых карт.

Во-вторых, важнейшим результатом новой политики является повышение уровня легальности временных трудовых мигрантов, что, в свою очередь, способствовало улучшению защиты их прав человека и трудовых прав. Ситуация изменилась радикальным образом. Если раньше почти половина мигрантов (46%) не были зарегистрированы, то сейчас удельный вес этой категории мигрантов уменьшился в 3 раза (до 15%). Подавляющее большинство мигрантов (85%) встали на миграционный учет и выведены из тени (Рис. 2).

Fig. 2. Migrant's access to registration

Источник: программа МОМ и ОБСЕ по мониторингу нового миграционного законодательства в России

Резко возросла доля иммигрантов, легально работающих на территории РФ со всеми вытекающими отсюда позитивными экономическими (рост налогооблагаемой базы и др.) и социальными (улучшение условий жизни и труда мигрантов и возможностей для защиты их прав) последствиями. Раньше, до реформирования миграционного законодательства, по данным различных исследований, официально работали лишь от 15 до 25% трудовых мигрантов, а 75-85% работали нелегально. После введения в действие нового законодательства ситуация стала диаметрально противоположной. Три четверти мигрантов имеют разрешение на работу (76%), а четверть не имеют. Более, чем в 2 раза увеличилась налогооблагаемая база за счет иностранных работников (Рис. 3).

Fig. 3. Migrant's Access to work permits

Источник: программа МОМ и ОБСЕ по мониторингу нового миграционного законодательства в России

Новые проблемы

Хотя и мигранты и особенно работодатели встретили перемены с энтузиазмом, а процент тех, кто оценивает новую миграционную политику негативно, ничтожен, все же говорить о ее единодушном одобрении пока не приходится. Это видно по диаграмме 4, которая наводит на размышления.

Так, каждый третий мигрант и работодатель затруднился в оценке новых правил. Можно с большой вероятностью, что так оно было, предположить, что это те мигранты, которые впервые приехали в Россию и таким образом не сталкивались с прежней практикой оформления, и соответственно, те работодатели, которые впервые наняли иностранных работников. Обращает на себя внимание также значительная группа мигрантов (21%), не почувствовавших никаких изменений. Пока не ясно, кто вошел в эту группу. Скорее всего, это те мигранты, которые давно работают в России и оформлением которых занимается работодатель - сам или через посредническую фирму. В этом случае мигрант практически отстранен от процедурных формальностей и, что называется, "не в курсе дела".

Согласно новым правилам работодатель, принявший на работу иностранного работника, имеющего трудовую карту, обязан уведомить об этом службу занятости. Однако в 40% случаев работодатели не сделали этого, чтобы избежать выплаты налогов. Получается, что трудовая карта сама по себе еще не гарантирует официальную занятость. Мигрант может и не знать, законный его контракт или фиктивный. Создалась парадоксальная ситуация, требующая незамедлительной корректировки.

Много проблем возникло и с медицинским обследованием мигрантов. Со всей очевидностью обнаружились неразвитость в стране миграционной инфраструктуры и несогласованность всех звеньев, участвующих в процессе правового оформления мигрантов. К сожалению, новые законы, как это стало печальным правилом в России, были введены раньше, чем были разработаны необходимые инструкции, обучены работе по новым правилам чиновники, подготовлены информационные материалы для мигрантов и др. Все это делается вдогонку. Не было подготовлено в должной мере к переходу на новый порядок и управляющее сообщество в регионах, значительная часть которого продемонстрировала скорее растерянность, чем готовность к либеральному курсу миграционной политики. Согласно упреждающему экспертному опросу, проведенному летом 2006 г., каждый третий специалист, работающий в системе Федеральной миграционной службы, совсем или частично не одобрял новый курс, был против введения легко доступной уведомительной регистрации; почти 40% настаивали на сохранении прежнего порядка занятости иностранных работников на основе разрешений, выдаваемых работодателю.

Fig. 4. Accessment of the new immigration legislation

Источник: программа МОМ и ОБСЕ по мониторингу нового миграционного законодательства в России

Существует и проблема недостаточной осведомленности мигрантов и работодателей о новых процедурах, чем сразу же воспользовался рынок теневых услуг. В результате трудовые мигранты нередко получают недействительные или поддельные документы и т.д.

Нет полного согласия и в обществе, в котором явственно ощущается сопротивление реформаторским процессам приверженцев традиционных жестких порядков, как и нет единого мнения относительно необходимости протекционистской миграционной политики вообще.

Резюме

Как бы то ни было, Россия продемонстрировала перед теми странами, относительно которых она провозгласила преферентный политический интерес, что мигрантов из этих стран, действительно, здесь ждут, и что Россия, действительно, готова обеспечивать их легитимность и защищать их права. Такая доброжелательная, открытая позиция государства по отношению к мигрантам, безусловно, будет способствовать сокращению ксенофобии и рабства, преодолению трудового дефицита, прогрессирующему росту экономики страны.

Важным политически�� следствием либеральной миграционной политики, далеко выходящим за рамки собственно миграции, является то, что она создает предпосылки для укрепления позиции России в СНГ, создавая базу для качественно иных, более конструктивных отношений.

Вместе с тем, предстоит еще трудный путь по отлаживанию механизма работы нового миграционного законодательства. Важно продолжать этот путь и не допустить отката назад, как этого требуют сторонники прежних порядков. Важно, чтобы первый в истории России опыт либеральной политики удался. Поставить точки над "i" придется уже новому президенту.