Шоп-туризм как форма трудовых миграций населения Дагестана (особенности, структура и динамика)

Расулова З.Д.
Махачкала

Необычайное возрастание за период реформ в Дагестане масштабов выездного туризма, и в первую очередь зарубежных туров, является общероссийской тенденцией. До перестройки, как известно, за границу выезжало небольшое число людей. В основном это были работники различных советских организаций за границей (дипломаты, сотрудники торговых представительств, служащие информационных агентств, военные и т.д.), люди, выезжавшие по частным приглашением к своим родственникам и друзьям, а также ограниченный круг людей, направляющихся за границу в составе организованных туристических групп (чаще всего в социалистические страны). После распада СССР в России ограничения на выезд были сняты, туристские формальности упрощены.

Челночный бизнес для многих дагестанцев стал основным источником семейного дохода. Поэтому проблему челноков в республике необходимо связывать с задачей поддержания социальной стабильности в регионе.

В целях выявления структуры, динамики, положительных и негативных сторон организации выездного туризма в Дагестане с 1996 по 2001 гг. нами проводились регулярные социологические исследования туристских потоков, направляемых за границу главными дагестанскими турфирмами "Сириус" и "Изумруд". Основными методами исследований явились анкетирование и опрос туристов.

Турфирмы, специализирующиеся на организации шоп-туров, занимаются также вопросами доставки, страхования, оформления и растаможивания грузов. Сами же "челноки" в последние годы все чаще сочетают закупку товаров на рынках с отдыхом, предпочитая размещаться в относительно недорогих отелях. Они нередко отправляются на тематические экскурсии, посещают парки, выкраивают дни для отдыха на море. За последние 5 лет произошло изменение и продолжительности "шоп-туров" в среднем с 2-3 до 6-7 дней.

Основными направлениями поездок дагестанских "челноков" являются Турция и Объединенные Арабские Эмираты. Кроме того, дагестанских шоп-туристов можно встретить в Италии, где они приобретают одежду и обувь на распродажах, либо на торговых складах; в Греции, где закупаются недорогие и достаточно качественные меха, Китае (одежда, недорогая электротехника), Южной Корее (компьютерные комплектующие, видеотехника и др.). Однако по объемам выезда и закупок товара эти новые направления все же не могут конкурировать с ранее освоенной дагестанцами Турцией. Туристы из Дагестана едут в Турцию с целью закупок товара в основном в г. Стамбул. Хотя не мало и тех, кто стремится в сочетании с коммерческими закупками провести сравнительно комфортный отдых в Анталье, Сиде, Аланьи, Бодруме, Мармарисе, Фетхие. Очень часто приморский отдых совмещается с закупкой товаров только для личного потребления.

Динамика и половозрастная структура туристского потока

Возраст, лет 1996 1997 1998 1999 2000 2001
Муж. Жен. Муж. Жен. Муж. Жен. Муж. Жен. Муж. Жен. Муж. Жен.
До 30 46 43 63 72 484 274 51 67 72 74 167 454
От 30 до 40 85 198 132 183 206 376 64 104 69 174 171 516
От 40 до 60 455 1318 696 1544 183 504 83 192 70 173 133 657
Свыше 60 7 9 8 12 8 16 5 11 5 17 9 13
Всего 593 1568 899 1811 881 1170 203 374 216 411 480 1640
Итого 2161 2710 2051 577 672 2120

Пик выездного потока приходился на 1997 г. В 1999 –2000 гг. в результате обвала рубля в августе 1998 г. поток резко уменьшился. О динамике выездного туризма в Дагестане можно судить, в частности, по показателям деятельности фирмы "Сириус" – одной из первых дагестанских фирм по отправке туристов за границу.

Общее число выездов в Стамбул через эту фирму за период с 1996 по 2001 гг. составило 10,2 тыс. человек, из них 7,0 тыс. – женщины (68 % всех выезжающих) и 3,3 тыс. – мужчины (32%). Преобладание женщин наблюдается во всех возрастных группах туристов. Если же в целом судить по возрастной структуре потока, то в ней явно преобладают туристы трудоспособного возраста. Хотя при этом можно заметить, что гендерные различия в потоке туристов пенсионного возраста (св. 60 лет) не так заметны, как в более молодом возрасте.

Динамика и гендерная структура выездного потока, отправляемого через фирму "Изумруд", чел.

Показатели 1996 1997 1998 1999 2000 2001
Муж. Жен. Муж. Жен. Муж. Жен. Муж. Жен. Муж. Жен. Муж. Жен.
Количество туристов 834 1208 524 1796 583 961 99 168 55 252 217 459

Примерно такая же картина характеризует тренд и гендерную структуру туристских потоков, направляемых в Турцию фирмой "Изумруд". Как видно из табл.2, общее количество выезжавших в Турцию по путевкам этой фирмы на протяжении исследуемого 6-летнего периода составило 7,2 тыс. человек, из них женщины по своей численности вдвое превосходят мужчин: 4,8 тыс. человек (67,6%) против 2,3 тыс. человек (32,4%), соответственно.

В ходе опроса выявлено, что в Дагестане челночным бизнесом занимаются люди разных профессий и специальностей. Среди них много врачей, инженеров, юристов, педагогов. Стаж своего челночного бизнеса они определяют периодом от 5 до 15 лет. Из числа опрошенных туристов 90% за последние несколько лет ни разу не позволили себе некоммерческий туристический отдых за рубежом. Выезды за границу осуществляются в основном с суммами от 5 до 15 тыс. долларов.

Было установлено, что основными критериями выбора клиентами предлагаемых туристских маршрутов служат: минимальная цена тура, минимальное количество дней, проведенных в поездке, высокое качество услуг по перевозке груза и надежность авиакомпании, и только на последнем месте стоят экскурсии, звездность гостиницы, близость метро и т.п. Это объясняется тем, что люди фактически едут работать и очень редко – совмещать коммерцию с отдыхом.

Из числа опрошенных 91% респондентов стремятся совершать тур воздушным транспортом, 6% – наземным и только 3% – водным. Телевидение является основным источником информации и рекламы, которые помогают выбрать маршрут поездки (отметили 90% опрошенных).

Основной целью в программе пребывания туристов за рубежом по-прежнему выступает закупка товара. С учетом этого туроператоры нередко вынуждены информировать клиентов о местонахождении не только крупных магазинов в местах прибытия туристов, но также главных рынков оптовой торговли, складов и даже фабрик-производителей товаров.

Несомненно, что челночный бизнес – это переходное явление в развитии рекреационных миграций в Дагестане. Он не рационален с экономической точки зрения, поскольку связан с перемещением большого числа людей, привозимый товар каждым из которых характеризуется незначительными суммами. Существование этого вида туризма объясняется недостаточным развитием оптовой торговой сети, неоправданно высокими ценами на товары в магазинах, медленной реакцией на изменение спроса и, конечно, нереалистичным налоговым режимом в сфере частного и малого бизнеса. Совершенствование национальной торговли должно привести к сокращению возможностей шоп-туризма. Но можно предположить и обратное, что в результате осмысления значительных его экономических выгод, наиболее развитые элементы челночного бизнеса приобретут официальный статус. Одним из решающих факторов, влияющих на характер развития шоп-туризма, является законодательство по таможенным пошлинам.

Сейчас лишь около 10% жителей Дагестана ориентированны на товары и услуги высокого качества; 25-30% являются потребителями стандартных товаров и услуг и характеризуются высокой эластичностью спроса (т.е. чутко реагируют на повышение или снижение цен); около 60% населения, чья платежеспособность не позволяет приобретать туристские путевки, ориентированы на потребление самых дешевых товаров и услуг. Тенденции в дагестанском туризме объективно делают необходимым поиск принципиально новых возможностей для его развития. Требуется определение перспективных сегментов регионального рынка туристских услуг, которые бы при определенных условиях могли стать источником серьезного увеличения поступлений доходов в республиканский бюджет.