МИГРАЦИОННЫЕ УСТАНОВКИ НАСЕЛЕНИЯ УКРАИНСКИХ СОСТАВЛЯЮЩИХ ЕВРОРЕГИОНОВ «БУГ» И «КАРПАТЫ»
После официального провозглашения желания Украины приобрести ассоциированное членство в Европейском Союзе Президентом страны была утверждена стратегия ее интеграции в Евросоюз. Одним из центральных направлений включения Украины в европейские экономические структуры выступает приграничное сотрудничество. В Европе приграничные связи осуществляются в рамках Еврорегионов. Главной их задачей является создание прозрачных границ для свободного движения населения, товаров, услуг и капитала. В западном приграничье Украины в настоящее время функционируют Еврорегионы «Буг» (Волынская область) и «Карпаты» (Закарпатская, Ивано-Франков-ская, Львовская и Черновицкая области).
Логично предположить, что и реальная, и потенциальная миграция украинских Еврорегионов являются прообразом миграции населения Украины в целом на ближайшую перспективу.
С целью выяснения мнений населения о состоянии и перспективах интеграции Украины в европейские структуры, а также определения его установок на переселение и труд за рубежом, в 1999 г. в украинских составляющих Еврорегионов «Буг» и «Карпаты» было проведено выбо-
рочное социологическое обследование в рамках темы «Приграничное сотрудничество и рынок труда в областях, входящих в Еврорегионы «Буг» и «Карпаты». Опросы проводились при участии работников местных органов управления, массив анкет – 475.
Интеграция Украины в Европу в оценках населения западного приграничья Украины
Одной из основных целей интеграции Украины в Европу является интенсификация приграничного сотрудничества, использование экономического опыта стран Центральной Европы. По мнению абсолютного большинства опрошенных (92,7%), создание и функционирование Еврорегионов «Буг» и «Карпаты» является благом для Украины. Вместе с тем, более чем каждый третий опрошенный (35,5%) считает, что существуют непреодолимые преграды для существования и успешного развития данных регионов. Почти половина (47,1%) этих преград, по мнению опрошенных, сосредоточена в экономической сфере, на долю исторических причин приходится 21,6%, политических – 12,8%, культурных – 11,8% и национальных – 6,8%. Однако основная часть опрошенных все-таки считает, что существование таких регионов вполне возможно, хотя и сопряжено с рядом трудностей.
Еврорегионы «Буг» и «Карпаты» пока еще не стали индикатором социально-экономической ситуации в их украинских составляющих. 47,2% опрошенных, характеризуя функционирование Еврорегионов «Буг» и «Карпаты», использовали такое выражение как «это – то, чего не видно» (30,5%) и «это – то, что появляется редко». Вместе с тем, с функционированием и развитием Еврорегионов «Буг» и «Карпаты» 60,5% опрошенных связывает улучшение сотрудничества в сфере туризма, 57,2% – в сфере культуры, и почти половина (48%) – в сфере охраны окружающей среды. Вклад Еврорегионов в развитие экономики украинского приграничья, согласно данным опроса, существенно меньше. Так, с функционированием и развитием Еврорегионов «Буг» и «Карпаты» улучшение хозяйственной ситуации в своем районе связывает 20,1% опрошенных, улучшение собственного финансового положения – только 11,8%, снижение уровня преступности в своем районе – 5,3% опрошенных. По мнению респондентов, в будущем вклад Еврорегионов в санацию социально-экономической ситуации в западном приграничье Украины возрастет, причем наиболее существенным он будет в районах проживания респондентов (в 3,4 раза по сравнению с существующим уровнем), собственное финансовое положение респондентов возрастет в 4,7 раза по сравнению с настоящим.
Хотя создание Еврорегионов базируется на принципе невмешательства региональных властей в компетенцию центральных органов власти, связанные с Еврорегионами «Буг» и «Карпаты» надежды на быстрое оздоровление социально-экономической ситуации в их украинских составляющих обусловили то, что большинство (56,5%) опрошенных допускают представление Еврорегионов на международной арене без консультаций с государствами-участниками.
Расширение содержательно понятия гражданства, отказ от отождествления его с принадлежностью к определенной стране позволяет использовать возросшую информационную емкость этого термина для вхождения Украины в европейские политические и экономические образования. Естественно, в стране, лишь недавно приобретшей независимость, понимание гражданства исключительно как гражданства своей страны не может не быть доминирующим. И все же расширенная трактовка этого понятия (гражданин мира, Европы, своего Еврорегиона) приобретает в��е больший размах. Так, если гражданином Украины себя назвало 71,1%, то гражданином своего Еврорегиона – 1,2%, Европы – 4,7%, мира – 12%. Сужение гражданства до границ района (1,7%) и поселения (8,9%) было не очень распространенным. Еврорегионы «Буг» и «Карпаты» как свою малую родину уже назвало 10,6% опрошенных.
Установки на переселение за рубеж на постоянное место жительства
Как показало обследование, из общего числа опрошенных желание переселиться за рубеж на постоянное место жительства выразили 14,9%, еще 20,4% не определились с планами выезда. Наиболее часто как желаемые страны вселения внешними потенциальными мигрантами назывались Германия (20,2%), США и Канада (16%), Польша (8,5%), Россия и Беларусь (6,4%).
Мужчины по сравнению с женщинами в большей степени, хотя и незначительно, ориентированы на смену места жительства. В частности, доля желающих переселиться за границу на постоянное место жительства среди мужчин составила 16,3%, среди женщин – 13,7%; доли не выработавших четкой установки были практически одинаковыми (20,2% и 20,6%). Средний возраст не желающих переселяться за рубеж – 42 года, желающих это сделать – 38,4 года, не выработавших пока определенных планов – 35,2 года. Обследование выявило заметные повозрастные различия в миграционных установках населения (табл. 1). Общая тенденция такова: с возрастом доля отрицательно относящихся к перемене постоянного места жительства увеличивается и, напротив, падает доля желающих переселиться, а также не определившихся с выбором. Обращает на себя внимание тот факт, что среди молодого населения (до 30 лет) удельный вес не выработавших четкой установки в миграционных намерениях наиболее высок по сравнению с другими возрастными группами и составляет более трети опрошенных молодых возрастов. Что касается положительных установок на переезд, то резких различий между отдельными возрастными группами не наблюдается: доля желающих сменить постоянное место жительства у людей до 45 лет составляет 15,6-17,7% опрошенных этого возраста, в более старших возрастах немного ниже – 10-13,7%.
Таблица 1. Повозрастные различия установок на переселение за рубеж на постоянное место жительства, %
Возраст,лет | Установка на переселение | Всего | ||
положительная | отрицательная | невыработанная | ||
до 24 | 15,8 | 50 | 34,2 | 100 |
25-29 | 16,3 | 48,8 | 34,9 | 100 |
30-34 | 17,7 | 58,8 | 23,5 | 100 |
35-39 | 15,2 | 62,1 | 22,7 | 100 |
40-44 | 17,7 | 63,3 | 19 | 100 |
45-49 | 13,7 | 75,3 | 11 | 100 |
50-59 | 10,2 | 76,3 | 13,5 | 100 |
60 и ст. | 13,6 | 77,3 | 9,1 | 100 |
Уровень образования населения также влияет на формирование его миграционных установок. Полученные нами данные показывают, что на переселение за рубеж на постоянное место жительства в наибольшей мере ориентировались опрошенные с полным общим средним образованием и ниже (табл. 2). В составе данной группы, по сравнению с другими образовательными группами, доля лиц с положительной (а также невыработанной) установкой на переселение была наибольшей.
Таблица 2. Уровень образования респондентов и их установки на переселение за рубеж на постоянное место жительства, %
Образование | Установка на переселение | Всего | ||
отрицательная | положительная | невыработанная | ||
Полное высшее | 67,8 | 9,9 | 22,3 | 100 |
Неоконченное высшее, высшее, среднее специальное | 69,6 | 13,6 | 16,8 | 100 |
Профессионально-техническое | 56,8 | 27 | 16,2 | 100 |
Полное общее среднее и ниже | 48,3 | 27,6 | 24,1 | 100 |
Высокая ориентация на переселение была свойственна также опрошенным с профессионально-техническим образованием; в данной образовательной группе отмечался наименьший удельный вес не выработавших установки на переезд.
Наибольший удельный вес не желающих переселяться за рубеж на постоянное место жительства был в группе лиц с неоконченным высшим, базовым высшим и средним специальным образованием.
Нами также было исследовано влияние уровня благосостояния населения на формирование его миграционных намерений. Среди респондентов с невыработанной установкой на переселение отмечалось наиболее высокое благосостояние. В составе данной группы доли опрошенных с низким («денег не хватает») и очень низким («денег не хватает на самое необходимое») уровнем жизни были меньшими, чем в составе респондентов с отрицательной (соответственно на 15,3% и 3,6%) и положительной (соответственно на 37,8% и 13%) установками на переселение за рубеж. Удельный вес опрошенных со средним благосостоянием («на самое необходимое денег хватает») в данной группе был выше соответствующих показателей групп опрошенных с положительной и отрицательной установками на переезд; удельный вес опрошенных с высоким («в основном денег хватает, можем даже кое-что откладывать») благосостоянием ощутимо больше.
Опыт выездов на работу за рубеж способствует повышению ориентированности на переселение туда на постоянное место жительства. В составе респондентов, когда-либо выезжавших на работу за рубеж, доля желающих уехать навсегда в 1,5 раза больше, чем в составе никогда не работавших за границей; доля не выработавших установки на переселение за рубеж на постоянное место жительства в первой из указанных групп респондентов в 2,3 раза выше, чем во второй. Между установками на переселение за рубеж на постоянное место жительства и на труд за рубежом существует прямая зависимость (табл. 3).
Таблица 3. Взаимосвязь установок на переселение за рубеж на постоянное место жительства и на труд за рубежом, %
Установка на труд за рубежом | Установка на переселение | Всего | ||
отрицательная | положительная | невырабо-танная | ||
Отрицательная | 89,9 | 5,6 | 4,5 | 100 |
Невыработанная | 68,6 | 7,9 | 23,5 | 100 |
Положительная | 55,8 | 19,4 | 24,8 | 100 |
Удельный вес ориентированных на долгосрочную работу в составе опрошенных с положительной установкой на труд за рубежом | 24,7 | 74,5 | 45,7 | 100 |
Так, удельный вес не желающих переселяться за рубеж на постоянное место жительства наибольшего значения достигал и в группе не желающих выезжать на работу за рубеж; доля желающих переселиться за рубеж на постоянное место жительства наиболее высока в группе желающих работать за рубежом и, прежде всего, среди желающих выезжать на долгосрочную работу за границу. Доля не определившихся с внешними миграционными планами высоких значений достигала среди опрошенных с невыработанной и положительной установками на труд за рубежом.
Установки населения на труд за рубежом
У населения приграничных районов ориентация на работу за рубежом выглядит естественно. В нашем обследовании удельный вес желающих работать за границей составлял 67,1%; 11,8% опрошенных с трудовыми намерениями не определились. Специфика приграничья проявляется также в относительно небольшой доле желающих выезжать на долгосрочную работу за рубеж среди лиц с положительной установкой на труд за рубежом (39,7%). Влияние приграничного положения проявляется также в достаточно высокой доле тех, кто раньше выезжал на работу за границу (15,8%). В составе опрошенных с положительной установкой на труд за рубежом доля тех, кто имел опыт выездов на работу за границу, была больше, чем в целом по массиву опрошенных на 32,2%. Данное превышение получилось в основном за счет высокого показателя среди ориентированных на долгосрочную (несколько лет) работу за рубежом: в их составе доля тех, кто выезжал раньше на ра��оту за границу, составила 28,3%; соответствующий показатель среди ориентированных на краткосрочную (несколько месяцев) работу за границей был практически таким же, как в целом по массиву опрошенных. Особенно низкой (4,2%) была доля тех, кто выезжал ранее на работу за границу, среди опрошенных с отрицательной установкой на труд за рубежом. Как и в других регионах страны, в западном приграничье ведущую роль среди факторов формирования положительной установки на труд за рубежом играют большие заработки: на них указало 54,5%. Ориентации на работу за рубежом способствуют также высокий уровень безработицы в западном приграничье, трудности нахождения работы вообще и по специальности – в частности. Среди опрошенных более половины (52,5%) уже предпринимали попытки найти работу за рубежом, однако большинство делали это как бы между прочим, нецелеустремленно. Наиболее притягательными с точки зрения трудоустройства странами для респондентов являются Польша (32% опрошенных), а также Германия (11,8%), Чехия (7,4%) и любая другая европейская страна (13,6%). В США и Канаду смогли бы поехать работать, реально оценивая свои возможности, 9,1% опрошенных, в Россию и Белоруссию – 7,1%.
По мнению 36,1% опрошенных, для облегчения трудоустройства за границей в первую очередь необходимы общедоступные курсы изучения иностранных языков; 25,9% считают, что этому может способствовать организация курсов профессиональной подготовки и переподготовки, 24,5% – частных посреднических агентств по трудоустройству за границей, 13,5% – периодические и информационные издания. По группам респондентов с различными установками на труд за рубежом резких различий в приоритетах указанных мероприятий не наблюдается (табл. 4).
Таблица 4. Мероприятия по облегчению трудоустройства
за границей
(по мнению опрошенных с разными установками на труд за границей),
%
Установка на труд за рубежом | Мероприятия | Всего | |||
организация общедоступных курсов изучения иностранных языков | организация курсов профессиональной подготовки и переподготовки | издание периодически необходимых информационных материалов | содействие работе посреднических агентств по трудоустройству за границей | ||
Отрицательная | 38 | 26 | 16 | 20 | 100 |
Положительная | 34,4 | 26,7 | 12,5 | 26,4 | 100 |
Невыработанная | 45 | 20 | 17,5 | 17,5 | 100 |
Удельный вес ориентированных на долгосрочную работу в составе опрошенных с положительной установкой на труд за рубежом | 35,4 | 33,6 | 11,2 | 19,8 | 100 |
Обследование не выявило существенных различий в ориентированности на работу за границей между мужчинами и женщинами. Более того, распространенное мнение о нерешительности женщин при выработке ими установок на труд за рубежом в наших обследованиях не нашло подтверждения. Правда, среди желающих работать за рубежом мужчин доля ориентированных на долгосрочную работу была значительно выше, чем среди женщин.
Средний возраст респондентов с отрицательной установкой на труд за рубежом (47,9 года) выше, чем у респондентов с невыработанной и положительной установками (40,9 и 38,3 года соответственно). Ори-ентированные на долгосрочную работу за рубежом незначительно моложе тех, кто настроен на краткосрочную работу там. Повозрастные вариации ориентированности на работу за рубежом приведены в табл. 5. Наиболее высока настроенность на работу за рубежом в возрастных группах до 45 лет. В частности, среди 25-34 летних доля желающих выехать на работу за границу составила 83,5%. В старших возрастных группах ориентированность на работу за рубежом относительно низка.
Таблица 5. Повозрастные различия в установках на труд за рубежом, %
Возраст, лет | Установка на труд за рубежом | Всего | Удельный вес ориентированных на долгосрочную работу в составе опрошенных с положительной установкой на труд за рубежом | ||
отрицательная | положительная | невыработанная | |||
до 25 | 13,2 | 71 | 15,8 | 100 | 33,3 |
25-34 | 9,3 | 83,5 | 7,2 | 100 | 49,4 |
35-44 | 14 | 78 | 8 | 100 | 33,3 |
45-54 | 28,9 | 53,1 | 18 | 100 | 39,7 |
55 и ст. | 64,9 | 24,3 | 10,8 | 100 | 33,3 |
Городские жители, по сравнению с сельскими, в большей степени ориентированы на работу за рубежом. В частности, удельный вес ориентированных на долгосрочную работу за рубежом среди опрошенных с положительной установкой на труд за рубежом в городах в 1,98 раза больше, чем в сельской местности; доли опрошенных с отрицательной и невыработанной установками на труд за рубежом в составе городских жителей меньше, чем в сельских (соответственно в 1,2 и в 1,1 раза).
Местные уроженцы более склонны к работе за рубежом, чем неместные. Так, доля опрошенных с положительной установкой на труд за рубежом среди местных уроженцев составила 70%, а среди неместных – 63,5%. Однако среди желающих работать за границей местных уроженцев доля ориентированных на долгосрочную работу ниже, чем среди настроенных на долгосрочную работу за рубежом неместных уроженцев: 38,3% и 44,2% соответственно. Различий во влиянии длительности проживания в месте нынешнего постоянного жительства неместных уроженцев на их установки на труд за рубежом не выявлено: во всех трех анализируемых группах (с положительной, отрицательной и невыработанной установками) средняя продолжительность непрерывного проживания неместных уроженцев составила 13 лет. Различия средней продолжительности непрерывного проживания ориентированных на краткосрочную и долгосрочную работу за рубежом у неместных уроженцев также были несущественными.
Проведенное обследование показало, что в наибольшей мере на труд за рубежом ориентированы респонденты с профессионально-техничес-ким образованием (табл. 6). В их составе удельные веса не желающих выезжать на работу за рубеж и не выработавших установки на труд там были существенно ниже, чем среди опрошенных в других образова-тельных группах. Высокой была также ориентированность на долгосрочную работу за границей у респондентов с профессионально-техническим образованием. Достаточно высока настроенность на работу за рубежом и у опрошенных с неоконченным высшим, базовым высшим и средним специальным образованием. Опрошенные с полным высшим и полным общим средним образованием в относительно меньшей степени ориентированы на труд за рубежом: доля не желающих выезжать на работу за границу в этих группах в 2,5-2,6 раза выше, чем среди респондентов с профессионально-техническим и с полным общим средним образованием.
Таблица 6. Уровень образования респондентов и их установки на труд за рубежом, %
Образование | Установка на труд за рубежом | Всего | Удельный вес ориентированных на долгосрочную работу в составе опрошенных с положительной установкой на труд за рубежом | ||
отрицательная | положительная | невыработанная | |||
Полное высшее | 24,5 | 64,4 | 11,1 | 100 | 40,3 |
Неоконченное высшее, высшее, среднее специальное | 17,6 | 70,2 | 12,2 | 100 | 28,3 |
Профессионально-техническое | 9,4 | 83,3 | 8,3 | 100 | 53,3 |
Полное общее среднее и ниже | 23,3 | 62 | 11,7 | 100 | 53,8 |
Отсутствие работы в месте постоянного жительства неизбежно вызывает необходимость ее поисков в других районах страны, а также за рубежом. Именно этим может быть объяснена очень высокая ориентированность на работу за рубежом у временно не работающих, которая приближается к таковой у бизнесменов (табл. 7).
На общем фоне высокой ориентированности на работу
за рубежом жителей украинских составляющих Еврорегионов «Буг» и
«Карпаты» выделяются группы работников медицинского и строительного
профиля. Среди опрошенных медицинских работников доля желающих выехать
на работу за рубеж составляла 88,9%, строителей – 82,6%;
по другим профессион��льным группам данный показатель составляет
61-67%.
Таблица 7. Установки на труд за рубежом по отдельным группам занятых, %
Группы занятых | Установка на труд за рубежом | Всего | Доля ориентированных на долгосрочную работу за рубежом* | ||
отрицательная | положительная | невыработанная | |||
Бизнесмены | 11,1 | 77,8 | 11,1 | 100 | 42,9 |
Студенты, ученики | 23,1 | 69,2 | 7,7 | 100 | 66,7 |
Работающие по найму в частном секторе | 11,6 | 69,2 | 19,2 | 100 | 66,7 |
Работающие по найму в государственном секторе | 19,5 | 67,7 | 12,8 | 100 | 40 |
Временно не работающие | 18,2 | 76,4 | 5,6 | 100 | 40,5 |
Другие | 36,5 | 54 | 9,5 | 100 | 26,5 |
* Среди опрошенных с положительной установкой на труд за рубежом.
Между благосостоянием опрошенных и их ориентацией на работу за границей прослеживается следующая зависимость: с улучшением благосостояния удельный вес желающих выезжать на работу за границу (а в их составе – и удельный вес желающих выезжать на долгосрочную работу) увеличивается и, напротив, падает доля не желающих этого (табл. 8). Так, доля намеренных выезжать на долгосрочную работу в составе опрошенных с положительной установкой на труд за рубежом среди относительно обеспеченных («в основном денег хватает, можем даже кое-что откладывать») составила более двух третей.
Таблица 8. Самооценки уровня благосостояния и установки на труд за рубежом, %
Уровень благосостояния | Установка на труд за рубежом | Всего | Доля ориентированных на долгосрочную работу* | ||
отрицательная | положительная | невыработанная | |||
В основном денег хватает, можем даже кое-что откладывать; | 18,8 | 68,9 | 12,3 | 100 | 45,2 |
на самое необходимое денег хватает | |||||
Денег не хватает | 21,8 | 67,8 | 10,4 | 100 | 41,9 |
Денег не хватает на самое необходимое | 22,1 | 64,8 | 13,1 | 100 | 33 |
* В составе опрошенных с положительной установкой на труд за рубежом.
Обследование также выявило четкую зависимость между самооценками уровня благосостояния (по сравнению с окружающими) и установками на работу за рубежом. Данные таблицы 9 наглядно показывают, что, чем выше такие самооценки, тем ниже доля отрицательно настроенных на труд за границей и еще не определившихся с планами.
Таблица 9. Самооценки уровня благосостояния (по
сравнению с окружающими)
и установки на труд за рубежом, %
Оценка собственного благосостояния по сравнению с окружающими | Установка на труд за рубежом | Всего | Удельный вес ориентированных на долгосрочную работу за рубежом* | ||
отрицательная | положительная | невыработанная | |||
Лучше, чем у окружающих | 8,3 | 91,7 | 0 | 100 | 63,9 |
Так же, как и у других | 20,2 | 69,3 | 10,5 | 100 | 35,9 |
Хуже, чем у окружающих | 29,6 | 54,4 | 16 | 100 | 59 |
* В составе опрошенных с положительной установкой на труд за рубежом.
Прослеживается четкая зависимость между изменением уровня благосостояния и миграционными трудовыми намерениями населения. Так, удельный вес опрошенных с положительной установкой на труд за рубежом среди тех, у кого благосостояние значительно ухудшилось, составил 60,8%, ухудшилось – 70,4%, не изменилось – 73,5%, улучшилось и значительно улучшилось – 76,5%. Обратная взаимосвязь между долей не выработавших установки на труд за рубежом и изменением благосостояния за последние 5-6 лет выражена слабее. Наиболее высок (28,6%) удельный вес не желающих выезжать на работу за рубеж среди тех опрошенных, чье благосостояние за последние 5-6 лет значительно ухудшилось. Однако среди опрошенных с положительной установкой на труд за рубежом, благосостояние которых за последние годы значительно ухудшилось, удельный вес ориентированных на долгосрочную работу довольно высок (45,2%). Выше значение данного показателя было только у тех, чье благосостояние за последние 5-6 лет улучшилось и значительно улучшилось.
* * *
Формирование общих европейских структур (финансового рынка, рынка ценных бумаг, рынка труда, единого экономического пространства, единого миграционного пространства и т.п.) в Западной и Центральной Европе происходит быстрыми темпами. Выгоды от интеграции в Европе очень велики, поскольку экономически развитые страны задают ритм и направления интеграции и тем самым «ведут» менее развитые. В то время как кандидаты для вступления в Европейский Союз еще могут надеяться получить что-то от европейского «пирога», для бывших республик Советского Союза перспективы менее благоприятны, и Украина не является исключением. Ей, скорее всего, в ближайшем будущем не удастся стать кандидатом в Европейский Союз.
Невключенность Украины в процесс европейской интеграции не может не вызывать определенной обеспокоенности в широких слоях населения, прежде всего, проживающего в западном приграничье. Низкая эффективность функционирования Еврорегионов в западном приграничье Украины порождает мнения о преждевременности их образования.
С нашей точки зрения, выход из данной ситуации заключается в разработке новых парадигм интеграции, их прикладном апробировании, разработке научных обоснований внешней социально-экономической политики и, прежде всего, такой важнейшей ее составляющей как миграционная политика.
ХОМРА Александр Ульянович,
доктор географических наук,
зав. отделом социально-экономической и демографической безопасности
Национального института проблем международной безопасности
при Совете национальной безопасности и обороны Украины