Влияние неправительственных организаций на решение проблем вынужденных переселенцев

Соцкая Е.В.
Ставрополь

Вынужденные переселенцы сталкиваются с огромным количеством проблем, которые они не в состоянии решить из-за проволочек и бюрократизма. При этом наблюдается рост напряженности на тех территориях, куда происходит приток мигрантов.

Среди причин, заставивших мигрантов покинуть прежние места жительства, преобладают стрессовые факторы – криминогенная обстановка, ущемление прав, военные действия. К этому надо добавить сложную экономическую ситуацию – невозможность найти работу, тяжелое материальное положение. Существует также группа переселенцев, покинувших нажитые места из-за природных катаклизмов и неблагоприятной экологической ситуации.

Рост напряженности в связи с миграционными процессами происходит по многим причинам. Многие мигранты не имеют возможности легализовать свое правовое положение, получить прописку, зарегистрировать свои домовладения, купленные на основании «ручных» сделок. Зачастую, препятствуя легализации мигрантов, власти обостряют межнациональные противоречия. Среди политических причин доминирует активность объединений и национальных движений и обществ, пытающихся представить мигрантов как единственный источник бед и неурядиц в регионе. Они настаивают на возвращении мигрантов в места их прежнего проживания, иногда даже насильственным путем, ратуя за «этническую чистоту» русскоязычных территорий. В экономическом плане происходит усиление конкуренции за рабочие места, землю, что особенно актуально для сельскохозяйственных районов. Следует учесть, что миграционные процессы протекают на фоне резкого снижения уровня жизни большинства коренного населения. В социальной сфере с мигрантами связывается рост и появление новых видов преступности. Обостряются конфликты на религиозной почве.

Миграционные потоки оказывают существенное влияние на этнический состав населения, обостряют межнациональные отношения и формируют негативные стереотипы в отношении мигрантов. В некоторых регионах напряженность и недовольство коренного населения иногда перерастало в открытые выступления, протесты и даже насильственные действия в отношении мигрантов. Тем не менее, взаимоотношения с коренным населением более чем у 80% опрошенных складываются нормально, и они никогда не испытывали к себе пренебрежительного отношения со стороны кого бы то ни было.

Потеря управляемости в российском государстве вследствие слома старой системы управления привела к тому, что власти не могут самостоятельно справиться с возникшими проблемами и решить их. Сегодня необходимы экстренные меры по кардинальному изменению ситуации. Необходимо создать благоприятные условия для желающих возвратиться в места прежнего проживания.

В разрешении проблем вынужденных переселенцев все больше возрастает роль неправительственных объединений, союзов, ассоциаций. Роль подобных организаций повышается в связи с попытками построения гражданского общества в России. Прежде всего, речь идет о выработке совместными усилиями государственных органов и неправительственных организаций программы, которая эффективно противодействовала бы экстремизму, способствовала формированию толерантности.

Выходом из сложившейся ситуации может стать построение гражданского общества и формирование гражданской культуры. Представляется, что гражданская культура есть некое системное качество политического целого, сориентированного на развитие и укрепление гражданских начал. Она неразрывно связана с построением правового государства, соблюдением прав и достоинств человека. Именно человек является центральной фигурой в гражданском обществе, его интересы и потребности. Гражданская культура способствует осмыслению различных общественных проблем и их переводу в практическую плоскость управленческих решений. Эта культура закономерно проявляется в отношениях между людьми и в их деятельности, способствует укреплению общества и государства. Она придает им особый смысл, определяет цели, мотивы и образцы, реализует необходимые связи и формы общения. Г. Эрмэ указывает, что своим содержанием культура гражданственности охватывает одновременно и приобретение знаний о политической жизни, о социальном окружении каждого человека и о действующих институтах, и практическое обучение действиям и поступкам, связанным с осуществлением демократии, а также поддержку ценностей свободы, которая и представляет собой, в конечном счете, то, из чего вытекает все остальное .

В гражданской культуре присутствует широкий спектр возможностей гражданского самовыражения. Отражение многообразия, своеобразный баланс интересов, ориентированных на согласие и конструктивные решения, составляет особенность гражданской культуры. Сочетание компетентности и лояльности, установка на гражданский консенсус, диалог и сотрудничество, объединение людей на базе общих ценностей и целей играют важную роль в укреплении сообщества и демократии. Значение социального доверия и сотрудничества настольно велико, что они признаются в качестве полноправного «компонента гражданской культуры» .

Помимо гражданской культуры существуют другие пути решения проблем вынужденных переселенцев. Общественные объединения устраивают различные благотворительные акции, сбор средств от которых направляется на решение наиболее острых проблем, бесплатные консультации по различным вопросам, организуют акции в помощь вынужденным переселенцам: сбор одежды, продуктов питания, игрушек и школьных принадлежностей для детей.

Необходима консолидация усилий всех заинтересованных сторон в решении проблем вынужденных переселенцев. Нужно обратить внимание на разработку государственной политики по гармонизации межнациональных отношений, которая бы эффективно противодействовала экстремизму, способствовала формированию толерантности и терпимости. Необходима мобилизация возможностей средств массовой информации для воспитания терпимости и формирования гуманистического мировоззрения. Помимо этого разрабатываются и внедряются программы по решению проблем вынужденных переселенцев, создаются более щадящие условия для их интеграции в жизнь регионов. Имеются в виду программы «Ингушетия», «Юг России».